БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА
Наше время, к великому сожалению, можно
охарактеризовать как эру насилия. Причем оно
преследует нас везде: в семье, в школе, в армии.
Оно назойливо проникает в нашу жизнь со страниц
газет и экранов телевизоров. При этом больше
всего страдают самые незащищенные — дети. О
проблемах психологической реабилитации детей —
жертв насилия рассказывает доктор
психологических наук, директор Нижегородского
ресурсного центра «Детство без жестокости и
насилия» Елена Николаевна ВОЛКОВА |
|
НУЖНА ИНФОРМАЦИЯ!
Для того чтобы выстраивать грамотную и
профессиональную работу по предотвращению
насилия и жестокого обращения с детьми, нам
нужны, прежде всего, достоверные знания о
реальном положении детей в России — в каждом
субъекте федерации, в каждом районе. Но можно ли
доверять имеющейся информации? Чаще всего нет,
хотя бы потому, что у нас нет достаточно четкого
определения того, что такое насилие и
насильственные действия. Кроме того, многие,
особенно женщины, пытаются скрыть
насильственные действия как по отношению к своим
детям, так и по отношению к себе, руководствуясь
принципом «не выносить сор из избы». И это тоже
затрудняет получение достоверной информации.
Да и сама система государственной статистики
имеет массу изъянов. В каждом субъекте
Российской Федерации составляются
государственные доклады о положении детей. Мы
анализировали данные этих докладов и пришли к
неутешительным выводам о том, что они не могут
служить руководством к конкретным
управленческим решениям, потому что зачастую
содержат противоречивые сведения. В них
приводится статистика, полученная из разных
учреждений (образования, социальной защиты,
здравоохранения и правоохранительных органов),
которые часто не согласованы между собой. При
этом практически не используются данные
независимых организаций.
Можно наблюдать парадоксальные ситуации. В нашей
Нижегородской области из такого официального
доклада совершенно непонятно, сколько же у нас
всего детей и подростков. На одной странице
приводится одна цифра, а буквально через десять
страниц она увеличивается почти на десять тысяч.
Или взять детей, которые лишены попечения
родителей. Сначала мы узнаем, что их 12 тысяч, а
затем эта цифра таинственным образом возрастает
до 50. Я думаю, то же самое происходит с
количеством детей-наркоманов, детей, страдающих
алкоголизмом, токсикоманией.
Бывает и так, что данные одного ведомства говорят
об относительном благополучии детей, а на другой
странице мы получаем данные другого ведомства, и
там противоположная картина. Например, по данным
Министерства образования, в области около 900
подростков, которые бродяжничают и не посещают
школы. А по данным областного УВД, таких детей,
причем только попавших в органы внутренних дел,
пять с лишним тысяч. Минобразование показывает,
что количество этих детей сокращается, а УВД все
время дает справки о росте преступлений среди
детей и подростков.
Показательна информация о детях, болеющих
венерическими заболеваниями, передающимися
половым путем. По данным областного Минздрава,
это одна цифра, а по данным УВД (о количестве
сексуальных преступлений над детьми) – она в
десять раз меньше. Но известно, что заболевания,
передающиеся половым путем, дети и подростки
получают только в результате насильственных
действий!
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
В России существует поговорка «Беда не
приходит одна». Я думаю, что это в полной мере
можно отнести и к ситуации насилия. Хотя
теоретически различают несколько видов насилия
(физическое, эмоциональное, сексуальное,
пренебрежение нуждами детей), в реальности
отнести тот или иной случай насилия над ребенком
к одному из этих типов практически невозможно.
Как правило, акт физического насилия будет
сопровождаться эмоциональным насилием и т.д.
Насилие представляет собой комплексную
проблему. Поэтому для ее решения необходим
системный междисциплинарный подход, основанный
на профессиональном взаимодействии
специалистов разных ведомств: образования,
медицины, социальной работы, здравоохранения,
правозащитных органов. Ни один профессионал не
может решать проблемы насилия в одиночку, если он
не является в одном лице юристом, врачом,
педагогом, психологом и милиционером
одновременно.
