ЗАХЛОПНИ КОРОБОЧКУ!
Анализ школьного сленга
Интересный материал для
психолога представляют исследования школьного
жаргона, особенно если эти исследования
проводятся на протяжении нескольких лет.
Видоизменения сленга могут свидетельствовать о
тенденциях развития интересов, увлечений,
вектора личностной направленности в молодежной
группе.
О необходимости подобного рода исследований
говорит В.Ф. Пирожков в своей книге «Криминальная
психология». Подростковый возраст — возраст
примерки социальных ролей, к сожалению иногда
девиантных, которые могут проявляться в
словесной форме. В.Ф. Пирожков использует термин
«криминальная зараженность молодежного
лексикона». Он советует педагогам проводить
анализ жаргонных выражений учащихся не для того,
чтобы самому повторять ошибки детей, а для того,
чтобы воспитывать у них культуру речи.
Как обстоят дела в нашей школе? Психологом школы
в 1996 и в 2003 годах проводились исследования
школьного жаргона. Учащихся просили написать
слова, которые они обычно используют в общении со
своими сверстниками, а рядом выписать их
значение, смысл. Учащиеся заранее
предупреждались о недопустимости написания слов
нецензурного характера. Таким образом был изучен
детский школьный жаргон.
Результаты анализа детского школьного жаргона
были сопоставлены с результатами анализа
школьного жаргона, который используют педагоги,
а также с данными социометрических исследований
классов и результатами исследований рейтинга
учителей. Полученные выводы могут быть интересны
школьным психологам.
Сравнительный анализ сленговых выражений
старшеклассников разных лет (учащихся 8–11-х
классов) представлен в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ школьного сленга
разных лет
Год проведения
исследования |
1996 |
2003 |
Число опрошенных
детей |
300 |
407 |
Число сленговых
выражений |
169 |
203 |
Число нецензурных
выражений |
6 |
0 |
Доля выражений с
положительной смысловой окраской |
20% |
24% |
Доля выражений с
нейтральной смысловой окраской |
25% |
35% |
Доля выражений с
негативной смысловой окраской |
55% |
41% |
Слова,
заимствованные из уголовного жаргона |
41% |
49% |
Обновляемость
сленговых выражений |
— |
86% |
Итак, какие выводы можно сделать из
проведенных исследований?
1. За семь лет произошло существенное
обновление молодежного сленга. Так, 86% выражений
ранее (в 1996 году) детьми не использовались. И
только 14% выражений сохраняют свою актуальность
и в настоящее время активно используются детьми
в разговорной речи.
Это следующие выражения:
базар (базарить, базара нет, фильтровать базар),
воще, в натуре, зашибись, клёво, кору мочить,
крендель, круто, на фига, на хрен, на фиг, ништяк,
овца, ОК, олень, прикид, прикольно, косяк, сикись,
стакан, тормоз, уматно, чмо, чувак, шнурки, штрихи,
я валяюсь.
Из этих 30 слов 20 заимствованы из уголовного
жаргона (см. «Словарь уголовного жаргона» в книге
В.Ф. Пирожкова «Криминальная психология»).
В 2003 году не воспринимаются детьми как сленговые
(хотя ранее воспринимались именно так) стойко
вошедшие в разговорную речь детей и учителей
такие слова, как четко, классно, короче.
2. В 2003 году произошло расширение
сленгового репертуара. Дети вместо 169 назвали 203
сленговых выражения.
3. Сленг в основном несет в себе
негативный эмоциональный заряд. Среди сленговых
преобладают выражения с негативной смысловой
окраской. Наиболее ходовыми являются выражения,
негативно характеризующие умственные
способности сверстника, что отчасти может быть
обусловлено школьными требованиями, которые
касаются в основном когнитивной составляющей
личности. По сравнению с 1996 годом доля сленговых
выражений с негативной смысловой окраской
уменьшилась, но все еще остается высокой (41% от
числа всех сленговых выражений). Это снижение
может свидетельствовать и о снижении уровня
открытой агрессии среди школьников старших
классов.
4. В последнее время по сравнению с 1996
годом увеличилась доля сленговых выражений с
положительной и нейтральной смысловой окраской,
что может свидетельствовать о росте
коммуникативных тенденций, стремлений
налаживать контакты со сверстниками.
