Льюис Медисон ТЕРМЕН
(1877—1956)
В ходе обострившихся
в последние годы дискуссий о природе интеллекта
и возможностях его измерения часто упоминается
имя американского психолога Л.М. Термена —
одного из пионеров исследований в этой области.
При том, что современные психологи знают о
Термене очень мало, ссылки на его труды, как
правило, поверхностны, а нередко и недостаточно
точны. Например, ему порой приписывается
введение в научный обиход понятия IQ, что
небезосновательно, но не совсем верно.
Сторонники широкого понимания интеллекта
нередко упрекают Термена за попытку сузить это
явление, формализовать до крайности его
измерение. Критика тестов IQ часто обращается
персонально на их создателя.
В полемике о природе ума вряд ли когда-нибудь
будет поставлена точка. И любому современному
психологу приходится вольно или невольно, прямо
или косвенно в ней участвовать, солидаризируясь
с той или иной позицией. И дабы делать это
взвешенно и осознанно, полезно подробнее
разобраться во взглядах одного из пионеров
интеллектуальной диагностики, в истории их
становления, в их предпосылках и практических
приложениях.
ДВЕНАДЦАТЫЙ ИЗ ЧЕТЫРНАДЦАТИ
Льюис Медисон Термен принадлежит к тому
поколению американских психологов, которое
сформировалась на заре ХХ века и во многом
испытало влияние европейской науки. В первой
половине века Термен входил в круг самых
влиятельных американских ученых, в 1923 г.
возглавил Американскую психологическую
ассоциацию. Его краткая научная биография была
включена в справочник «Американские ученые
мужи» (American Men of Science) наряду с биографиями
еще тысячи выдающихся представителей всех
областей науки. В силу своих научных интересов
обостренно внимательный к биографическим
подробностям, сам Термен заметил, что из всей
этой тысячи он единственный был выходцем из
семьи, насчитывавшей более дюжины детей.
Он родился 15 января 1877 г. в семье небогатого
фермера. У своих родителей он был двенадцатым из
14 детей. Вспоминая современную гипотезу о
неуклонном снижении интеллекта по мере порядка
рождения, следует признать, что пример Термена
служит ее ярким, хотя и исключительным,
опровержением.
В школу он поступил в шестилетнем возрасте и уже
через полгода был переведен сразу в третий класс.
Правда, о переводе в буквальном смысле речь не
шла — школа была малокомплектная,
«однокомнатная». Но судя по всему — весьма
неплохая. Эта была единственная провинциальная
школа такого рода, из выпускников которой двое
впоследствии оказались включены в почетное
собрание «Американские ученые мужи».
Биографические источники расходятся в указании
места его рождения, приводя разные
географические названия, не каждое из которых и
на карте-то найдешь. Одно из них — название,
которое его отец присвоил своему скромному
«поместью», другое — название округа, где ферма
находилось; называют даже город Индианаполис,
хотя до него от фермы надо было ехать 17 миль.
Одним словом, глубинка. И жизненный путь
крестьянского сына с большой вероятностью
обещал повторение пути нескольких поколений его
предков.
Но самого Термена такая перспектива не устроила.
Он вознамерился получить образование, избрав
самый доступный для себя вариант — учительский
колледж. Тем же путем последовал один из его
братьев и двое сестер, хотя во всех случаях их
побуждала не столько склонность к
педагогическому ремеслу, сколько стремление
вырваться из фермерской рутины.
В ЦЕНТРЕ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
На педагогической стезе Термен пробыл недолго,
некоторое время проучительствовав в школе
наподобие той, которую заканчивал сам. Но его
амбиции простирались дальше. В 1902 г. он окончил
Университет штата Индиана, а в 1905 г. получил
докторскую степень в Университете Кларка.
В знаменитый Университет Кларка Термена привел
сильный интерес к трудам Стэнли Холла,
занимавшего в ту пору пост президента
университета и декана педагогического
факультета.
Психологией Термен заинтересовался еще в
студенческие годы, ознакомившись с многими,
доступными в ту пору психологическими трудами, в
первую очередь европейскими. С большим интересом
он прочитал переведенные на английский работы А.
Бине. Позднее он напишет: «Моим любимым
психологом является Бине — и не столько
благодаря созданному им тесту, который
фактически был побочным продуктом его обширной
научной деятельности, сколько благодаря
оригинальности его прозрений, открытости ума и
редкому личному обаянию, пронизывающему все его
труды».
Однако в оформлении научных интересов решающим
фактором стали события его личной жизни. В 1899 г.,
еще будучи студентом, он женился; менее чем через
год в семье родился ребенок. Нежная отцовская
любовь, помноженная на познавательный интерес
начинающего ученого, побудили Термена к
углубленному изучению проблем психического
развития.
В центре научных интересов Термена стояла
проблема, привлекшая широкое внимание благодаря
нашумевшей книге Ф. Гальтона «Наследственный
гений», где выдающийся англичанин весьма
убедительно доказывал врожденную природу
умственных способностей. Фигура Гальтона также
стала для Термена культовой. Под его влиянием он
увлекся изучением творческих биографий
выдающихся личностей, пытаясь в каждом
конкретном случае с первых шагов жизненного пути
проследить признаки особой одаренности. Кстати,
изучив биографию Гальтона, Термен пришел к
выводу, что его IQ приближался к 200, свидетельства
чему можно найти еще в продуктах детского
творчества английского ученого.
