Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2004


НОВОСТИ

КУРГАН

В 2003/2004 учебном году на базе детского сада № 116 «Лучик»
работал консультационный пункт для педагогов-психологов
дошкольных образовательных учреждений города

Его тема «Работа педагога-психолога ДОУ с семьей» была выбрана неслучайно. Не секрет, что «проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — как правило, растут в неблагополучных семьях. Поэтому психологу важно работать не только с самими детьми, но и с их родителями. А это направление деятельности (особенно для начинающих специалистов) является наиболее сложным.
Консультационный пункт был организован для знакомства с практическим опытом взаимодействия и сотрудничества психологов дошкольных учреждений с членами семьи по вопросам воспитания и развития ребенка.
Первое занятие было проведено 9 октября 2003 года. На нем была затронута тема «Взаимодействие и сотрудничество психолога с педагогами и методической службой ДОУ по работе с семьей». На нем психологи, воспитатели и руководители детского сада № 116 делились опытом работы с родителями детей разных возрастных групп, подробно останавливаясь на формах и методах этой работы. Участники встречи познакомились с результатами изучения запросов родителей.
Интересным было выступление психолога детского сада № 124 Г.В. Дудниковой, рассказавшей о психологическом сопровождении родителей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
На первом занятии был проведен опрос педагогов-психологов, который позволил определить тематику следующих встреч.
Второе занятие «Методы изучения семьи (диагностика в работе с родителями)» состоялось 4 декабря 2003 года. На нем были рассмотрены такие методы изучения семейных отношений, как беседа с родителями, наблюдение за ситуацией общения родителей с ребенком, беседа с воспитателями, проективное интервью с ребенком, анкеты, опросники, тесты, проективные рисуночные методики.
Многие из этих методов участники осваивали в режиме ролевой игры. Взгляд на многие методики с позиции родителей и педагогов позволил увидеть их положительные и отрицательные стороны. Работая в микрогруппах, психологи анализировали рисунки детей на тему «Моя семья», выделяя позитивные и негативные моменты использования рисуночных методик для изучения семейных отношений.
Тема третьего занятия (оно состоялось 4 марта) — «Активные формы работы с родителями как средство решения проблем взаимодействия с детьми». На нем постоянная ведущая консультационного пункта Н.А. Тимофеева продемонстрировала преимущества использования активных форм в работе с родителями. Участники познакомились с теми из них, которые используются в ДОУ № 116, просмотрели фрагменты видеозаписи психологической игры, семейных праздников и занятий с элементами тренинга. Во второй части встречи психологи, взяв на себя роль родителей и детей, приняли участие в совместном практическом занятии.
Заключительное занятие «Работа педагога-психолога с родителями по подготовке к школе» состоялась 1 апреля. Н.А. Тимофеева рассказала об актуальности этой темы, показав роль родителей в подготовке детей к обучению в школе, и познакомила с формами работы с родителями. Заключительная часть встречи была проведена в форме игры «А что у вас?», где каждый участник имел возможность поделиться эффективными методами взаимодействия с родителями, обменяться опытом.
На этой оптимистической ноте работа консультационного пункта в текущем учебном году была завершена. Участники высказали пожелание продолжить ее в будущем году.

Надежда ТИМОФЕЕВА,
педагог-психолог детского сада № 116
Тел.: (3522) 56-58-96