Оговорить реальное влияние алкоголя на
человека: что алкоголь может и чего не может. IV. Беседа V. Обобщение основного содержания занятия ВАРИАНТ 3. Марихуана: мифы и реальность Цель: изучить мифы и реальные факты,
касающиеся марихуаны. I. Информация о наркотике II. Обсуждение последствий употребления
марихуаны III. Дискуссия о легализации наркотиков IV. Обобщение содержания занятия Занятие 3. РЕКЛАМАЦель: повысить осознание подростками
приемов, которые используются рекламой для
манипулирования поведением покупателей, и
научить их сопротивляться этим приемам. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ Ведущий. Реклама является сильным средством влияния на человека, множество наших ежедневных решений незаметно регулируется рекламой. Узнав больше о рекламе и приемах, которые она использует для того, чтобы покупались определенные продукты или осуществлялось определенное поведение, мы станем менее внушаемы и не будем, даже под влиянием рекламы, делать то, чего без влияния рекламы не сделали бы. I. Обсуждение целей рекламы II. Описание наиболее распространенных
рекламных приемов III. Анализ рекламных приемов IV. Разыгрывание рекламного сюжета V. Обобщение главных моментов занятия • Цель рекламы — продажа продукции. Занятие 4. Я И МОЕ ТЕЛОЦель: расширение опыта взаимодействия с
телесным образом «Я». ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ Ведущий. Сегодня вы будете заниматься некоторыми приемами изменения своего тела. Многие люди чувствуют неудовлетворенность своим телом в различных жизненных ситуациях. Для этого они прибегают к различным изменениям своего тела. I. Мозговой штурм
II. Обсуждение III. Инсценирование IV. Обсуждение в кругу V. Обобщение главных моментов занятия Занятие 5. Я И МОЕ ТЕЛО
|
Чего стесняются | Причины |
---|---|
— большой рост — большой нос — полнота/худоба — косметические дефекты — угри — цвет кожи — кривые ноги — ненакачанное тело |
— мнения
окружающих — насмешки, издевки — уровень личностного развития — после болезней — боятся быть хуже других — из-за образа жизни — сниженная самооценка — боязнь быть на виду — неуверенность в себе — боязнь быть непризнанным — из-за сниженной силы воли |
I. Мозговой штурм
Провести мозговой штурм причин, по которым люди
стесняются своего телесного облика.Для этого на
одной половине листа бумаги выписываются мнения
о том, чего стесняются люди, а на другой — причины
стеснения.
II. Лепим фигуру
Разделить подростков на три группы. Предложить
вылепить из пластилина любые части
человеческого тела. Каждый ребенок выполняет
задание самостоятельно, не советуясь и не
договариваясь с другими. Возможен вариант, когда
участники договариваются. Это служит
дополнительным диагностическим критерием на
значимые детали тела.
III. Обсуждение
Готовые части тела соединить в единую фигуру.
Каждая подгруппа демонстрирует свое
произведение, называет, что это за существо, как
функционирует, что может и что ему недоступно.
Участники из других подгрупп также высказывают
свое мнение, принимают участие в обсуждении.
Попросить каждого подростка рассказать, какую
часть тела он лепил, почему и какими качествами,
благодаря этому, стала обладать сделанная
фигура.
IV. Выводы
Завершить обсуждение кратким резюме по поводу
индивидуальной стратегии работы и непохожести
одного тела на другое.
• Излишне акцентируя внимание на отельных
частях тела и игнорируя другие, мы тем самым
формируем искаженный образ тела, создавая
дефицит телесного опыта.
• Человек стесняется своего тела чаще всего
из-за насмешек других людей, общественного
мнения. По этой причине он может замкнуться в
себе.
• Иногда даже человек с хорошей фигурой начинает
«комплексовать», так как у него нарушена
внутренняя гармония. Он думает, что некрасив, и
остальные относятся к нему так же.
• Следует повышать свою самооценку, любить себя
таким, каков ты есть, потому что ты такой один —
единственный и неповторимый, несмотря на все
твои недостатки.
Занятие 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Цель: исследовать процесс принятия решения
группой.
Задачи:
обучить эффективному поведению в процессе
поиска согласия в группах;
получить информацию о коммуникативных процессах
в группе и о существующих в ней отношениях
доминирования и руководства;
способствовать сплочению участников группы.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: копии инструкции, листы бумаги,
карандаши.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.