5. Настораживает факт нарастания
«криминальной зараженности» молодежного
лексикона. Так, в настоящее время 49% молодежного
сленга имеет уголовные корни, то есть
заимствовано из уголовного жаргона. В 1996 году
таких выражений было 41% от общего числа — это
может говорить о нарастании делинквентных
тенденций, о нарастающем проникновении
криминальной субкультуры в молодежную среду.
6. При сопоставлении данных
социометрии и настоящего исследования
оказалось, что чаще всего сленгом пользуются
неуспешные дети. При этом у них преобладают
сленговые выражения с положительной смысловой
окраской. У беспокойных детей преобладают
выражения с отрицательной смысловой окраской.
Притягивающие дети (неформальные лидеры)
минимально используют сленговые выражения.
7. Новыми в 2003 году стали сленговые
выражения, относящиеся к процессам
алкоголизации и наркотизации. Таких выражений
всего 2%, однако их появление в молодежном
лексиконе может являться показателем роста
интереса подростков к веществам, вызывающим
зависимость.
8. При изучении учительских сленговых
выражений (около 20% учителей используют на уроках
сленговые выражения, а 6% учителей часто
прибегают к жаргонным выражениям) обращает на
себя внимание частое совпадение последних с
ученическими. К примеру, некоторые учителя школы
часто используют следующие выражения в общении с
учащимися: классно, чётко, ваще, ништяк, дауны,
вмажу, обалдеть, не выёживайся, фонарщина,
захлопни коробочку, заткнись, морда лица и др.
Особо приходится констатировать преобладание в
учительском жаргоне выражений с негативной
смысловой окраской (их количество превышает
подобный показатель у детей), что видно из табл. 2.
Очень часто эти выражения касаются умственных
способностей учащихся.
Таблица 2
Структура учительских сленговых
выражений
Доля выражений
с положительной
смысловой
окраской |
Доля выражений
с нейтральной смысловой
окраской |
Доля выражений
с негативной смысловой
окраской |
Доля слов,
заимствованных
из уголовного жаргона |
5% |
24% |
67% |
4% |
Необходимо учесть, что использование
сленга в общении с детьми при подстройке к
детскому коллективу (а особенно использование
сленговых выражений отрицательного смысла)
может вызывать негативное эмоциональное
отношение к учителю и нанести особенно тяжелую
психическую травму ребенку. Примеры этого, к
сожалению, есть. При анализе рейтинга учителей,
основанном на опросе детей, оказалось, что
учителя, часто использующие сленговые выражения
на уроках при общении с детьми, имеют в основном
отрицательный рейтинг (в 75% случаев).
9. Дети выражают в сленге свое
отношение к учителям, что также может быть
интересно психологу. Ранее, в 1996 году,
встречалось сленговое обозначение учителя «череп»,
что в переводе с уголовного жаргона обозначает
«умный». В настоящее время стали появляться
сленговые выражения, обозначающие учителя,
другой смысловой окраски. Это «ботинок» и «подошва».
Эти выражения пока не несут ярко выраженного
негативного оттенка, но склоняются к нему. В них
есть элемент агрессивности, давления. При
обозначении родителей дети используют сленговые
выражения нейтрального характера («штрихи»,
«шнурки» — в переводе с уголовного жаргона
это соответственно «престарелые» и «работники»).
Данный пример изучения школьного сленга
позволяет сделать практический вывод о том, что в
школе назрела проблема, касающаяся снижения
культуры речи учащихся и педагогов. Это диктует
необходимость использования учителями в речи
литературных выражений, полного отказа от
использования сленговых выражений (или
осторожного использования), которые могут нести
в себе двойной смысл, заимствованный из
уголовного жаргона, и явиться причиной тяжелой
психической травмы для ребенка.
Учитель должен иметь в виду, что практика
использования жаргона присуща учителям с низким
рейтингом среди учащихся и неуспешным,
отталкивающим детям. Учителя, пользующиеся
авторитетом у своих учеников, и дети-лидеры
практически не пользуются жаргоном в своей речи.
Школьный сленг необходимо изучать, разъяснять
детям второй, негативный смысл некоторых
жаргонных слов, для того чтобы уменьшить
«криминальную зараженность» молодежного
лексикона и защитить детей от возможных
конфликтов на почве разной трактовки сленговых
выражений.
Данная работа необходима как противодействие
агрессивной криминальной субкультуре, которая
начинает пускать корни в самых юных слоях
общества.
Александр БАДАК,
педагог-психолог
МОУ СШ № 1,
пос. Пограничный,
Приморский край
|