ИНТЕРАКТИВНАЯ
ПСИХО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
В.Л. Малыгин, И.В. Ежов
Тульский государственный
университет
Коллеги из Тулы, решив
помочь школьным психологам в их нелегком труде,
создали новый программный продукт, который не
побоялись назвать «автоматизированным рабочим
местом школьного психолога».
Используя современные компьютерные возможности,
авторы разместили на компакт-диске целый набор
диагностических и развивающих программ:
авторский тест раннего выявления риска
формирования аддиктивного поведения,
адаптированный тест школьной тревожности
Филлипса и комплексную программу профилактики
алкоголизма и наркомании в школе. Причем
диагностику следует проводить в интерактивной
форме с использованием анимации.
Вместо того чтобы выполнять скучные и непонятные
тестовые задания, детям предлагается принять
участие в разрешении виртуального спора четырех
персонажей, приняв точку зрения одного из них по
тому или иному вопросу. По мнению авторов,
поскольку для каждого ребенка характерно
определенное отношение к жизни, по результатам
игры можно составить его краткий
психологический портрет и даже дать прогноз
дальнейшего благоприятного (или
неблагоприятного) личностного развития.
Начав более близкое знакомство с
психодиагностической системой, я была, мягко
говоря, обескуражена. При работе с первым тестом
я решила придерживаться мнения наиболее
социально зрелого и психологически здорового
персонажа — в результате получила
характеристику, которая соответствовала
инфантильному закомплексованному невротику.
Точка зрения подростка, адекватно
воспринимающего себя и окружающих, видящего
перспективу своего дальнейшего личностного
развития и при этом настроенного на
конструктивное взаимодействие со взрослыми,
почему-то воспринимается программой как крайне
дезадаптивная.
Характеризуя тестируемого, программа выдает
следующую аттестацию: «Проявляет беспокойство,
недовольство жизнью. Недостаточно хорошо
понимает свой долг и обязанности перед
обществом. Не придает должного значения мыслям и
чувствам окружающих». Положительные качества у
такого ребенка вообще отсутствуют.
Похожие результаты я получила и при работе с
модифицированным тестом Филлипса. Там вообще в
рамках одной характеристики соседствовали
диаметрально противоположные утверждения.
Несмотря на то что указывались такие качества
ребенка: «Уверен в своих силах и возможностях. Не
боится критических высказываний в свой адрес.
Спокоен и уверен в себе», — его категорично
относили к «умеренно-тревожному
психологическому типу».
Комментарии здесь, как мне кажется, излишни.
Становится просто жутко, когда узнаешь, что
данный диагностический материал предполагается
использовать для массовых исследований учащихся
класса, школы и даже целого региона, а также
проводить с его помощью «системный анализ
состояния психологического здоровья этих
учащихся» и «в автоматическом режиме составлять
необходимые отчеты».
К сожалению, оценить достоинства коррекционных
тренингов, которые составляются «с учетом
выявленных в процессе диагностики
индивидуальных особенностей учащихся», не
представляется возможным, так как имеющаяся у
меня демонстрационная версия программы
знакомства с ними не предусматривает.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|