Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Л. МАКАРОВА,
педагог-психолог
Л. ПОДВИНЦЕВА,
медицинский психолог,
Центр психолого-медико-социального
сопровождения детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи,
г. Чусовой, Пермская обл.

РЕБЕНОК—ВЗРОСЛЫЙ:
ТЕРАПИЯ ОТНОШЕНИЙ

Психокоррекционная программа

Структура программы и механизмы ее реализации

Конспект психокоррекционных групповых занятий для детей и родителей
"Необычное путешествие"

Конспект групповых психокоррекционных занятий
"Школа любящих родителей"

Программа предназначена для психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста (7–11 лет), имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, и их родителями, испытывающими трудности в воспитании.
Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
• создать условия для раскрытия личности каждого ребенка, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;
• способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей;
• содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости;
• тренировать навыки социального общения, обучить участников группы социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение;
• предоставить участникам возможность улучшить супружеские и внутрисемейные отношения в целом.

Актуальность программы
Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня — это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей.
Многочисленные исследования показывают, сколь важна роль семьи, взаимоотношений родителей и детей. Так, например, В. Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями» (31).
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье» (5).
Следовательно, «микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка» (23).
Поэтому, на наш взгляд, многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя прежде всего отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.

Основные требования к реализации программы
В случае если у ребенка нарушено поведение (гипердинамический синдром, эмоциональная неустойчивость, повышенная впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.), существует школьная дезадаптация, имеются психосоматические заболевания, родителям предлагается пройти курс совместных с ребенком психокоррекционных занятий.
Мы считаем, что рациональнее всего включать в группу следующих детей: с неврозами — 3–4 человека, с ЗПР — не более 2–3 человек, с нарушениями поведения — 1–2 человека, с психосоматическими расстройствами — 2–3 человека. Оптимальное количество участников — 5–6 пар (то есть пять-шесть мам и пять-шесть детей). Приветствуется участие в группе сиблингов и всей семьи.
Противопоказаниями для посещения психокоррекционной группы являются:
— у детей: умственная отсталость, психотические состояния;
— у взрослых: выраженная интеллектуальная неспособность к овладению необходимыми навыками, наличие эндогенного заболевания, асоциальное поведение.

Краткая характеристика младшего школьного возраста
В рамках существующей возрастной периодизации младший школьный возраст определяется от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действия, осуществление контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
В возрасте 7–11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями (1).

Форма работы
Основной формой работы мы считаем участие в психокоррекционной группе.
Работа в группе ориентирована на активное присвоение детьми и родителями нового опыта, возникающего в ходе коррекционного процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.
Группа по сути своей строится на базе личностно-ориентированного подхода (гуманистическое направление, «Я-концепция»). Предполагается, что в группе участники получат возможность заново пережить основные вехи своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях. Известно, что взаимодействие в детско-родительской паре зачастую может носить дисгармоничный характер и проявляться в виде гипо- или гиперопеки со стороны родителей, преобладания в отношениях авторитарных или противоречивых стилей воспитания и т.д.

Показания и противопоказания к применению
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, и их родителями, испытывающими трудности в воспитании детей.
Не рекомендуется использовать программу с детьми дошкольного возраста, так как программа содержит задания и упражнения, которые подразумевают определенный уровень зрелости психических процессов.
Недопустимо вести программу лицам, не имеющим специальной психологической и медицинской подготовки.

Способы взаимодействия специалистов
Отличительной особенностью ведения группы мы считаем участие двух специалистов: детского психотерапевта (психиатра, медицинского психолога) и психолога. Это, на наш взгляд, повышает качество работы и расширяет арсенал терапевтических средств.
На первом этапе работы детям, имеющим психосоматические жалобы, рекомендуется проконсультироваться у более узких специалистов, что позволит в дальнейшем отследить динамику состояния.

Условия реализации
Для реализации программы необходимы: просторное помещение; удобные стулья, кресла (диваны), коврики; теле-, видео-, аудиоаппаратура; бумага, краски, мел, ватман, гуашь; мяч, скакалки, обручи.
Программа состоит из 25 занятий продолжительностью от 1,5 до 3–4 часов (в зависимости от этапа работы).

Проверка программы на практике
Программа была использована в практической работе с несколькими группами (всего пять групп за шесть лет). Тематика и методы работы расширялись, ведущие находились в творческом поиске. Итоги работы групп в целом были оценены положительно. Многие родители отмечали, что впервые смогли по-другому посмотреть на своего ребенка, стали понимать причины агрессии, страха, плохой успеваемости, воровства. После занятий в «Школе любящих родителей» родители говорят, что получили возможность задуматься над своими поступками, суетностью своей жизни, увидели себя и своего ребенка с новой стороны.
У детей также наблюдалась положительная динамика. Вот выдержки из итоговых анкет (заполнялись детьми и родителями):
«Стала меньше бояться быть дома одна, уже жду маму и не боюсь, придумала, чем заниматься...» (Алёна С., 9 лет, причина обращения — навязчивый страх одиночества).
«Мне кажется, что я стала чаще сдерживать свои эмоции, а Борис стал менее агрессивным. Между нами стало больше понимания» (мама Бори А., причина обращения — агрессивность ребенка, неконтролируемые эмоции).
«Я пришла сюда с грустным настроением, а ухожу с веселым... В маме изменилось отношение ко мне» (Катя З., причина обращения — плохие отношения у мамы с ребенком, воровство).
Однако следует заметить, что поскольку у каждого участника наличествуют сугубо индивидуальные особенности и различные по степени выраженности трудности, то положительные изменения, связанные с компенсацией существующих проблем, отличаются по времени их возникновения и стабилизации. Некоторым участникам группы предлагаются дополнительные индивидуальные консультации.
Вместе с тем мы считаем, что основные цели и задачи, поставленные перед программой, реализованы.

Выводы
Программа нацелена на психологическую коррекционную работу с детьми и их родителями в преддверии «критического» переходного возраста.
Значимость программы состоит и в развитии эмоционального мира участников, обогащении поведенческого репертуара, в ее терапевтическом воздействии на детско-родительские отношения и в ее пропедевтическом характере, ориентации на предупреждение осложнений в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте.
Новизна данной программы — в комплексном подходе к проблемам детско-родительских отношений. Ее отличительной особенностью является также то, что этап «Школа любящих родителей» с небольшими изменениями можно использовать в работе с родителями подростков.
В зависимости от запросов и пожеланий тематика занятий может быть расширена.