СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГРУППЫ
Р. Бэрон,
Н. Керр,
Н. Миллер
СПб.: Питер, 2003
Из всех книг по психологии
те, что посвящены социально-психологическим
проблемам, самые, пожалуй, интересные. Ведь
феномены человеческого взаимодействия — это то,
с чем каждый из нас волей-неволей сталкивается
каждый день, и разъяснение их психологической
подоплеки чрезвычайно интересно и полезно
любому — как в профессиональном плане, так и в
житейском. И школьный психолог, вне сомнения, не
может игнорировать социально-психологические
явления — ведь в классе они разворачиваются не
менее рельефно, чем в экипаже космического
корабля или олимпийской сборной.
В мировой психологии — преимущественно
американской — накоплен богатый опыт
социально-психологических исследований,
сформулировано множество гипотез в попытках
разъяснить механизмы межличностного
взаимодействия. Впрочем, обилие материала не
стоит преувеличивать. Самых ярких исследований
насчитывается несколько десятков, и даже в одной
большой книге вполне возможно дать их
исчерпывающий обзор. Что постоянно и делается в
разных монографиях и учебниках, не сильно
различающихся по содержанию, которое лишь
постепенно обновляется (последнее к
преимуществам рецензируемого издания отнести
нельзя, так как оно оперирует материалами более
чем десятилетней давности). В силу этого
заинтересованный читатель
социально-психологической литературы постоянно
сталкивается с феноменом узнавания — одни и те
же ссылки и примеры кочуют из учебника в учебник,
так что, прочитав два-три таких источника,
остальные достаточно уже бегло пролистывать.
Об этом необходимо помнить при обращении к
любому учебнику по социальной психологии, в
частности к тому, что недавно издан «Питером».
Если вы уже успели внимательно прочитать ранее
изданные учебники Майерса или Аронсона, особых
откровений от Бэрона с соавторами не ждите. Этот
американский учебник, впервые увидевший свет в
издательстве Бэкингемского открытого
университета, рассчитан на студентов-заочников,
заинтересованных в получении максимума
информации в минимальном объеме, доступном для
самостоятельного освоения. В силу этого и
описание экспериментов, составляющее изюминку
любой социально-психологической книги, тут
дается настолько лаконично, что вкус изюма
практически не чувствуется.
Изданная у нас в серии «Концентрированная
психология», книга скорее напоминает справочник,
дающий поверхностное перечисление явлений,
экспериментов и теорий, касающихся групповых
процессов. Тут и конформность, и социальная
фасилитация, и каузальная атрибуция и т.д., и т.п.
Имена тоже сплошь знакомые — Аш, Зайонц, Милгрэм
и др. В силу этих причин книгу можно было бы
рекомендовать тем, кто с социальной психологией
практически не знаком, но хотел бы быстро
ознакомиться с некоторыми основными принципами
групповой динамики — в том виде, в каком они 15 лет
назад преподносились американским заочникам.
Что касается наших заочников, то по прочтении
учебника Бэрона на зачет по социальной
психологии они вполне могут рассчитывать.
Сергей СТЕПАНОВ
|