Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2004


КОЛЛЕГИ

РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Те, кто был на конференциях и семинарах, организованных Ростовским областным центром диагностики и консультирования, никогда не забудут их необычайно теплую и в то же время деловую атмосферу. Так было и 20–21 мая, когда представители различных регионов России собрались здесь на всероссийский семинар-совещание.

«Хозяйке» семинара Л.К. Чаусовой есть что рассказать о своем центре

«Хозяйке» семинара
Л.К. Чаусовой есть
что рассказать
о своем центре

ДВЕ В ОДНОМ
Инициатором его проведения выступило Министерство образования и науки Российской Федерации. На этот раз «в одном флаконе» были объединены две важные (и на первый взгляд различные) темы: «Проекты региональных моделей службы практической психологии в системе образования России» и «Ранняя помощь: проблемы и перспективы развития».
Правда, как выяснилось в ходе семинара, эти две проблемы тесно связаны друг с другом. Сейчас сложно найти региональную и даже муниципальную психологическую службу, которая в том или ином виде не занималась бы оказанием ранней помощи детям. Сейчас это направление одно из самых перспективных.
Пленарное заседание было посвящено моделям региональных служб. К участникам семинара (среди которых были специалисты из Самары, Новосибирска, Тамбова, Армавира, Омска, Хабаровска, Чебоксар, Волгограда, Москвы и г. Шахты Ростовской области) обратился министр общего и среднего образования Ростовской области Л.Ф. Ковалев.
Собравшихся приятно удивило то, что Леонид Федорович прекрасно осведомлен о состоянии областной психологической службы. Посвятив несколько минут общим проблемам развития образования, он познакомил слушателей с тем, чего достигли областные психологи. Единственное, что беспокоит министра, — «отсутствие в ментальности руководителей и педагогов уважения к психологам». Поэтому он пожелал всем работникам образования «психологически перестраиваться самим и влиять на своих коллег и единомышленников». А самим психологам, по мнению выступающего, необходимо больше заниматься профилактикой проблем детского развития, а не бороться с их последствиями.
От российского Минобразования выступила Т.Д. Пестич (главный специалист отдела практической психологии и охраны здоровья). Отметив как общепризнанный факт то, что в стране сложилась служба практической психологии, Татьяна Дмитриевна особо отметила роль ППМС-центров. Сейчас их в стране более 500.
Развиваются и психологические службы. По данным министерства, они активно действуют практически во всех регионах России, за исключением Чечни и Калмыкии. В 62 субъектах Российской Федерации приняты региональные положения о службах практической психологии, а в 79 — назначены лица, ответственные за деятельность службы.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
О специфике психологической службы в ростовском регионе подробно рассказала Т.Г. Зенкова (заместитель министра общего и профессионального образования, куратор психологической службы области). Свое выступление она начала с полемического вопроса: «Что такое служба практической психологии: роскошь или необходимость?» И дальше, по ходу всего выступления, доказывала справедливость последнего утверждения.
Мы узнали, что к созданию модели службы в Ростове подходят более чем основательно. Татьяна Геннадиевна представила схему, в основе которой лежат два основных направления: «административное» и «профессиональное». При этом во главе службы обязательно должен стоять психолог с высшим «академическим» образованием.
Среди слагаемых успеха деятельности психологической службы Т.Г. Зенкова назвала четко выстроенную систему управления, профессиональную компетентность психологов и психологическую компетентность учителей, научно-методическое обеспечение деятельности психологов, мобильность системы повышения квалификации и сотрудничество всех субъектов образования по обеспечению психологического здоровья учащихся.
Директор областного центра диагностики и консультирования Л.К. Чаусова показала место и роль центра в структуре областной психологической службы. Центр был создан тринадцать лет назад, одним из первых в России. Уже шесть лет (после присоединения областной ПМПК) основными функциями центра являются диагностика и консультирование. Три года назад при содействии коллег из Санкт-Петербурга в центре был открыт отдел ранней диагностики и консультирования.
Анализируя опыт работы сотрудников по оказанию экстренной психологической помощи во время известных событий в Волгодонске, Лариса Казимировна отметила, что в то время психологи были не готовы к такой работе. Нужны специальные комплексные программы квалифицированной помощи людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, и дальнейшей их реабилитации.
Областной центр оказывает постоянную научно-методическую и информационную помощь специалистам центров городского и районного подчинения. Четыре раза в год на базе одного из них проводятся учебно-методические семинары.
Сейчас специалисты центра осваивают новое направление: разработка и внедрение профилактических (безнадзорности, правонарушений) и обучающих (здоровый образ жизни) программ. Работе с ними обучаются не только психологи и педагоги, но даже члены комиссии по делам несовершеннолетних.
Выступление Т.Н. Щербаковой (зав. кафедрой психологии Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ростовской области) было посвящено взаимодействию науки и практики. Она рассказала о большой научно-исследовательской и научно-методической работе, которую ведут сотрудники кафедры в помощь психологам и педагогам. Для них разработано более 20 программ. Есть психологические курсы и для школьной администрации.
Татьяна Николаевна сообщила, что на базе института проводится двухгодичная переподготовка педагогов по специальности «Психология». Кстати, будущие выпускники не теряют связь с институтом, поскольку там активно действует профессиональный психологический клуб.
Анализируя ростовскую модель психологической службы, Т.Д. Пестич обратила внимание на то, что в каждом регионе складывается оптимальная для него структура. При этом Татьяна Дмитриевна предостерегла руководителей центров от чрезмерного расширения их функций. Она считает, что система образования не должна брать на себя решение всех имеющихся проблем.