I. Инструкция
Каждый участник получает указание за 15 минут
выполнить задание по инструкции.
Ведущий. Вы дрейфуете на яхте в южной
части Тихого океана. В результате пожара большая
часть яхты и находящегося на ней груза
уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше
местонахождение неизвестно, потому что
навигационные приборы испорчены. По самым
благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в
тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список из 15 предметов, которые не
пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась
резиновая спасательная шлюпка с веслами,
достаточно большая, чтобы вместить вас,
остальной экипаж и все перечисленные ниже
предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в
сумме набирается пачка сигарет, несколько
коробков спичек и пять долларовых банкнот.
Ваша задача — расставить все предметы из списка
по их важности для выживания. Самый важный
предмет получает номер 1, следующий — номер 2 и
так далее до номера 15, который наименее важен.
• Секстант
• Зеркальце для бритья
• Пятигаллоновый бочонок воды
• Противомоскитная сетка
• Одна коробка с армейским рационом питания
• Карты Тихого океана
• Подушка для сиденья (одобрено как плавсредство
службой спасения на водах)
• Двухгаллоновый баллон дизельного топлива
• Транзисторный приемник
• Репеллент для отпугивания акул
• Двадцать квадратных футов
светонепроницаемого пластика
• Одна кварта пуэрториканского рома
• Пятнадцать футов нейлоновой веревки
• Две коробки шоколада
• Набор рыболовных принадлежностей
II. Выработка решения
После того как каждый закончил работу над своим
списком, группа получает 45 минут для выполнения
следующей задачи.
Надо выработать общее для всей группы решение,
руководствуясь специальным методом достижения
консенсуса. Он предусматривает достижение
согласия всех членов группы относительно
позиции каждого предмета в списке.
После того как группа завершит свою работу над
списком, посмотрите в приложении к занятию, каким
должен быть правильный порядок. Можно сравнить
результаты работы каждого участника с
результатом, который был получен группой в целом.
III. Обсуждение процесса принятия решения
Проводится в форме групповой дискуссии.
1. Какие стили поведения способствовали или
препятствовали достижению согласия?
2. Какие отношения лидерства и подчинения
выявились в процессе принятия общего решения?
3. Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто
нет?
4. Какой была атмосфера в группе во время
обсуждения?
5. Удалось ли использовать возможности группы
оптимальным образом?
6. Как можно улучшить процесс принятия общего
решения?
Выводы
Выработать единое мнение трудно. Не каждая
оценка важности предмета из списка будет
соответствовать мнению всех участников.
Некоторые рекомендации по достижению
соглашения:
• не ставить свое мнение превыше всего;
подходить к каждому вопросу с позиций логики;
• не отказываться от своего мнения на том лишь
основании, что это необходимо для достижения
согласия и предотвращения конфликта;
поддерживать только те решения, с которыми вы
можете согласиться хотя бы отчасти;
• избегать таких способов борьбы с конфликтами,
как голосование, усреднение, торг;
• относиться к расхождениям во мнениях как
фактору, который способствует принятию решения,
а не препятствует ему.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ
Пять этапов принятия решений
1. Проясни для себя, какое решение необходимо
принять.
2. Продумай все возможные альтернативы (что ты
можешь сделать в этой ситуации).
3. Собери информацию, необходимую для принятия
решений.
4. Продумай последствия каждой альтернативы
(подумай, что произойдет при принятии каждого
возможного решения).
5. Выбери наилучшую альтернативу и осуществи
необходимые действия. Будь уверен, что доведешь
решение до конца.
Ответы и их обоснование
Эксперты считают, что главным для потерпевших
крушение посреди океана является то, что может
привлечь к ним внимание, и то, что может
поддержать их существование, пока не появится
помощь. Навигационные приборы и спасательные
шлюпки особого значения не имеют. Даже если
небольшой спасательный плот и может доплыть до
ближайшего берега сам по себе, необходимые
запасы продовольствия на нем не уместятся.
Поэтому первостепенную важность приобретают
зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью.
И то и другое можно использовать для
сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи,
например ящик с армейским рационом питания.
Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов
приводится вместе с его обоснованием. Краткие
пояснения, разумеется, не исчерпывают всех
способов применения каждого предмета, а отмечают
только самые главные из них.
1. Зеркальце для бритья.
Чрезвычайно важное средство привлечения
внимания воздушной службы спасения.
