Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ
НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ
СЕМЬИ

В.М. Целуйко
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2004

Такая книга по семейной психологии, безусловно, нужна, поскольку разговоры о семейных проблемах и связанных с ними нарушениях детско-родительских отношений нередко ограничиваются лишь констатацией неблагополучия, в то время как и родители, и педагоги нуждаются не в подтверждении уже известного, а в помощи по выходу из создавшейся ситуации.
Автор книги обращает внимание на интересный факт: ни психологи, ни социологи не могут сказать, что такое нормальная российская семья, а явление семейного неблагополучия приобретает разнообразные формы. Ни материальное благополучие, ни наличие престижной и хорошо оплачиваемой работы не выступает гарантией семейного счастья. Именно это и позволяет автору говорить о разных формах семейного неблагополучия: нарушении структуры семьи, обесценивании семейных функций, наличии дефектов воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
По мнению автора, с учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, среди которых наиболее распространенными являются те, где один или несколько членов зависимы от употребления алкоголя и наркотиков. Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает никаких подозрений, но поведение ребенка свидетельствует о неблагополучии. Кроме того, автор обращает внимание читателей на семьи «пограничного» характера, переход которых из благополучных в свой антипод происходит незаметно и обнаруживается уже тогда, когда отношения оказываются абсолютно разлаженными, примером этому служат семьи с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами.
Книга написана интересно и убедительно, компетентность автора сомнений не вызывает, но по ее прочтении возникает сильное желание посмотреть на благополучную семью, которая, хочется думать, все-таки еще существует.
Как следует из названия, книга адресована родителям и педагогам, в связи с чем обращает на себя внимание одно противоречие. Автор совершенно справедливо утверждает, что дети впитывают модели семьи из семьи родительской и именно поэтому выросшие в неполной семье нередко повторяют судьбу своих родителей, а испытавшие на себе насилие сами оказываются палачами для своих близких. Если это так, то каким образом можно разорвать порочный круг?
Кроме того, вызывает сильные сомнения, что эта книга попадет в руки тех, для кого написана, — родителей, оказавшихся не в состоянии построить теплые и доверительные отношения друг с другом и со своими детьми. Они нередко отказываются признать собственные проблемы и тем более изменить свое поведение. Поэтому мне хочется адресовать данное издание не родителям, а тем, кто имеет дело с проблемными семьями, и прежде всего — семейным консультантам.
Школьным психологам ее тоже полезно прочитать, но не с целью заняться коррекцией детско-родительских отношений, а с тем чтобы вовремя обнаружить неблагополучие и постараться убедить родителей в необходимости обращения к семейному психологу.

Марина СТЕПАНОВА