ПСИХОЛОГИЯ
НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ
СЕМЬИ
В.М. Целуйко
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2004
Такая книга по семейной
психологии, безусловно, нужна, поскольку
разговоры о семейных проблемах и связанных с
ними нарушениях детско-родительских отношений
нередко ограничиваются лишь констатацией
неблагополучия, в то время как и родители, и
педагоги нуждаются не в подтверждении уже
известного, а в помощи по выходу из создавшейся
ситуации.
Автор книги обращает внимание на интересный
факт: ни психологи, ни социологи не могут сказать,
что такое нормальная российская семья, а явление
семейного неблагополучия приобретает
разнообразные формы. Ни материальное
благополучие, ни наличие престижной и хорошо
оплачиваемой работы не выступает гарантией
семейного счастья. Именно это и позволяет автору
говорить о разных формах семейного
неблагополучия: нарушении структуры семьи,
обесценивании семейных функций, наличии
дефектов воспитания, в результате чего
появляются «трудные» дети.
По мнению автора, с учетом доминирующих факторов
неблагополучные семьи условно можно разделить
на две большие группы. Первую группу составляют
семьи с явной (открытой) формой неблагополучия,
среди которых наиболее распространенными
являются те, где один или несколько членов
зависимы от употребления алкоголя и наркотиков.
Вторую группу представляют внешне
респектабельные семьи, образ жизни которых не
вызывает никаких подозрений, но поведение
ребенка свидетельствует о неблагополучии. Кроме
того, автор обращает внимание читателей на семьи
«пограничного» характера, переход которых из
благополучных в свой антипод происходит
незаметно и обнаруживается уже тогда, когда
отношения оказываются абсолютно разлаженными,
примером этому служат семьи с детьми-инвалидами
или родителями-инвалидами.
Книга написана интересно и убедительно,
компетентность автора сомнений не вызывает, но
по ее прочтении возникает сильное желание
посмотреть на благополучную семью, которая,
хочется думать, все-таки еще существует.
Как следует из названия, книга адресована
родителям и педагогам, в связи с чем обращает на
себя внимание одно противоречие. Автор
совершенно справедливо утверждает, что дети
впитывают модели семьи из семьи родительской и
именно поэтому выросшие в неполной семье нередко
повторяют судьбу своих родителей, а испытавшие
на себе насилие сами оказываются палачами для
своих близких. Если это так, то каким образом
можно разорвать порочный круг?
Кроме того, вызывает сильные сомнения, что эта
книга попадет в руки тех, для кого написана, —
родителей, оказавшихся не в состоянии построить
теплые и доверительные отношения друг с другом и
со своими детьми. Они нередко отказываются
признать собственные проблемы и тем более
изменить свое поведение. Поэтому мне хочется
адресовать данное издание не родителям, а тем,
кто имеет дело с проблемными семьями, и прежде
всего — семейным консультантам.
Школьным психологам ее тоже полезно прочитать,
но не с целью заняться коррекцией
детско-родительских отношений, а с тем чтобы
вовремя обнаружить неблагополучие и постараться
убедить родителей в необходимости обращения к
семейному психологу.
Марина СТЕПАНОВА
|