2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
Важное средство сигнализации: пятно горючей
смеси будет держаться на поверхности воды, где
его можно поджечь с помощью спичек и долларовых
банкнот.
3. Пятигаллоновый бочонок воды.
Необходим для восполнения потери жидкости в
организме.
4. Одна коробка с армейским рационом питания.
Основной запас питания.
5. Двадцать квадратных футов
светонепроницаемого пластика.
Можно использовать для сбора дождевой воды и для
защиты от непогоды.
6. Две коробки шоколада.
Резервный запас питания.
7. Набор рыболовных принадлежностей.
Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в
руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать
надо.
8. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они
не свалились за борт.
9. Подушка для сиденья (одобрена как
плавсредство службой спасения на водах).
Если кто-то окажется за бортом, ее можно
использовать как спасательное средство.
10. Репеллент для отпугивания акул.
Понятно, для чего он может понадобиться.
11. Одна кварта пуэрториканского рома.
80%-ная крепость достаточна, чтобы использовать
ром как антисептик в случае травмы. Во всех
остальных отношениях он бесполезен. Прием рома
внутрь вызовет жажду.
12. Транзисторный приемник.
Бесполезен, потому что не укомплектован
передатчиком и находится вне зоны приема
коротковолновых радиостанций.
13. Карты Тихого океана.
Бесполезны в отсутствие другого навигационного
оборудования. И вообще неважно, где находитесь
вы. Важно, где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка.
Посреди Тихого океана москитов не бывает.
15. Секстант.
Без навигационных таблиц и хронометра
бесполезен.
Основное соображение, на основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (пища, вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.
Занятие 7.
Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Цель: показать спектр ролей личности;
дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.
Задачи:
предоставить детям возможность попытаться
изменить свое поведение;
предоставить детям возможность применить новые
формы поведения в ситуациях, приближенным к
реальным;
смоделировать более успешные формы поведения,
разыграть их в безопасной обстановке;
дать детям возможность испытать незнакомые
чувства, воспринять новые мысли и идеи;
дать обратную связь.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: не требуются.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Есть мнение, что человек
представляет собой набор ролей. В каждый момент
мы не только можем считать себя сложной
совокупностью ролей, но с течением времени роли,
которые нам приходится играть, расширяются,
углубляются или временно отходят на второй план,
а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из
них постоянно общаются между собой, другие ведут
уединенный образ жизни.
Короче говоря, каждого из нас можно считать
группой. Момент несовпадения роли и внутреннего
«Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут
принимать множество различных форм. Например,
каждый из вас, сидя за партой, надевает маску
хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей,
вы меняете маску. Дома она приобретает новый
облик.
Маски создаются для того, чтобы помочь людям
справляться с жизнью, и поэтому их можно считать
«масками приспособления». Каждая из них имеет
свою природу. Они создаются для определенной
цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая
история будет связана с чувствами, которые
оказываются слишком сильными, чтобы их
сдерживать. Поэтому человеку требуется маска,
чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.
Таким образом, с одной стороны, маска
предохраняет человека, с другой — является окном
в его сложный внутренний мир.
I. Групповая дискуссия
Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в
частности подростку. Мнения детей выписываются
на большой лист бумаги. Например, подросток может
иметь следующие роли: ученик, сын, брат,
покупатель, друг и др.
Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях
человек надевает маски. Не имея возможности
выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за
масками, например, «пофигиста», «хорошей
девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и
зануды» и др.
II. Игра «Маски, которые мы надеваем»
Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть
два стула. Предложить разыграть небольшую сценку
из жизни, например: покупатель — продавец, ученик
— учитель, родитель — ребенок и т.д., где один
участник «надевает» маску. Затем дети меняются
местами, и второй участник становится маской
первого, то есть происходит вынесение вовне
(называние) маски. Далее партнеры разворачивают
диалог между маской и «Я». После этого
проигрывается маска второго подростка.
Если в начале игры детям сложно справиться с
заданием, ведущий должен на примере одной из пар
разыграть упражнение.
III. Обсуждение
Попросите детей поделиться своими впечатлениями
о том, как развивался диалог и как они
чувствовали себя в этой ситуации.
IV. Выводы
В процессе ролевой игры ситуация обретает
конкретные черты и становится более понятной
детям. Они учатся дифференцировать «Я» и свои
роли, роли и маски, называть их (выносить вовне),
тем самым позволяя контролировать их и изменять
свое поведение в зависимости от ситуации.