ШАГ ВПЕРЕД
Проблеме человеческого ума была посвящена и
докторская диссертация Термена, бесхитростно
озаглавленная «Одаренность и глупость». По
современным меркам, это было исследование
довольно скромного масштаба — испытуемыми в нем
выступали 14 мальчиков, отобранных по критериям
школьной успеваемости, — 7 отличников и 7
отстающих. Термена интересовали сравнительные
особенности их мыслительных процессов, которые
он пытался оценить с помощью разнообразных
приемов. К последним относились традиционные
задачи на логическое мышление, математические
задачи, задания на творческое воображение,
проверка памяти, моторные испытания, оценка
навыков чтения.
Ознакомившись с аналогичной работой Бине, Термен
пришел к самокритичному заключению о том, что
французский коллега значительно его обогнал в
данном направлении, создав гораздо более
надежный и исчерпывающий метод испытания
умственной одаренности. Последующие усилия
Термена были сосредоточены на адаптации
французской шкалы к американской выборке. Эта
работа была им проделана уже в Стэнфордском
университете, куда он пришел в 1910 г. и где
проработал вплоть до своей отставки в 1942 г.,
последние 20 лет возглавляя факультет психологии.
Разработанная им шкала получила название
Стэнфорд–Бине (название «шкала Бине–Термена»
отчего-то не прижилось). По сравнению с
европейским прообразом она явилась не простой
адаптацией, а принципиальным шагом вперед.
Позаимствовав у В. Штерна понятие IQ, Термен
выстроил психодиагностическую процедуру таким
образом, чтобы в каждом индивидуальном случае
вычислялся именно этот количественный
показатель. Правда, с точки зрения Бине, это
скорее было шагом назад, поскольку идею сведения
ума к единому численному показателю он не
одобрял. Но возразить против американского
новшества он уже не мог — Стэнфордская шкала
увидела свет в 1961 г., когда Бине уже 5 лет не было в
живых.
До наших дней шкала Стэнфорд–Бине (с момента
создания неоднократно модифицированная — самим
Терменом, а после его смерти его последователями)
остается самым авторитетным и популярным
инструментом диагностики интеллекта. Иное дело,
что в наш политкорректный век результаты ее
использования далеко не всех могут порадовать, а
потому подвергаются массированной критике. Но
адресовать эти упреки Термену не более разумно,
чем в горячечном бреду упрекать изобретателя
градусника. Или, скажем, когда в кармане пусто, в
этом вряд ли виноват счетчик купюр, а тем более
его изобретатель.
ПОВОД ДЛЯ НЕСКОНЧАЕМОЙ ПОЛЕМИКИ
Изобретение блестящего измерительного
инструмента принесло Термену всемирную славу,
затмившую прочие его достижения — не менее
примечательные. Естественно, в силу характера
своей научной деятельности Термен оказался
вовлечен в дискуссию о происхождении и природе
ума (разгоревшуюся, заметим, отнюдь не вчера). В
этой полемике Термен последовательно отстаивал
гальтоновскую позицию, то есть идею врожденного
и практически неизменного характера умственных
способностей. Он полагал, что способности
проявляются очень рано и могут быть вполне
достоверно измерены. Более того, полученные
таким образом данные позволяют надежно
предсказать будущие жизненные успехи того или
иного ребенка.
Для проверки этой гипотезы им было организовано
масштабное лонгитюдное исследование,
завершившееся лишь после его смерти. Дети, чья
высокая одаренность была засвидетельствована
тестами в школьном возрасте, изучались на
предмет их последующих жизненных достижений.
Помимо этого исследовательскую группу Термена
интересовал и широкий круг вопросов, косвенно
связанных с проявлениями одаренности. Например,
удалось убедительно опровергнуть расхожий миф о
школьных отличниках как о «ботаниках» не от мира
сего, хилых, нелюдимых и беспомощных в
практической жизни.
В целом гипотеза Термена в ходе многолетнего
исследования нашла убедительное подтверждение.
Сегодня этот факт принято замалчивать,
акцентируя внимание на том, что «умники» далеко
не всегда добиваются жизненного успеха и,
напротив, люди с невысоким IQ порой достигают
высот в бизнесе, политике, общественной жизни. Но
разве это противоречит исходной гипотезе?
Действительно, в ряде случаев одного интеллекта,
измеряемого тестами IQ, оказывается для успеха
недостаточно. А в иных сферах общественной жизни
он даже противопоказан — среднестатистический
обыватель «умников» недолюбливает. Но, к счастью,
до окончательной дискредитации интеллекта дело
не дошло. Ибо, как справедливо заметил академик
Аганбегян, «светлую голову ничем заменить
нельзя»!
Л.М. Термен умер 21 декабря 1956 г. в своем
калифорнийском доме, через 14 лет после выхода на
пенсию. И сегодня, в ХХI веке, в научных работах,
касающихся проблем интеллекта, на него постоянно
ссылаются, правда — преимущественно критически.
Нет бы поблагодарить за то, какой замечательный
повод им дан для нескончаемой полемики!
Сергей СТЕПАНОВ
|