Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2004


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

 ПО РЕКЕ ЖИЗНИ

Идею провести неделю психологии мы позаимствовали у группы психологов Экономической школы-лицея города Москвы («Школьный психолог», № 34, 1999).

НИКАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Наша неделя в гимназии искусств при Главе Республики Коми в г. Сыктывкаре состоялась с 19 по 23 апреля 2004 г. Мы считаем, что она действительно «состоялась», по нескольким причинам.
Во-первых, были достигнуты те цели, которые мы ставили:
повышение психологической компетентности учащихся и педагогов гимназии;
формирование у них представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;
содействие развитию личности учащихся;
помощь в осознании каких-то аспектов своей жизни.
Во-вторых, прошел круглый стол по подведению итогов, на котором и взрослые и дети единогласно признали неделю удачной и запоминающейся.
Со стороны администрации гимназии было поставлено одно условие: минимально вмешиваться в учебный процесс (например, не проводить классные часы и тренинги вместо учебных занятий), зато во всем остальном — никаких ограничений.
Внешне гимназия выглядела не как всегда: все ее стены были увешаны психологическими изречениями, цитатами, афоризмами. Многие ребята потом признавались, что эти высказывания мудрецов помогли им найти решение какой-то давно наболевшей проблемы, заставили задуматься. Причем в зависимости от темы дня листовки менялись. Например, в День эмоций появились такие высказывания:

Я свой век прожил спокойно,
Никогда не знал напасти,
Потому что жил пристойно,
Подчинял рассудку страсти.

Стародубский

Все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся.

Ж.-Ж. Руссо

Очередной выпуск постоянной стенгазеты «Гимназист» был полностью посвящен неделе, в нем были такие статьи: «Эмоциональные дети моей гимназии», «Кто Я? Какой Я?», «Поговорим о стрессе» и т.д.

ВОСТРЕБОВАННЫЙ ЗАБОР

Самой главной «наглядностью» стала карта «Путешествие по неделе» с красочно изображенной на ней дорогой, убегающей вдаль... Ежедневно на этой карте появлялось название дня и перечисление тех мероприятий, которые в этот день проводились (см. приложение). Конечно же, свой законченный вид карта приобрела в последний день, когда все намеченное на ней исполнилось.
Еще одним фоном недели были два образа: Дерево жизни и Река жизни. В соответствии с темой дня Дерево жизни оформлялось каждый раз по-новому: в день, посвященный личности, на нем появились бутоны, в день общения — крона, в день деятельности — цветы, а в день эмоций и чувств — плоды. И каждый день появлялось на стенде главное стихотворение дня — философское и психологическое (см. приложение).
Каждый день недели был ярким и необычным.
В понедельник проходили классные часы по психологии. Всего их было проведено 16 по темам: «Кто Я? Какой Я?», «Уникальность моего Я», «Зачем нужна психология?», «Психология — это серьезно?!» и т.д.
Во вторник состоялось занятие по музыкотерапии, конкурс знатоков психологии и презентация психологического забора. Идею забора мы тоже давно вынашивали, и вот наконец это случилось. Объявление гласило:

Не думай о заборе свысока.
Придет пора, и сам поймешь,
Наверное,
Что миссия забора нелегка:
На нем все откровенно
Сокровенное...

(Штирлиц о заборе)

Забор был востребован и исписан сразу же. Мы и не предполагали, что будем вывешивать многометровые рулоны обоев каждый день! Целью его было получение обратной связи по поводу недели психологии, но получилось, что по поводу жизни и учебы в гимназии вообще:
об отношении ребят к гимназии, к учителям, к учебным предметам;
об особенностях межличностного общения (кто кого любит или не любит и за что) и т.д.
Появилась возможность высказаться, снять эмоциональное напряжение, проявить творчество и просто «засветиться». Были слова с надрывом, было и вынесение негатива из внутреннего плана во внешний, но хамства и нецензурщины не было. Кстати, забор предназначался и педагогам тоже, но они предпочли отмолчаться. (Впрочем, никто из них не захотел участвовать и в конкурсах...) Так что забор, видимо, следует выводить за рамки недели психологии, поскольку он многофункционален и востребован детьми, а для психолога является незаменимым источником информации.