Что отличает междисциплинарную команду
специалистов? Прежде всего, это общее видение
проблемы ребенка и семьи. Здесь я хочу
подчеркнуть, что эта согласованность
достигается в том случае, когда существует
разработанный, единый, стандартизированный
протокол действий, где четко и технологично
определена их последовательность: кто и что
должен делать в первые часы после совершения
насилия, в течение следующих суток и так далее.
Групповая ответственность команды особенно
необходима, когда есть прямая угроза жизни
ребенка.
В малых городах Нижегородской области есть опыт
создания междисциплинарных команд. Сейчас в 13
таких группах работает 65 специалистов из разных
ведомств. Эти команды в некоторых случаях имеют
государственный статус, а где-то существуют как
общественные организации. Но все они прошли
обучение по единой двухлетней программе и имеют
единую технологию реагирования на случаи
насилия над ребенком.
Среди функций этих подразделений —
информационно-аналитическая, комплексного
мониторинга детей группы риска, оказание
конкретной помощи ребенку и его семье. Они
занимаются также и профилактической работой.
Стандартизованные протоколы действий в ситуации
насилия над ребенком также существуют, но они
требуют внедрения на государственном уровне,
поскольку, если не будет законодательной и
нормативно-правовой поддержки, они так и
останутся протоколами о намерениях.
Нам крайне необходимы и общероссийский закон, и
законодательные акты на уровне субъектов
федерации о предотвращении насилия и жестокого
обращения с детьми. Там должно быть четкое
определение этим поступкам, должны
присутствовать статьи об обязательном
информировании официальных органов о фактах
насилия, о том, как проводить расследование
случаев насилия, как при необходимости изымать
ребенка из семьи, кто конкретно будет оказывать
ему помощь.
ЭФФЕКТ РЕАБИЛИТАЦИИ
Те реабилитационные программы, которые
существуют сегодня, на наш взгляд, нуждаются в
оценке своей действенности и качества. Во многих
странах проводят специальные исследования
результативности реабилитационных программ. Эти
данные и определяют возможность применения
программы в реабилитационной практике.
Я могу сослаться на опыт Соединенных Штатов, где
недавно были опубликованы материалы по
исследованию результативности программ, где
отслеживался и краткосрочный и долгосрочный
эффект реабилитации. Из двадцати девяти программ
только пять были признаны результативными.
Мне кажется, это крайне важная задача и для нас,
поскольку сейчас существует множество самых
разнообразных терапевтических, консультативных,
тренинговых программ по психологической помощи
и реабилитации. Но складывается такое
впечатление, что эти программы приносят больше
удовлетворения и пользы тому, кто их проводит,
чем тем, с кем по ним работают.
Есть еще одна проблема: у нас отсутствуют
программы работы с теми, кто осуществлял
насильственные действия. По данным
многочисленных исследований, насилие имеет
выраженный цикличный характер. Практически все,
кто совершал насилие, сами когда-то были жертвами
подобных действий. Поэтому задача реабилитации
детей должна решаться как совокупная — работа
должна проводиться не только с жертвой, но и с
насильником.
На мой взгляд, одной из эффективных стратегий,
повышающих эффективность реабилитации, является
«Модель структурированного принятия решения в
ситуациях насилия над ребенком». Она включает
набор инструментов, которыми пользуются по
единому стандарту представители различных
ведомств. В эту модель входит несколько модулей.
Первый из них — система оценки реагирования,
которая определяет, как быстро персонал, который
проводит расследование, должен отреагировать на
заявление о подозрении на насилие над ребенком.
Второй модуль содержит оценку реальной угрозы
ребенку и определяет дальнейшие действия (как
быстро надо изолировать ребенка из семьи, школы,
детского дома). Следующие модули включают
стандартизованную оценку сильных сторон и нужд
ребенка и семьи (или иного социума). И последний
модуль — периодическая переоценка безопасности
ребенка и его нужд. Эта модель описана. К ней
разработаны протоколы, согласно которым команда,
работающая со случаем насилия, может
действовать.
На мой взгляд, главной проблемой и одновременно
главной задачей реабилитации детей — жертв
насилия и жестокости в России сейчас является
разработка и внедрение целостной системы,
которая включала бы в себя, с одной стороны,
нормативно-правовую базу этой работы, а с другой
— четко выстроенный функционал служб
реагирования на кризисные ситуации.
Записала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|