Сеанс релаксации в селе Покровском
Сеанс релаксации
в селе Покровском

ВЫ — НАМ, А МЫ — ВАМ!
Не менее масштабно был представлен на семинаре другой крупный город — Новосибирск. В Ростов приехала целая команда во главе с начальником Управления образования администрации области В.В. Ивановым. В нее вошли два руководителя областных центров — Т.Л. Чепель (Центр практической психологии) и Т.Г. Пыклик (Центр диагностики и консультирования), а также представитель науки — О.А. Добрина (зав. кафедрой психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Несмотря на то что в городе и области имеется огромный научный потенциал, единая система психологической службы в этом регионе еще не сложилась. «Проблемную зону» составляют отдаленные сельские территории, где по всем нормам ставку психолога ввести в штат образовательного учреждения невозможно. Сейчас новосибирские коллеги разрабатывают стратегию создания службы, изучая передовой опыт различных регионов России.
Но на этот семинар новосибирцы приехали не только затем, чтобы «на других посмотреть», но и чтобы «себя показать». В области существует ряд интересных, активно работающих психологических центров. На всю страну известен центр «Пеликан» (г. Бердск), в структуре которого трудится 49 психологов. Полезными для многих могут стать и разработки новосибирских ученых из Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, государственного и педагогического университетов. Поэтому следующий аналогичный семинар коллеги из Сибири предложили провести в их городе.
Выступившая следом за новосибирцами Т.Н. Клюева (директор регионального социопсихологического центра Самарской области) поделилась опытом «психологизации» сельских районов. Напомню, что в тех из них, где невозможно иметь психолога в каждом образовательном учреждении, они прикреплены к районному психологическому центру, который и «опекает» всю подведомственную территорию.
Кроме того, Татьяна Николаевна рассказала об изменениях, произошедших за два года в областной психологической службе. В частности, здесь внедрена новая форма подготовки психологов для работы в сельской местности: очно-заочное обучение. Совместно с преподавателями из педагогического университета специалисты центра выезжают в самые отдаленные районы области для обучения психологов. В результате подготовленные таким образом специалисты стопроцентно остаются работать на местах.
Большое внимание уделяется и ранней диагностике. Центром разработан и внедрен во все дошкольные учреждения области пакет диагностических методик, дающих возможность отслеживать развитие ребенка начиная с 2–3-летнего возраста. Этот уникальный диагностический комплект позволяет проследить и последующее влияние на детей процесса обучения, а также оценить специфику и эффективность различных систем обучения.

ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ
Не менее интересным оказался региональный опыт, с которым познакомили коллеги из Чебоксар (Т.Н. Удина, директор городского ППМС-центра), Омска (Т.Г. Бородавкина, директор городского ППМС-центра), Армавира (В.В. Жидкова, руководитель психологической службы АГПУ), Волгограда (Н.В. Савченко, главный методист социально-психологической службы). А выступление
В.В. Кудряшовой (директора краевого центра психолого-медико-педагогического сопровождения г. Хабаровска) вообще содержало целую программу развития психологической службы в стране.
Завершающим аккордом «региональной» части семинара стало знакомство с работой сельской районной психологической службы (с. Покровское Неклидовского района Ростовской области). Нам удалось увидеть уникальную модель, в которой сочетаются работа психологов средней школы и районного центра психолого-медико-социального сопровождения.

Ольга РЕШЕТНИКОВА