РАЗБУДИТЬ ФАНТАЗИЮ

В среду для учащихся проходили занятия с элементами тренинга по общению, а для малышей интересной и увлекательной была игра «Путешествие в волшебную страну», описание и ход проведения которой мы полностью позаимствовали у коллег из Экономической школы-лицея.
Также мы благодарим и за идею игры «Следопыты», проведенной нами в четверг: каждому классу предлагался бланк со списком вопросов, на которые ребята должны были как можно быстрее найти правильные ответы. Разумеется, все вопросы были связаны с нашей гимназией.
Например:
Сколько в гимназии завучей?
Как зовут нашу буфетчицу?
Сколько кресел в кабинете психологии?
Любимая поговорка психолога.
Кто по знаку зодиака ... ? и т.д.
В пятницу для старшеклассников проводились занятия с элементами тренинга «Культура эмоций», для начальных классов — конкурс «чувствоведов». Арт-терапевтическое занятие прошло в 4-м классе: оно было неординарное, захватывающее, ни на что не похожее. Одно название чего стоит — «Шуршащая бумага». Сначала и гости, и дети-участники недоумевали: на полу лежала огромная куча самой разной бумаги, похожей на мусор: картон, калька, обои, обертки и т.д. Ведущая попросила закрыть глаза и прислушаться. Она брала каждый раз другой вид бумаги и совершала различные действия с ней: рвала, мяла, шуршала, теребила... Участники называли те ассоциации, которые у них возникали. Фантазии детей не было предела: они сравнивали шуршание бумаги с хрустом снежного наста, треском поленьев в печке, дождем, скрипом двери, шелестом осенней листвы.
Основная часть занятия была посвящена работе в парах. Пары участников должны были выбрать ту бумагу, которая им больше всего понравится по звуку, по фактуре, и сделать из нее все, что желаешь. Но было поставлено одно условие: общаться между собой можно только с помощью жестов и мимики. Это условие ничуть не повлияло на результаты творчества. В конце занятия куча бумажного мусора превратилась в изделия «народного творчества»: очаровательную бумажную пчелку, домик ученого, оленя, маску воздушного змея, роскошный букет цветов и т.д. Причем работа проходила оживленно, весело, интересно.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАНИЙ

В течение всей недели было организовано эпистолярное общение учащихся с психологами: у входа в гимназию поставили почтовый ящик, в который можно было бросать записки с актуальными вопросами. Записки позволили выявить массу проблем как общего характера (влюбленность у подростков, проблемы статуса в группе сверстников, непонимание с родителями), так и глубоко личные, на которые и отвечать нужно было лично. Как и забор, почтовый ящик был востребован и по желанию гимназистов останется до конца учебного года.
Вечером в пятницу было последнее мероприятие — круглый стол по подведению итогов. Самый главный его вывод: от недели психологии у педагогов и учеников остались яркие впечатления и есть желание повторять ее ежегодно. Но мы понимаем, что «не повторяется такое никогда», поэтому будем готовить совершенно новую неделю психологии: с новыми формами, находками, идеями, «фигурами». Вот только цели ее, видимо, останутся теми же:
показать важность, значимость психологических знаний для любого человека;
дать возможность понять внутренний мир другого и самого себя;
повысить уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Конечно же, очень сложно проводить неделю психологии, когда работает всего один психолог в школе, но я бы не взялась проводить ее в одиночку, если бы не заручилась поддержкой коллег. Мне помогли методист, заместитель директора по научно-методической работе и другие педагоги моей гимназии.

Татьяна ГУБКИНА,
педагог-психолог, г. Сыктывкар

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ГЛАВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НЕДЕЛИ

Понедельник

Открытие недели
Классные часы по психологии
Презентация психологического выпуска газеты «Гимназист»

Вторник

Конкурс знатоков психологии
Занятия по музыкальной терапии
Презентация забора

Среда

Занятия по общению с элементами тренинга
Психологическая игра «Путешествие в волшебную страну»
Классные часы по психологии

Четверг

Коллективная творческая игра «Следопыты»
Интеллектуальный конкурс по психологии для начального звена
Занятия по арт-терапии

Пятница

Занятия с элементами тренинга «Культура эмоций»
Конкурс «чувствоведов»
Круглый стол по подведению итогов недели

Приложение 2

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Психология — это серьезно...

Цитата дня
«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе» (Галилей).
Образы дня
Дерево жизни
и Река жизни.
Стихотворение дня
Река жизни
вольно
Несет поток свой.
Чего коснется,
То новой жизнью
обернется...
Из Реки жизни
выросло
Дерево жизни...

Приложение 3

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Личность

Цитата дня
«Личность — та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая».
Образ дня
Бутоны на Дереве жизни
Стихотворение дня
Все
самое красивое
превратилось
в бутоны
на Дереве жизни —
будущие личности.
В каждой личности свой
цвет,
линия,
пространство.
Неповторим каждый
бутон-личность
с его искусством,
укладом,
философией...

Приложение 4

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Общение

Цитата дня
«Самая настоящая роскошь — роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Образ дня
Крона Дерева жизни.
Стихотворение дня
Развитие кроны идет узором
«В себя, в единоличье чувств —
К другим, быть вместе...»
Человек задает вопросы
и получает на них ответы.
Он ощущает себя единым
со всем миром.
Общение становится
Учителем,
Но главным учителем
Остается
Сам Человек.

Приложение 5

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Деятельность

Цитата дня
«Что можешь сделать сейчас, сделай сейчас, кто знает, сможешь ли ты сделать это потом?..»
Образ дня
Цветы на Дереве жизни.
Стихотворение дня
Встреча — поворот к ДЕЛУ,
к существу ДЕЛА.
к главному ДЕЛУ
своей жизни.
Для понимания и описания
дальнейшего развития
человека и мира
язык человеческий
недостаточен.

Приложение 6

ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Чувства и эмоции

Цитата дня
«Мы не можем отдать себе отчета о причине наших чувств» (Стендаль).
Образ дня
Плоды на Дереве жизни.
Стихотворение дня
Встречаются люди,
разделенные судьбой:
сильные и слабые,
веселые и грустные,
нерешительные и активные,
но все они —
чувствующие.
Еще в начале пути человек
предчувствует,
к чему придет.
Это поддерживает его
в жизни
и направляет
по Реке жизни.