Норма профессиональной самооценки
(себя как реального учителя) находится в правой
верхней зоне (ХМ — хочу и могу работать). В левой
верхней зоне находится самооценка педагогов,
которые хотят работать, но не могут (ХнМ) в силу
разных причин. Например, выпускник вуза, не
имеющий опыта практической работы, но имеющий
желание работать, или пожилой учитель, который
хочет продолжать преподавательскую
деятельность, но не может этого делать в связи с
ослабленным здоровьем. Правую нижнюю зону
занимают учителя, оценивающие себя как
способных, но не желающих работать (нХМ). Чаще
всего — это немотивированные на
преподавательскую деятельность люди. И левую
нижнюю зону занимают педагоги, не желающие и не
умеющие работать в школе (нХнМ).
Зная самооценку педагога,
администрация школы может принимать
соответствующие корригирующие меры воздействия.
Понятно, что учителя с самооценкой,
расположенной в ХМ-зоне, в подобных мерах не
нуждаются. Учителя с ХнМ-самооценкой нуждаются в
повышении квалификации, помощи
педагогов-наставников. Учителя с нХМ-самооценкой
нуждаются в повышении уровня профессиональной
мотивации (материальная стимуляция, улучшение
материальной базы и условий труда,
психологическая поддержка). То есть в этих двух
группах экспертная комиссия может принимать
решения о соответствии определенной
квалификации с рекомендациями. Позиция нХнМ
может означать неготовность учителя к
прохождению аттестации.
Для примерной экспресс-диагностики позиции самооценки педагога можно воспользоваться широко известным тестом самооценки Дембо–Рубинштейн, вводя в него шкалы «Могу–Не могу работать» и «Хочу–Не хочу работать». Но в условиях экспертизы результаты при этом могут быть далеки от реальных. Для большей их объективизации нами был адаптирован тест «МиФ», использующийся при судебно-психологической экспертизе (см. Ткаченко А.А. Судебная сексология. М., 2003), к работе с учителями. Данный тест позволяет оценить реальную позицию педагога в вышеприведенной системе координат, в соответствии с которой экспертная комиссия может давать определенные рекомендации учителю (часть из них приведена выше). Помимо этого, тест позволяет оценить представление аттестуемого о том, каким должен быть учитель, представить идеальный образ себя как учителя, взглянуть на себя с позиции коллег и учащихся (способность к самоанализу, обратной связи). ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ХИММетодика представляет собой набор из 5 незаконченных предложений, которые нужно завершить словами, стоящими в левом ряду (бланк методики дан в приложении 1). При этом оценивается степень приемлемости каждого слова (всегда, обычно, иногда, никогда) для каждого предложения. Слова под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 оценивают умение аттестуемого («могу») работать. Слова под номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 оценивают желание («хочу») работать. Остальные слова — нейтральные. Ответы суммируются отдельно по степени проявления каждого критерия «хочу» и «могу». При этом расчет стандартных баллов проводится отдельно, в зависимости от степени приемлемости слова — так, как представлено в таблице. Полученные стандартные баллы откладываются по оси «Хочу работать» и по оси «Могу работать». Таким образом, получаем позиции самооценок педагога. Позиции различных самооценок обозначаются сокращенно. Значения сокращений: 1. Учитель должен быть — УДБ
Анализ результатов Каждая позиция оценивается сначала по тому, в какой из четырех зон она находится, затем по степени выраженности каждого признака (насколько хочет и насколько может работать). Потом оценивается взаиморасположение отдельных позиций и их сочетание. В этом случае можно использовать следующие интерпретации положения отдельных самооценок. УДБ-позиция: ЯР-позиция: КС, УС-позиции: ЯИ-позиция: высокое
положение по обеим шкалам: ставит перед собой
высокие цели, устремлен на совершенствование; Сочетания самооценок высокое,
примерно равное положение УДБ и ЯИ-позиций по
обеим шкалам: ценит работу учителя, дорожит ею; Ниже представлены реальные позиции самооценок учителей К. и Б. Заключение по результатам теста «ХиМ» на аттестуемую К. Все позиции, в том числе реальное
представление о себе, у педагога К. находятся в
ХМ-зоне, что соответствует норме. Однако имеется
большой разрыв между ЯР и ЯИ-позициями, что
свидетельствует о том, что испытуемая не
полностью реализовывает свои потенциальные
возможности. У нее снижена скорее мотивация к
труду, нежели уровень профессионализма.
