И ЭТО ВСЕ О НЕМ
Психологическое консультирование
в образовательном учреждении
ОБЗОР ПОДХОДОВ
Психологическому консультированию посвящено
огромное количество материалов. В работах
Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, А.Ф. Бондаренко, Р.
Кочюнаса, Г.С. Абрамовой, Ю.Е. Алешиной, Ю.М.
Емельянова и многих других отечественных и
зарубежных психологов приводится поистине
гигантский объем данных, показателей, этапов,
характеристик этой области психологической
помощи.
В то же время имеется ряд определенных
разногласий даже по поводу самого определения
консультирования, а также по вопросам, связанным
как с разграничением его со смежными областями
деятельности, так и с содержанием самой этой
деятельности.
Так, Г.В. Бурменская общую задачу возрастного
психологического консультирования определяет
как «контроль за ходом психического развития
ребенка на основе представлений о нормативном
содержании и возрастной периодизации этого
процесса», объединяя под эгидой
консультирования практически все направления
деятельности психолога образования. Ю.А. Алешина
говорит о работе, направленной на решение различного
рода психологических проблем, связанных с
трудностями в межличностных отношениях. Р.
Кочюнас, исследуя различные определения
психологического консультирования, приводит их
диапазон от «совокупности процедур,
направленных на помощь человеку в разрешении
проблем и принятии решения — относительно
профессиональной карьеры, брака, семьи,
совершенствования личности и межличностных
отношений» до максимально широкого, которое
звучит как «консультирование — это
профессиональное отношение (!)
квалифицированного консультанта к клиенту...».
А.А. Осипова, наоборот, подводит большинство
категорий консультирования под понятие психокоррекция,
практически не отличая их друг от друга.
Основное, в чем согласны (скорее, неосознанно)
практически все теоретики в области
психологического консультирования, это:
1) понятие, содержание, как и сам термин
«психологическое консультирование» — consulting,
— ведет свое начало от западных представлений о
психологической практике;
2) понятие «психологическое консультирование»
практически совпадает с понятием
«психотерапия».
Но далее возникает огромное количество
разногласий и, соответственно,
теоретико-методологических работ, посвященных
разграничению, поиску различных оснований,
выделению различного рода черт, «разводящих» эти
области помощи клиентам. Хороший обзор подходов
к этой, на наш взгляд, исключительно
«понятийно-терминологической» проблеме можно
найти во многих работах.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Для непосредственной организации деятельности
педагога-психолога образовательного учреждения
важно определить содержание и особенности
психологического консультирования в связи с
необходимостью оценить его место и объем в
структуре собственно психологической
деятельности. От того, к какому направлению будет
отнесен этот вид деятельности психолога, зависит
очень многое, в том числе и отчетные показатели,
особенности и направления повышения
квалификации, самое главное — те технологии,
которые лягут в основу этого вида работ.
Часто возникает определенное недопонимание:
психологическое консультирование — это
отдельный вид деятельности психолога
образования (как обозначено в положении о службе
практической психологии образования) или же оно
включает в себя психокоррекционную работу (а для
некоторых специалистов — и диагностику,
профилактику, просвещение)?
С этим связан и ряд более частных вопросов,
принципиальных для организации деятельности
педагога-психолога в составе образовательного
учреждения. Например, если психологическое
консультирование рассматривается в парадигме
пролонгированного (10–15 встреч с клиентом или
семьей) действия и направлено на изменение
поведения, социальной или экзистенциальной
позиции, выработки новых психосоциальных
навыков (то есть носит в какой-то степени
коррекционный характер), необходимо ли психологу
иметь структурированную программу деятельности
с описанием этапов, разделов и т.п.? В чем, в таком
случае, различия между психологической
коррекцией, психотерапией и консультированием —
в продолжительности встреч, наличии
структурированной программы деятельности,
наличии (или отсутствии) у клиента физического и
психического здоровья? Перечень подобных
вопросов может оказаться нескончаемым.
Мы считаем принципиально важным для
практической деятельности психолога
образовательного учреждения, тем более в рамках
специального образования, определить понятие
«психологическое консультирование» и
содержание этой деятельности с иных позиций.
1. Рассматривать консультирование как
исключительно коммуникативный процесс, в первую
очередь, обеспечения клиента необходимой
психологической информацией (и ее эффективного
включения, амплификации в собственные
экзистенциальные ценности), что позволит создать
условия для адекватной
социально-психологической адаптации его самого
и через него (с его помощью) других членов семьи, в
том числе и детей.
2. Одним из основных параметров, отграничивающих
консультирование от других видов
психологической помощи, следует считать
кратковременность — четко обозначенное
количество встреч психолога с клиентом1.
3. Исходя из основной цели психологического
консультирования: создание условий, в которых
окажется возможным достижение клиентом
переосмысления собственной жизненной ситуации,
выработка новой экзистенциальной позиции,
способности осознать неконструктивные способы
поведения и выработать новые психосоциальные
умения (консультационную деятельность следует
рассматривать как интимно-личностный процесс,
ориентированный исключительно на отдельного
индивида или семью).
4. Отсюда вытекает необходимость использования в
процессе консультирования психотерапевтических
методов и приемов.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
Адекватность такого подхода определяется и
имеющимися нормативными документами
Министерства образования, в частности
Положением о службе практической психологии в
образовании, Типовым положением об
образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, где психологическое
консультирование рассматривается как отдельное
направление деятельности практического
психолога.
Подобную точку зрения разделяют многие ведущие
психологи-консультанты, занимающиеся как
непосредственно консультационной
деятельностью, так и немедицинской
психотерапией. Схожую позицию можно найти,
например, в работах И.В. Вачкова, который
рассматривает психологическое консультирование
как «обеспечение человека необходимой
психологической информацией и создание условий
— в результате общения с психологом — для
преодоления жизненных трудностей и
продуктивного существования в конкретных
обстоятельствах». Он также разграничивает
психологическое консультирование и
психотерапию более глубоким внедрением и
направленностью воздействия последней на
человека, в то же время допуская использование в
консультировании психотерапевтических приемов
и методов.
Именно использование в психологическом
консультировании психотерапевтических методов
и приемов позволяет говорить об этой
деятельности как о конфиденциально-личностной,
ориентированной на конкретного индивида (или
семью как системную единицу). Именно такая
позиция, на наш взгляд, разделяет психологическое
консультирование и просветительскую
психопрофилактическую деятельность психолога,
например в виде семинаров или групповых
обсуждений.
Действительно, сложно требовать при работе с
группой клиентов (или с несколькими семьями)
глубокого индивидуального подхода к переоценке
собственных позиций, проработки личностных
жизненных стратегий или изменения
экзистенциальной позиции отдельным клиентом или
даже семьей.
Таким образом, перевод психологического
консультирования в плоскость информационного,
индивидуально и психотерапевтически
ориентированного процесса, обладающего к тому
же определенными временными параметрами
(краткосрочностью), дает возможность более четко
и однозначно определить его организационную
структуру, объемные показатели, возможность
более адекватной оценки эффективности этой
деятельности психолога.
Такой подход к работе психолога в
образовательном учреждении кажется нам наиболее
продуктивным.
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
|