КУРГАН
В 2003/2004 учебном году на базе детского
сада № 116 «Лучик»
работал консультационный пункт для
педагогов-психологов
дошкольных образовательных учреждений города
Его тема «Работа
педагога-психолога ДОУ с семьей» была выбрана
неслучайно. Не секрет, что «проблемные»,
«трудные», «непослушные» дети, так же как и дети
«с комплексами», «забитые» или «несчастные», —
как правило, растут в неблагополучных семьях.
Поэтому психологу важно работать не только с
самими детьми, но и с их родителями. А это
направление деятельности (особенно для
начинающих специалистов) является наиболее
сложным.
Консультационный пункт был организован для
знакомства с практическим опытом взаимодействия
и сотрудничества психологов дошкольных
учреждений с членами семьи по вопросам
воспитания и развития ребенка.
Первое занятие было проведено 9 октября 2003 года.
На нем была затронута тема «Взаимодействие и
сотрудничество психолога с педагогами и
методической службой ДОУ по работе с семьей». На
нем психологи, воспитатели и руководители
детского сада № 116 делились опытом работы с
родителями детей разных возрастных групп,
подробно останавливаясь на формах и методах этой
работы. Участники встречи познакомились с
результатами изучения запросов родителей.
Интересным было выступление психолога детского
сада № 124 Г.В. Дудниковой, рассказавшей о
психологическом сопровождении родителей в
период адаптации детей к дошкольному учреждению.
На первом занятии был проведен опрос
педагогов-психологов, который позволил
определить тематику следующих встреч.
Второе занятие «Методы изучения семьи
(диагностика в работе с родителями)» состоялось 4
декабря 2003 года. На нем были рассмотрены такие
методы изучения семейных отношений, как беседа с
родителями, наблюдение за ситуацией общения
родителей с ребенком, беседа с воспитателями,
проективное интервью с ребенком, анкеты,
опросники, тесты, проективные рисуночные
методики.
Многие из этих методов участники осваивали в
режиме ролевой игры. Взгляд на многие методики с
позиции родителей и педагогов позволил увидеть
их положительные и отрицательные стороны.
Работая в микрогруппах, психологи анализировали
рисунки детей на тему «Моя семья», выделяя
позитивные и негативные моменты использования
рисуночных методик для изучения семейных
отношений.
Тема третьего занятия (оно состоялось 4 марта) —
«Активные формы работы с родителями как средство
решения проблем взаимодействия с детьми». На нем
постоянная ведущая консультационного пункта Н.А.
Тимофеева продемонстрировала преимущества
использования активных форм в работе с
родителями. Участники познакомились с теми из
них, которые используются в ДОУ № 116, просмотрели
фрагменты видеозаписи психологической игры,
семейных праздников и занятий с элементами
тренинга. Во второй части встречи психологи, взяв
на себя роль родителей и детей, приняли участие в
совместном практическом занятии.
Заключительное занятие «Работа
педагога-психолога с родителями по подготовке к
школе» состоялась 1 апреля. Н.А. Тимофеева
рассказала об актуальности этой темы, показав
роль родителей в подготовке детей к обучению в
школе, и познакомила с формами работы с
родителями. Заключительная часть встречи была
проведена в форме игры «А что у вас?», где каждый
участник имел возможность поделиться
эффективными методами взаимодействия с
родителями, обменяться опытом.
На этой оптимистической ноте работа
консультационного пункта в текущем учебном году
была завершена. Участники высказали пожелание
продолжить ее в будущем году.
Надежда ТИМОФЕЕВА,
педагог-психолог детского сада № 116
Тел.: (3522) 56-58-96
|