Занятие 8.
Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
(продолжение)
Цель: формирование навыков преодоления
эгоцентризма; определение дистанции и статусных
отношений в конфликтных межличностных
ситуациях.
Задачи:
научиться принимать ответственность за
нормативные нарушения;
принятие переживаний в конфликтных ситуациях;
формирование границ в сложных межличностных
ситуациях;
осознание мотивов индивидуального поведения;
формирование навыка эмпатии.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: выбирают дети.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. В повседневной жизни
человеку приходится сталкиваться с проблемами,
например, когда он совершает какой-либо
проступок. В этих случаях нам трудно адекватно и
беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину
на себя и осознать свои переживания, а также
принять точку зрения другого. Вам часто трудно
представить себе, что может чувствовать или
думать другой человек.
Смена ролей помогает поставить себя на место
другого в конфликтных ситуациях — между
ребенком и родителями, между ребенком и учителем,
между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей
— добиться понимания чужой точки зрения и тем
самым изменить свое поведение или отношение.
I. Мозговой штурм
Детям предлагается ответить на вопрос: когда мы
что-то нарушаем, что происходит? Как нас
наказывают и что запрещают?
Мнения выписываются на большой лист бумаги и
могут быть дополнены ведущим. Например, не
разрешают гулять лишний час; не дают карманных
денег; не пускают на дискотеку; родители сильно
злятся и наказывают по-разному; ставят в угол; не
доверят больше чего-то важного; обижаются;
прощают; сильно орут; начинается разговор и
«промывка мозгов».
II. Групповая дискуссия
Обсудить причины, по которым мы совершаем
нарушения.
III. Игра на смену ролей
Разбить участников группы на пары. Задать темы
конфликтных ситуаций, например: встреча с
контролером в транспорте при безбилетном
проезде; вернулся домой с дискотеки наутро; взял
без разрешения деньги у родителей и др. (с учетом
высказанных мнений). Проиграть ситуацию, в
которой попытаться принять точку зрения другого,
принять ответственность за содеянный поступок и
не дать себя унизить, когда берешь на себя вину.
IV. Обсуждение позиций конфликтующих сторон
Обсудить, как полученные знания можно применить
в похожих ситуациях в реальной жизни.
V. Выводы
В конфликтных ситуациях бывает трудно
контролировать свое поведение и переживание, что
негативно влияет на выяснение отношений. Сумев
принять на себя ответственность, нужно также
уметь отстаивать свои права, не теряя при этом
чувство собственного достоинства.
Смена ролей помогает понять точку зрения
другого.
Занятие 9. САМООЦЕНКА
Цель: поддержание позитивной самооценки.
Задачи:
обсудить способы поддержания позитивной
самооценки;
дать подростку возможность полностью осознать
свои силы;
дать возможность каждому члену группы узнать,
как его воспринимают другие участники;
предоставить участникам возможность соотнести
самооценку и оценку членами группы;
формирование умения слушать и давать обратную
связь.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: два стула.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в-третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
I. Групповая дискуссия
Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем
свою самооценку». Мнения выписываются на
отдельный лист бумаги и дополняются ведущим.
Например: улучшаем внешность (прическа, макияж,
следим за фигурой); занимаемся самообразованием,
развитием своих талантов, способностей;
достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем
других людей; выигрываем конкурсы, соревнования;
помогаем другим людям, тем самым повышая свою
самооценку; украшаем свой уголок плакатами с
надписями: «Ты — лучший!» и т.д.; «нарываемся» на
комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что не
свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не
ставим глобальных целей; имеем хобби как способ
выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя
перебороть, сделать что-то на грани возможного.
II. Говорим друг другу комплименты
Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно,
поставить два стула друг напротив друга.
Предложить одному из участников занять один из
стульев, все остальные члены группы по очереди
садятся на свободный стул и называют ему только
его положительные качества. Слушатель может
попросить уточнить то или иное высказывание,
задать дополнительные вопросы, но не имеет права
на отрицание или оправдание.
Каждый член группы, по возможности, должен занять
место слушателя.
III. Обсуждение
Обсудить, что каждый из участников чувствовал и
думал в процессе выполнения задания.
