ПО РЕКЕ ЖИЗНИ
Идею провести неделю
психологии мы позаимствовали у группы
психологов Экономической школы-лицея города
Москвы («Школьный психолог», № 34, 1999).
НИКАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Наша неделя в гимназии искусств при Главе
Республики Коми в г. Сыктывкаре состоялась с 19 по
23 апреля 2004 г. Мы считаем, что она действительно
«состоялась», по нескольким причинам.
Во-первых, были достигнуты те цели, которые мы
ставили:
повышение
психологической компетентности учащихся и
педагогов гимназии;
формирование у
них представлений о важности психологической
науки как одной из составляющих человекознания;
содействие
развитию личности учащихся;
помощь в
осознании каких-то аспектов своей жизни.
Во-вторых, прошел круглый стол по подведению
итогов, на котором и взрослые и дети единогласно
признали неделю удачной и запоминающейся.
Со стороны администрации гимназии было
поставлено одно условие: минимально вмешиваться
в учебный процесс (например, не проводить
классные часы и тренинги вместо учебных занятий),
зато во всем остальном — никаких ограничений.
Внешне гимназия выглядела не как всегда: все ее
стены были увешаны психологическими
изречениями, цитатами, афоризмами. Многие ребята
потом признавались, что эти высказывания
мудрецов помогли им найти решение какой-то давно
наболевшей проблемы, заставили задуматься.
Причем в зависимости от темы дня листовки
менялись. Например, в День эмоций появились такие
высказывания:
Я свой век прожил спокойно,
Никогда не знал напасти,
Потому что жил пристойно,
Подчинял рассудку страсти.Стародубский |
Все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все
дурны, когда мы им подчиняемся.
Ж.-Ж. Руссо
Очередной выпуск постоянной стенгазеты
«Гимназист» был полностью посвящен неделе, в нем
были такие статьи: «Эмоциональные дети моей
гимназии», «Кто Я? Какой Я?», «Поговорим о
стрессе» и т.д.
ВОСТРЕБОВАННЫЙ ЗАБОР
Самой главной «наглядностью» стала карта
«Путешествие по неделе» с красочно изображенной
на ней дорогой, убегающей вдаль... Ежедневно на
этой карте появлялось название дня и
перечисление тех мероприятий, которые в этот
день проводились (см. приложение). Конечно же,
свой законченный вид карта приобрела в последний
день, когда все намеченное на ней исполнилось.
Еще одним фоном недели были два образа: Дерево
жизни и Река жизни. В соответствии с темой
дня Дерево жизни оформлялось каждый раз
по-новому: в день, посвященный личности, на нем
появились бутоны, в день общения — крона,
в день деятельности — цветы, а в день эмоций и
чувств — плоды. И каждый день появлялось на
стенде главное стихотворение дня — философское
и психологическое (см. приложение).
Каждый день недели был ярким и необычным.
В понедельник проходили классные часы по
психологии. Всего их было проведено 16 по темам:
«Кто Я? Какой Я?», «Уникальность моего Я», «Зачем
нужна психология?», «Психология — это серьезно?!»
и т.д.
Во вторник состоялось занятие по музыкотерапии,
конкурс знатоков психологии и презентация
психологического забора. Идею забора мы тоже
давно вынашивали, и вот наконец это случилось.
Объявление гласило:
Не думай о заборе свысока.
Придет пора, и сам поймешь,
Наверное,
Что миссия забора нелегка:
На нем все откровенно
Сокровенное...(Штирлиц
о заборе) |
Забор был востребован и исписан сразу
же. Мы и не предполагали, что будем вывешивать
многометровые рулоны обоев каждый день! Целью
его было получение обратной связи по поводу
недели психологии, но получилось, что по поводу
жизни и учебы в гимназии вообще:
об отношении ребят к гимназии, к учителям, к
учебным предметам;
об особенностях межличностного общения (кто кого
любит или не любит и за что) и т.д.
Появилась возможность высказаться, снять
эмоциональное напряжение, проявить творчество и
просто «засветиться». Были слова с надрывом, было
и вынесение негатива из внутреннего плана во
внешний, но хамства и нецензурщины не было.
Кстати, забор предназначался и педагогам тоже, но
они предпочли отмолчаться. (Впрочем, никто из них
не захотел участвовать и в конкурсах...) Так что
забор, видимо, следует выводить за рамки недели
психологии, поскольку он многофункционален и
востребован детьми, а для психолога является
незаменимым источником информации.
РАЗБУДИТЬ ФАНТАЗИЮ
В среду для учащихся проходили занятия с
элементами тренинга по общению, а для малышей
интересной и увлекательной была игра
«Путешествие в волшебную страну», описание и ход
проведения которой мы полностью позаимствовали
у коллег из Экономической школы-лицея.
Также мы благодарим и за идею игры «Следопыты»,
проведенной нами в четверг: каждому классу
предлагался бланк со списком вопросов, на
которые ребята должны были как можно быстрее
найти правильные ответы. Разумеется, все вопросы
были связаны с нашей гимназией.
Например:
Сколько в
гимназии завучей?
Как зовут нашу
буфетчицу?
Сколько кресел в
кабинете психологии?
Любимая
поговорка психолога.
Кто по знаку
зодиака ... ? и т.д.
В пятницу для старшеклассников проводились
занятия с элементами тренинга «Культура эмоций»,
для начальных классов — конкурс «чувствоведов».
