Л. МАКАРОВА,
педагог-психолог
Л. ПОДВИНЦЕВА,
медицинский психолог,
Центр психолого-медико-социального
сопровождения детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи,
г. Чусовой, Пермская обл.
РЕБЕНОК—ВЗРОСЛЫЙ:
ТЕРАПИЯ ОТНОШЕНИЙ
Психокоррекционная программа
Структура программы и
механизмы ее реализации
Конспект психокоррекционных
групповых занятий для детей и родителей
"Необычное путешествие"
Конспект групповых
психокоррекционных занятий
"Школа любящих родителей"
Программа предназначена
для психокоррекционной работы с детьми младшего
школьного возраста (7–11 лет), имеющими нарушения
эмоционально-волевой сферы, и их родителями,
испытывающими трудности в воспитании.
Цель программы: гармонизация
детско-родительских отношений.
Задачи:
• создать условия для раскрытия личности
каждого ребенка, создать ему возможности
проявить себя, свои чувства и эмоции;
• способствовать обогащению эмоционального
мира родителей и детей;
• содействовать повышению самооценки детей,
приобретению ими чувства собственной
значимости;
• тренировать навыки социального общения,
обучить участников группы социально приемлемому
реагированию в стрессовых ситуациях и умению
корректировать свое поведение;
• предоставить участникам возможность улучшить
супружеские и внутрисемейные отношения в целом.
Актуальность программы
Одна из наиболее частых причин обращения к
психологу сегодня — это трудности, испытываемые
родителями в воспитании детей.
Многочисленные исследования показывают, сколь
важна роль семьи, взаимоотношений родителей и
детей. Так, например, В. Сатир считает: «Ребенок
изначально не может быть плохим. Если ребенок
ведет себя плохо, это означает, что между
родителями и ребенком возникло недопонимание.
Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни
малейшего представления ни о себе, ни о том, как
взаимодействовать с другими людьми, что
представляет собой окружающий мир. Всему этому
ребенок учится, общаясь с людьми, в первую
очередь со своими родителями» (31).
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и
«невозможные» дети, так же как дети «с
комплексами», «забитые» или «несчастные», —
всегда результат неправильно сложившихся
отношений в семье» (5).
Следовательно, «микросреда семьи и семейное
воспитание влияют на ребенка, на формирование
его личности. От уровня общей и
психолого-педагогической культуры родителей, их
жизненной позиции, их отношения к ребенку и
имеющимся у него проблемам, от степени участия
родителей в коррекционном процессе во многом
зависит эмоциональное состояние ребенка» (23).
Поэтому, на наш взгляд, многие трудности ребенка
должны разрешаться через призму семейных
отношений: изменяя семейную ситуацию,
корректируя прежде всего отношение к ребенку, мы
разрешаем его проблему.
Основные требования к реализации
программы
В случае если у ребенка нарушено поведение
(гипердинамический синдром, эмоциональная
неустойчивость, повышенная впечатлительность,
агрессивность, страхи и т.д.), существует школьная
дезадаптация, имеются психосоматические
заболевания, родителям предлагается пройти курс
совместных с ребенком психокоррекционных
занятий.
Мы считаем, что рациональнее всего включать в
группу следующих детей: с неврозами — 3–4
человека, с ЗПР — не более 2–3 человек, с
нарушениями поведения — 1–2 человека, с
психосоматическими расстройствами — 2–3
человека. Оптимальное количество участников —
5–6 пар (то есть пять-шесть мам и пять-шесть детей).
Приветствуется участие в группе сиблингов и всей
семьи.
Противопоказаниями для посещения
психокоррекционной группы являются:
— у детей: умственная отсталость, психотические
состояния;
— у взрослых: выраженная интеллектуальная
неспособность к овладению необходимыми
навыками, наличие эндогенного заболевания,
асоциальное поведение.
Краткая характеристика младшего школьного
возраста
В рамках существующей возрастной периодизации
младший школьный возраст определяется от 6–7 до
10–11 лет и определяется важнейшим
обстоятельством в жизни ребенка — его
поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное
биологическое развитие детского организма. В
основе такой перестройки (ее еще называют вторым
физиологическим кризом) лежит эндокринный сдвиг.
Такая физиологическая перестройка требует от
организма ребенка большого напряжения для
мобилизации всех резервов. В этот период
возрастает подвижность нервных процессов,
процессы возбуждения преобладают, и это
определяет такие характерные особенности
младших школьников, как повышенная
эмоциональная возбудимость и непоседливость.
Физиологические трансформации вызывают большие
изменения в психической жизни ребенка. В центр
психического развития выдвигается формирование
произвольности (планирования, выполнения
программ действия, осуществление контроля).
Происходит совершенствование познавательных
процессов (восприятия, памяти, внимания),
формирование высших психических функций (речи,
письма, чтения, счета). Именно в этом возрасте
ребенок впервые отчетливо начинает осознавать
отношения между ним и окружающими, разбираться в
общественных мотивах поведения, нравственных
оценках, значимости конфликтных ситуаций, то
есть постепенно вступает в сознательную фазу
формирования личности.
Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной
стороны, у младших школьников в значительной
степени сохраняется свойство бурно реагировать
на отдельные, задевающие их события и ситуации.