IV. Выводы
Чтобы поддержать позитивную самооценку, мы
прибегаем к разным стратегиям. Например,
подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем
постановки глобальных целей, обесцениваем
других и др. Таким образом человек формирует
несколько образов «Я», строит гибкую и
устойчивую самооценку, выстраивая иерархию
образов «Я».
Занятие 10. САМООЦЕНКА
(продолжение)
Цель: моделирование своего образа «Я» в
будущем дать подростку возможность осознать
свои силы;
построить модель из неструктурированного
материала образа «Я» в будущем.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: пластилин, бумага, цветные
карандаши, фломастеры, краски (по выбору).
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
I. Лепим, рисуем
Предложить подросткам вылепить из пластилина
или нарисовать модель своего образа «Я» в
будущем.
II. Обсуждение
Каждый участник называет фигуру и рассказывает о
ней.
III. Выводы
Создание материального образа выносит вовне
переживания подростка и дает возможность их
отрефлексировать.
Построение идеального образа будущего повышает
самооценку в настоящем и актуализирует более
точное представление о себе.
Занятие 11.
НЕАГРЕССИВНОЕ НАСТАИВАНИЕ НА СВОЕМ
Цель: научить подростков неагрессивно
настаивать на своем.
Задачи:
идентифицировать общеизвестные ситуации, когда
требуется неагрессивно настаивать на своем;
идентифицировать тактики убеждения;
упражняться в навыках вербального
неагрессивного настаивания на своем;
упражняться в невербальных навыках
неагрессивного настаивания на своем.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями, то есть постараетесь неагрессивно настаивать на своем.
I. Мозговой штурм
Перечислить общеизвестные ситуации, когда людям
трудно неагрессивно настаивать на своем.
Например: сказать «нет» другу; выразить мнение,
не совпадающее с мнением другого; попросить
снисхождения для себя, попросить об одолжении;
сказать человеку, что в нем есть что-то, что
сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть
обратно некачественный товар, купленный вами;
сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать
учителю или родителю, что он поступил нечестно.
II. Виды поведения и их причины
Ведущий. На приведенные выше ситуации
можно реагировать тремя разными способами.
Первый — быть пассивным, то есть никак не
реагировать. Такое пассивное поведение
предполагает избегание конфронтации,
игнорирование ситуации или предоставление
активности другому человеку. Второй —
агрессивное поведение. Это включает атаку на
другого человека, чрезмерное реагирование.
Третий — неагрессивное настаивание на своем,
которое предполагает умение постоять за свои
права, честно и открыто выразить себя, свое
отношение и быть ответственным за свое
поведение.
Существуют разные причины того, почему люди
иногда не настаивают на своих правах и не
выражают свои чувства. Например: не хотят
начинать спор или ссору; не хотят устраивать
сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят
оказаться замешанными в драку; не хотят
оскорбить другого человека; рационализируют,
говоря, что на самом деле это не так уж важно,
чтобы вокруг этого создавать проблему.
III. Выгоды неагрессивного настаивания на
своем
Спросите детей, какие преимущества, по их мнению,
можно получить, умея неагрессивно настаивать на
своем. Выпишите это на лист.
Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение;
повышение вероятности того, что вы получите то,
что хотите; возрастающая самооценка; повышение
чувства контроля за своей жизнью; понижение
тревоги из-за межличностных конфликтов;
повышение способности стоять за свои права и не
допускать, чтобы люди брали над вами верх;
уважение и симпатия со стороны окружающих.
IV. Упражнения для выработки вербальных
навыков неагрессивного настаивания на своем
Ведущий. Первая важная область
неагрессивного настаивания на своем включает
обучение умению сказать «нет» или стоять на
своем, когда что-то требуют или просят.
Умение сказать «нет» включает три компонента:
а) скажите о вашей позиции;
б) назовите причины или суждения в пользу этой
позиции;
в) признайте позицию и чувства другого человека.
Другая область неагрессивного настаивания на
своем включает умение попросить об одолжении или
настаивать на своих правах:
а) скажите о том, что ситуация или проблема должна
быть изменена;
б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или
проблема разрешена.
Последний навык включает умение выражать
чувства, как положительные, так и отрицательные.
Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на
тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это
меня на самом деле злит» и т.д. Я-высказывания
отражают неагрессивное настаивание на своем: я
чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я
согласен.
А теперь давайте разыграем сценки,
иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного
настаивания на своем.
