Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Под ред.
Н.М. Платоновой
СПб.: Речь, 2003

В повседневной жизни мы настолько часто сталкиваемся с явлениями насилия и агрессивного поведения, что у нас уже сформировалось однозначно негативное отношение к проявлениям агрессии. Действительно, многочисленные жизненные примеры, да и результаты психологических исследований, о которых рассказывается в том числе и на страницах данного издания (достаточно вспомнить классические эксперименты С. Милграма), подтверждают, каким опасным для окружающих является агрессивное поведение.
Авторы книги такому обыденному пониманию агрессивности противопоставляют психологический, научно обоснованный подход. Они утверждают, что для человека нормально и естественно испытывать агрессию. Более того, определенная степень агрессивности выступает средством адаптации к не всегда доброжелательному окружающему миру. В коррекции и предотвращении нуждаются лишь деструктивные агрессивные действия. Психологическая работа должна быть направлена на повышение индивидуальной способности управления агрессией. Поэтому задачи психологического развития личности, по мнению авторов, сводятся к обучению распознавать агрессивные чувства и выражать их безопасными способами, к овладению умением перераспределять агрессию в позитивные формы активности.
В книге представлены существующие в настоящее время взгляды на природу и особенности агрессивного поведения; выделены факторы, провоцирующие агрессивность, а также описаны многочисленные формы агрессивного поведения. Этот теоретический по своему содержанию раздел вызывает двойственные чувства, так как обилие содержащейся в нем информации способствует образованию мозаичного представления об агрессивном поведении и мешает пониманию психологических механизмов данного явления. Хотя весьма вероятно, что это — не столько своеобразие авторского подхода, сколько отражение реальной ситуации в психологической науке и практике.
Особое внимание авторы уделяют анализу форм и методов работы с детьми и подростками по коррекции и профилактике агрессивного поведения. По прочтении книги не остается сомнений относительно сложности психокоррекционной работы, для проведения которой необходима специальная профессиональная подготовка в области психологического консультирования и психотерапии. Авторы честно заявляют об этом уже на первых страницах книги. В этой связи возникает вопрос о потенциальном читателе книги, посвященной сколь актуальной и широко распространенной, столь и сложной психологической проблематике.
Практические психологи образования найдут в ней полезные для себя материалы, касающиеся профилактики патологических форм агрессивного поведения, а также объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к ней. Кроме того, содержащиеся в книге сведения способствуют появлению чувства профессиональной уверенности, так как подготавливают психолога к встрече с разнообразными формами детской агрессивности, нередко вызывающими недоумение даже у опытных педагогов.

Марина СТЕПАНОВА