Арт-терапевтическое занятие прошло в 4-м классе:
оно было неординарное, захватывающее, ни на что
не похожее. Одно название чего стоит — «Шуршащая
бумага». Сначала и гости, и дети-участники
недоумевали: на полу лежала огромная куча самой
разной бумаги, похожей на мусор: картон, калька,
обои, обертки и т.д. Ведущая попросила закрыть
глаза и прислушаться. Она брала каждый раз другой
вид бумаги и совершала различные действия с ней:
рвала, мяла, шуршала, теребила... Участники
называли те ассоциации, которые у них возникали.
Фантазии детей не было предела: они сравнивали
шуршание бумаги с хрустом снежного наста,
треском поленьев в печке, дождем, скрипом двери,
шелестом осенней листвы.
Основная часть занятия была посвящена работе в
парах. Пары участников должны были выбрать ту
бумагу, которая им больше всего понравится по
звуку, по фактуре, и сделать из нее все, что
желаешь. Но было поставлено одно условие:
общаться между собой можно только с помощью
жестов и мимики. Это условие ничуть не повлияло
на результаты творчества. В конце занятия куча
бумажного мусора превратилась в изделия
«народного творчества»: очаровательную бумажную
пчелку, домик ученого, оленя, маску воздушного
змея, роскошный букет цветов и т.д. Причем работа
проходила оживленно, весело, интересно.
НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАНИЙ
В течение всей недели было организовано
эпистолярное общение учащихся с психологами: у
входа в гимназию поставили почтовый ящик, в
который можно было бросать записки с актуальными
вопросами. Записки позволили выявить массу
проблем как общего характера (влюбленность у
подростков, проблемы статуса в группе
сверстников, непонимание с родителями), так и
глубоко личные, на которые и отвечать нужно было
лично. Как и забор, почтовый ящик был востребован
и по желанию гимназистов останется до конца
учебного года.
Вечером в пятницу было последнее мероприятие —
круглый стол по подведению итогов. Самый главный
его вывод: от недели психологии у педагогов и
учеников остались яркие впечатления и есть
желание повторять ее ежегодно. Но мы понимаем,
что «не повторяется такое никогда», поэтому
будем готовить совершенно новую неделю
психологии: с новыми формами, находками, идеями,
«фигурами». Вот только цели ее, видимо, останутся
теми же:
показать
важность, значимость психологических знаний для
любого человека;
дать
возможность понять внутренний мир другого и
самого себя;
повысить
уровень доверия между всеми участниками
образовательного процесса.
Конечно же, очень сложно проводить неделю
психологии, когда работает всего один психолог в
школе, но я бы не взялась проводить ее в одиночку,
если бы не заручилась поддержкой коллег. Мне
помогли методист, заместитель директора по
научно-методической работе и другие педагоги
моей гимназии.
Татьяна ГУБКИНА,
педагог-психолог, г. Сыктывкар
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ГЛАВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НЕДЕЛИ
Понедельник
Открытие недели
Классные часы по психологии
Презентация психологического выпуска газеты
«Гимназист»
Вторник
Конкурс знатоков психологии
Занятия по музыкальной терапии
Презентация забора
Среда
Занятия по общению с элементами тренинга
Психологическая игра «Путешествие в волшебную
страну»
Классные часы по психологии
Четверг
Коллективная творческая игра «Следопыты»
Интеллектуальный конкурс по психологии для
начального звена
Занятия по арт-терапии
Пятница
Занятия с элементами тренинга «Культура
эмоций»
Конкурс «чувствоведов»
Круглый стол по подведению итогов недели
Приложение 2
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Психология — это серьезно...
Цитата дня
«Вы ничему не можете научить человека. Вы
можете только помочь ему открыть это в себе»
(Галилей).
Образы дня
Дерево жизни
и Река жизни.
Стихотворение дня
Река жизни
вольно
Несет поток свой.
Чего коснется,
То новой жизнью
обернется...
Из Реки жизни
выросло
Дерево жизни...
Приложение 3
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Личность
Цитата дня
«Личность — та же Вселенная: глубокая,
таинственная, неисчерпаемая».
Образ дня
Бутоны на Дереве жизни
Стихотворение дня
Все
самое красивое
превратилось
в бутоны
на Дереве жизни —
будущие личности.
В каждой личности свой
цвет,
линия,
пространство.
Неповторим каждый
бутон-личность
с его искусством,
укладом,
философией...
Приложение 4
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Общение
Цитата дня
«Самая настоящая роскошь — роскошь
человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Образ дня
Крона Дерева жизни.
Стихотворение дня
Развитие кроны идет узором
«В себя, в единоличье чувств —
К другим, быть вместе...»
Человек задает вопросы
и получает на них ответы.
Он ощущает себя единым
со всем миром.
Общение становится
Учителем,
Но главным учителем
Остается
Сам Человек.
Приложение 5
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Деятельность
Цитата дня
«Что можешь сделать сейчас, сделай сейчас, кто
знает, сможешь ли ты сделать это потом?..»
Образ дня
Цветы на Дереве жизни.
Стихотворение дня
Встреча — поворот к ДЕЛУ,
к существу ДЕЛА.
к главному ДЕЛУ
своей жизни.
Для понимания и описания
дальнейшего развития
человека и мира
язык человеческий
недостаточен.
Приложение 6
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Чувства и эмоции
Цитата дня
«Мы не можем отдать себе отчета о причине наших
чувств» (Стендаль).
Образ дня
Плоды на Дереве жизни.
Стихотворение дня
Встречаются люди,
разделенные судьбой:
сильные и слабые,
веселые и грустные,
нерешительные и активные,
но все они —
чувствующие.
Еще в начале пути человек
предчувствует,
к чему придет.
Это поддерживает его
в жизни
и направляет
по Реке жизни. |