V. Упражнения по выработке невербальных
навыков неагрессивного настаивания на своем
Ведущий. Идентифицируйте и
поупражняйтесь в следующих невербальных навыках
неагрессивного настаивания на своем,
предполагающих как словесное высказывание, так и
соответствующее невербальное сопровождение:
громкость голоса; поток произносимых слов;
контакт глаз; выражение лица; положение тела
(позы); дистанция.
Попросить подростков разыграть ситуации,
приведенные выше, но на этот раз
сконцентрироваться на невербальных компонентах.
VI. Выводы
Неагрессивное настаивание на своем служит вашим
интересам, отстаивает ваши права, позволяет
открыто и честно выражать себя и при этом не
задевает прав других людей.
Оно повышает вероятность получения того, что вам
в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.
Неагрессивное настаивание на своем включает
невербальные и вербальные компоненты и может
быть сформировано путем упражнений.
Занятие 12.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ
Цель: научить подростков социальным
навыкам, необходимым для взаимоотношений cо
сверстниками, умению познакомиться с
понравившимся человеком.
Задачи:
обсудить, какие атрибуты привлекательны для лиц
противоположного пола;
обсудить значение внешних (физических) данных во
взаимоотношениях;
обсудить чувства, необходимые для начала
разговора с человеком противоположного пола, и
чувства, которые препятствуют этому (страх, стыд
и т.д.).
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры,
карандаши.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Сегодня мы будем
отрабатывать социальные приемы на примере
ситуаций, включающих отношения между мальчиками
и девочками.
Какие атрибуты делают человека привлекательным,
вызывающим стремление взаимодействовать?
Написать эти признаки на листе бумаги. Отметить,
что некоторые из них могут быть прямо
противоположными. Обсудить причины этого.
Например: внешний вид (прическа, макияж, фигура);
«честный, открытый» взгляд; стремление другого
вступить в диалог; хорошие манеры; вызывающее
поведение; схожие черты поведения; сексуальная
привлекательность; физическая сила.
I. Привести примеры
Попросить участников вспомнить кинозвезд или
«сексбомб», которые считаются сексуально
привлекательными и в то же время относительно
непривлекательны физически. Подумать, а затем
обсудить, что это значит.
II. Обсудить чувства
Ведущий. Есть чувства, которые могут
затруднять первый разговор с человеком
противоположного пола. Например:
стеснительность; думаешь, что совсем не достоин
этого человека; боязнь, что тебя «пошлют»;
окажешься человеком из другого круга; кажется,
что по сравнению с ним/с ней ты «урод», плохо
выглядишь; низкая самооценка.
III. Разыграть ситуацию
Предложить подросткам разыграть ситуацию
по следующей инструкции: «Вы свободны. Как
грамотно назначить свидание, пригласить в кино?»
Дети разбиваются на пары, потом меняются ролями.
«Если вам отказали, что ответить?»
Спросить участников, какой способ назначить
свидание они считают наилучшим. Обсудить
эффективность этих приемов.
IV. Выводы
• Люди противоположного пола могут нравиться по
многим причинам.
• представления людей о привлекательности могут
существенно различаться.
• многие люди испытывают стеснение при
разговоре с противоположным полом.
• приемы, используемые для эффективного общения,
могут быть применены для установления контакта и
беседы с противоположным полом.
Занятие 13.
МОДЕЛИ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Цель: обсуждение причин, моделей и
последствий сексуального поведения;
формирование адекватного отношения подростков к
вопросам гигиены сексуального поведения.
Задачи:
• обсудить проблему перехода сексуального
поведения в провокацию насилия;
• обсудить факторы, которые могут
способствовать провокации насилия;
• обсудить адекватные модели сексуального
поведения, в том числе и в кризисных ситуациях.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Сегодня мы будем обсуждать тему сексуального поведения, которое может привести к негативным последствиям, а именно: насилию, преждевременной беременности, заболеваниям, передающимся половым путем.
I. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблем сексуального поведения,
насилия, провокации насилия.
На большом листе бумаги выписываются мнения
подростков о таких понятиях, как сексуальное
поведение, насилие (в широком смысле), провокация
насилия. Добавить неназванные варианты.
II. Обсуждение
Обсудить факторы и последствия сексуального
насилия на конкретном примере. Если подростки
затрудняются привести пример, ведущий
предлагает сюжет, например фрагмент из фильма
или литературного произведения.