Сниженная оценка по УС-позиции (я глазами
учеников) может свидетельствовать о том, что
испытуемая понимает: она уделяет учащимся
недостаточно своего «эмоционального» внимания.
Хотя уровень передаваемых знаний достаточен
(выше среднего значение по шкале «Могу»). Заключение по результатам теста «ХиМ» на аттестуемую Б. Реально оценивает себя как профессионально
несостоятельную (нХнМ-зона). Утрата веры в
собственные силы (высокие показатели КС и УС при
низком ЯР). Возможен внутриличностный конфликт
из-за профессиональной несостоятельности
(большой разрыв между низкой ЯР и высокой ЯИ). При
этом высоко ценит преподавательскую работу
(высокие ЯИ и УДБ-позиции). Повышенно
требовательна к себе (ЯИ-позиция высокая). Позиции самооценок учителя Л. и позиция оценки ее директором школы В данном случае молодая учительница, имеющая большое желание работать (высокое положение ЯР-позиции по шкале «Хочу»), ценящая работу учителя (высокие УДБ и ЯИ-позиции), не имеет опыта работы (снижение значения ЯР-позиции по шкале «Могу»). Способна к рефлексии, понимает, что ученики и педагоги низко оценивают ее профессиональные качества (занижение КС и УС-позиций по сравнению с ЯР-позицией). Но у нее завышенная ЯР-позиция, что может иметь компенсаторный, защитный характер. Экспертная оценка (ЭС-позиция) вносит объективную поправку в ЯР-позицию, которая находится в ХнМ-зоне. Следовательно, аттестация испытуемой возможна после повышения квалификации и приобретения опыта педагогической работы. В этой статье мы рассказали о применении теста оценки профессиональной позиции педагога «ХиМ» в экспертных целях. Однако мы применяем данный метод (при внесении незначительных изменений) для изучения школьной мотивации у детей и для изучения родительских воспитательных стратегий. Этот тест универсален, прост в применении и достаточно информативен. Александр БАДАК,
|
C | C | Учитель должен быть… |
На самом деле как учитель я… |
Коллеги считают, что как учитель я… |
Ученики
считают, что как учитель я… |
Хотелось бы, чтобы я был (а) учителем, который… |
|||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
C | C | Всег- да |
Обыч- но |
Иног- да |
Никог- да |
Всег- да |
Обыч- но |
Иног- да |
Никог- да |
Всег- да |
Обыч- но |
Иног- да |
Никог- да |
Всег- да |
Обыч- но |
Иног- да |
Никог- да |
Всег- да |
Обыч- но |
Иног- да |
Никог- да |
1 | терпимый | ||||||||||||||||||||
2 | знающий | ||||||||||||||||||||
3 | увлеченный | ||||||||||||||||||||
4 | ответст- венный |
||||||||||||||||||||
5 | способный | ||||||||||||||||||||
6 | трудо- любивый |
||||||||||||||||||||
7 | здраво- мыслящий |
||||||||||||||||||||
8 | компе- тентный |
||||||||||||||||||||
9 | самосовер- шенствую- щийся |
||||||||||||||||||||
10 | справед- ливый |
||||||||||||||||||||
11 | грамотный | ||||||||||||||||||||
12 | активный | ||||||||||||||||||||
13 | велико- душный |
||||||||||||||||||||
14 | вдумчивый | ||||||||||||||||||||
15 | целеустрем- ленный |
||||||||||||||||||||
16 | самосто- ятельный |
||||||||||||||||||||
17 | эруди- рованный |
||||||||||||||||||||
18 | ищущий | ||||||||||||||||||||
19 | доброже- лательный |
||||||||||||||||||||
20 | успешный | ||||||||||||||||||||
21 | заинтере- сованный |
||||||||||||||||||||
22 | волевой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оси координат для построения позиций самооценки