Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГРУППЫ

Р. Бэрон,
Н. Керр,
Н. Миллер
СПб.: Питер, 2003

Из всех книг по психологии те, что посвящены социально-психологическим проблемам, самые, пожалуй, интересные. Ведь феномены человеческого взаимодействия — это то, с чем каждый из нас волей-неволей сталкивается каждый день, и разъяснение их психологической подоплеки чрезвычайно интересно и полезно любому — как в профессиональном плане, так и в житейском. И школьный психолог, вне сомнения, не может игнорировать социально-психологические явления — ведь в классе они разворачиваются не менее рельефно, чем в экипаже космического корабля или олимпийской сборной.
В мировой психологии — преимущественно американской — накоплен богатый опыт социально-психологических исследований, сформулировано множество гипотез в попытках разъяснить механизмы межличностного взаимодействия. Впрочем, обилие материала не стоит преувеличивать. Самых ярких исследований насчитывается несколько десятков, и даже в одной большой книге вполне возможно дать их исчерпывающий обзор. Что постоянно и делается в разных монографиях и учебниках, не сильно различающихся по содержанию, которое лишь постепенно обновляется (последнее к преимуществам рецензируемого издания отнести нельзя, так как оно оперирует материалами более чем десятилетней давности). В силу этого заинтересованный читатель социально-психологической литературы постоянно сталкивается с феноменом узнавания — одни и те же ссылки и примеры кочуют из учебника в учебник, так что, прочитав два-три таких источника, остальные достаточно уже бегло пролистывать.
Об этом необходимо помнить при обращении к любому учебнику по социальной психологии, в частности к тому, что недавно издан «Питером». Если вы уже успели внимательно прочитать ранее изданные учебники Майерса или Аронсона, особых откровений от Бэрона с соавторами не ждите. Этот американский учебник, впервые увидевший свет в издательстве Бэкингемского открытого университета, рассчитан на студентов-заочников, заинтересованных в получении максимума информации в минимальном объеме, доступном для самостоятельного освоения. В силу этого и описание экспериментов, составляющее изюминку любой социально-психологической книги, тут дается настолько лаконично, что вкус изюма практически не чувствуется.
Изданная у нас в серии «Концентрированная психология», книга скорее напоминает справочник, дающий поверхностное перечисление явлений, экспериментов и теорий, касающихся групповых процессов. Тут и конформность, и социальная фасилитация, и каузальная атрибуция и т.д., и т.п. Имена тоже сплошь знакомые — Аш, Зайонц, Милгрэм и др. В силу этих причин книгу можно было бы рекомендовать тем, кто с социальной психологией практически не знаком, но хотел бы быстро ознакомиться с некоторыми основными принципами групповой динамики — в том виде, в каком они 15 лет назад преподносились американским заочникам.
Что касается наших заочников, то по прочтении учебника Бэрона на зачет по социальной психологии они вполне могут рассчитывать.

Сергей СТЕПАНОВ