Мы не первые на земле живем, и до нас
люди жили, и до нас детей воспитывали, и всегда
были честные и бессовестные, добрые и злые, и
всегда казалось, что время невыгодно для
воспитания. Как вырастить хороших людей в дурных
обстоятельствах? — это старинная проблема, и
всегда одни люди решали ее, а другие находили
оправдательные причины для объяснения
бесчестности и недоброты выросших своих детей:
мир виноват. Но в одном и том же мире есть хорошие
школы и плохие, хорошие семьи и дурные, хорошие
дети и ужасные. Воспитание зависит от мира, но оно
и не зависит от него, автономно. Иначе в каждом
обществе все люди были бы одинаковы.
Любой народ состоит из честных и добрых людей, в
противном случае он распался бы и рассыпался.
«Люди добрые! — обращаются к миру. — Честной
народ!» Мы не первые, мы не лучшие. Как оставлены
нам леса, озера, поля, реки — земля, так оставлены
богатства любви и совести. И точно так же, как
беспокоимся мы о сохранности тех природных
богатств, должны мы думать о сбережении богатств
нравственных — в нашем доме, в нашей семье, в
наших детях.
Трудно держать в уме множество воспитательных
целей, все равно не удержишь. Если наши дети будут
совестливы и добры, этого достаточно, все
остальное приложится. Из школы, из жизни они сами
будут выбирать и вбирать в себя все доброе и
честное. Они будут воспитуемы, как говорил
Сухомлинский. Будет основа — и серьезное
воспитание во всех его видах и направлениях
пойдет им впрок.
Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где
нет фундамента.Симон
СОЛОВЕЙЧИК
из книги «Педагогика для всех»
|
|
|