Дети чувствительны к воздействиям окружающих
условий жизни, впечатлительны и эмоционально
отзывчивы. В этом периоде приходят в
противоречие два определяющих мотива поведения:
мотив желания («хочу») и мотив долженствования
(«надо»). Если мотив желания всегда исходит от
самого ребенка, то мотив долженствования чаще
инициируется взрослыми.
В возрасте 7–11 лет ребенок начинает понимать, что
он представляет собой некую индивидуальность,
которая подвергается социальным воздействиям.
Самосознание ребенка интенсивно развивается, а
его структура укрепляется, наполняясь новыми
ценностными ориентациями (1).
Форма работы
Основной формой работы мы считаем участие в
психокоррекционной группе.
Работа в группе ориентирована на активное
присвоение детьми и родителями нового опыта,
возникающего в ходе коррекционного процесса, и
его использование в реальных жизненных
обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к
самораскрытию их собственных потенциальных
возможностей.
Группа по сути своей строится на базе
личностно-ориентированного подхода
(гуманистическое направление, «Я-концепция»).
Предполагается, что в группе участники получат
возможность заново пережить основные вехи
своего жизненного пути в более благоприятных,
комфортных и безопасных психологических
условиях. Известно, что взаимодействие в
детско-родительской паре зачастую может носить
дисгармоничный характер и проявляться в виде
гипо- или гиперопеки со стороны родителей,
преобладания в отношениях авторитарных или
противоречивых стилей воспитания и т.д.
Показания и противопоказания к применению
Программа предназначена для работы с детьми
младшего школьного возраста, имеющими нарушения
эмоционально-волевой сферы, и их родителями,
испытывающими трудности в воспитании детей.
Не рекомендуется использовать программу с
детьми дошкольного возраста, так как программа
содержит задания и упражнения, которые
подразумевают определенный уровень зрелости
психических процессов.
Недопустимо вести программу лицам, не имеющим
специальной психологической и медицинской
подготовки.
Способы взаимодействия специалистов
Отличительной особенностью ведения группы
мы считаем участие двух специалистов: детского
психотерапевта (психиатра, медицинского
психолога) и психолога. Это, на наш взгляд,
повышает качество работы и расширяет арсенал
терапевтических средств.
На первом этапе работы детям, имеющим
психосоматические жалобы, рекомендуется
проконсультироваться у более узких
специалистов, что позволит в дальнейшем
отследить динамику состояния.
Условия реализации
Для реализации программы необходимы:
просторное помещение; удобные стулья, кресла
(диваны), коврики; теле-, видео-, аудиоаппаратура;
бумага, краски, мел, ватман, гуашь; мяч, скакалки,
обручи.
Программа состоит из 25 занятий
продолжительностью от 1,5 до 3–4 часов (в
зависимости от этапа работы).
Проверка программы на практике
Программа была использована в практической
работе с несколькими группами (всего пять групп
за шесть лет). Тематика и методы работы
расширялись, ведущие находились в творческом
поиске. Итоги работы групп в целом были оценены
положительно. Многие родители отмечали, что
впервые смогли по-другому посмотреть на своего
ребенка, стали понимать причины агрессии, страха,
плохой успеваемости, воровства. После занятий в
«Школе любящих родителей» родители говорят, что
получили возможность задуматься над своими
поступками, суетностью своей жизни, увидели себя
и своего ребенка с новой стороны.
У детей также наблюдалась положительная
динамика. Вот выдержки из итоговых анкет
(заполнялись детьми и родителями):
«Стала меньше бояться быть дома одна, уже жду
маму и не боюсь, придумала, чем заниматься...»
(Алёна С., 9 лет, причина обращения — навязчивый
страх одиночества).
«Мне кажется, что я стала чаще сдерживать свои
эмоции, а Борис стал менее агрессивным. Между
нами стало больше понимания» (мама Бори А.,
причина обращения — агрессивность ребенка,
неконтролируемые эмоции).
«Я пришла сюда с грустным настроением, а ухожу с
веселым... В маме изменилось отношение ко мне»
(Катя З., причина обращения — плохие отношения у
мамы с ребенком, воровство).
Однако следует заметить, что поскольку у каждого
участника наличествуют сугубо индивидуальные
особенности и различные по степени выраженности
трудности, то положительные изменения, связанные
с компенсацией существующих проблем, отличаются
по времени их возникновения и стабилизации.
Некоторым участникам группы предлагаются
дополнительные индивидуальные консультации.
Вместе с тем мы считаем, что основные цели и
задачи, поставленные перед программой,
реализованы.
Выводы
Программа нацелена на психологическую
коррекционную работу с детьми и их родителями в
преддверии «критического» переходного возраста.
Значимость программы состоит и в развитии
эмоционального мира участников, обогащении
поведенческого репертуара, в ее терапевтическом
воздействии на детско-родительские отношения и в
ее пропедевтическом характере, ориентации на
предупреждение осложнений в детско-родительских
отношениях в подростковом возрасте.
Новизна данной программы — в комплексном
подходе к проблемам детско-родительских
отношений. Ее отличительной особенностью
является также то, что этап «Школа любящих
родителей» с небольшими изменениями можно
использовать в работе с родителями подростков.
В зависимости от запросов и пожеланий тематика
занятий может быть расширена. |