III. Дискуссия по поводу альтернативных моделей поведения
IV. Выводы
На этом занятии мы обсуждали проблему границ
сексуального поведения и его возможного
перехода в ситуацию насилия. В большинстве
случаев насилие — результат, а не случайное
стечение обстоятельств. Как насильник, так и
жертва в равной степени вносят свой определенный
вклад в содеянное. Поведение жертвы провоцирует
или способствует насилию. Управляя своим
поведением, можно контролировать, а в ряде
случаев изменять ситуацию, поведение окружающих.
В случае изнасилования необходимо своевременно
обращаться к специалистам, которые окажут
содействие, чтобы избежать порой необратимых
последствий.
Занятие 14. КОНФЛИКТ
Цель: развитие навыков общения в
конфликтных интимно-личностных ситуациях.
Задачи:
обсуждение реакций, возникающих в конфликтных
интимно-личностных отношениях;
моделирование и выработка навыка приемлемого
ответа в конфликтных ситуациях.
Время: 1 час 45 минут.
Материалы: большой лист бумаги, карандаши,
фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
I. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблемы интимно-личностных
конфликтов. «Когда тебе предлагают, например,
интимные отношения, как ты реагируешь?» Записать
мнения подростков на листе бумаги. Обсудить,
почему эти темы могут вызвать затруднения.
Мнения подростков: возникает реакция отказа;
посылаешь на фиг; хочется быстрее поменять тему
или вообще уйти; иногда полезно посмеяться;
испытываешь страх; испытываешь чувство стыда;
разочаровываешься в человеке.
Причины затруднения: об этом не принято открыто
говорить; просто не нравится; страшно; боишься
оттолкнуть любимого человека.
II. Разыгрывание сценки
Участники разыграли сцену признания в любви.
Молодой человек давно хочет признаться своей
подружке в любви. И вот наконец он решился...
— Ты знаешь, я хочу тебе что-то сказать...
— Ну? Было бы интересно, — говорит кокетливо.
Далее следует молчание.
— Чего же ты молчишь? Давай говори!
— Если бы это было так легко, то...
Она его перебивает, раздраженно:
— Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или
я пошла! — демонстративно встает.
— Да нет, ничего... в следующий раз.
Безразлично:
— Ну как хочешь!
Отворачивается.
После этого предложить подросткам высказать
свои соображения по поводу разыгрываемой
ситуации.
Мнения детей: нельзя агрессивно выражать свои
чувства, особенно если человек тебе дорог; надо
всегда выслушать до конца, а если человек не
может сказать, то помочь ему; дать понять, что для
тебя это важно; никогда не сдаваться и доводить
все до конца; если твой друг или подруга так
реагируют, то, может быть, стоит пересмотреть
отношения.
Ведущий. На примере разыгранной
ситуации мы видим, что страх, возникающий когда
тебе предлагают интимные отношения, может
«маскироваться». В данном случае он проявился
через агрессивное поведение девушки. Мы должны
использовать другие, позитивные модели
поведения. Выражение страха или агрессия
являются неэффективными и во многом могут
спровоцировать или усилить ситуацию конфликта.
III. Моделирование приемлемых ответов
Смоделировать и проиграть варианты приемлемых
ответов, которые не обидят партнера и не вызовут
у него состояния дискомфорта.
В процессе занятия разыгрывается несколько сцен
с различными сюжетами.
IV. Выводы
В межличностном общении могут возникнуть
ситуации, в которых человек, особенно молодой,
испытывает затруднения в обращении к партнеру
или не знает, что и как ответить, чтобы не создать
конфликта. Приемлемым считается ответ, который
демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру,
честность, прямоту, тактичность, откровенность.
Занятие 15.
ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Цель: обсуждение структуры полоролевой
идентификации.
Задачи:
рассмотрение психологического и культурального
аспекта проблемы унисекса;
обсуждение интрапсихических механизмов
самоидентичности;
обсуждение проблемы «унисекса» в контексте
межличностных механизмов;
формирование субъективных критериев гармонии
самоидентичности.
Время: 1,5 часа.
Место проведения: открытая площадка, пляж.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры,
журналы.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. В средствах массовой
информации, шоу-бизнесе, рекламе образ
современного человека во многом связывается с
универсальными моделями поведения, не
дифференцированными на мужские и женские. Порой
мы внимательно всматриваемся в рекламу на
обложках модных журналов, стараясь понять: кто же
изображен — мужчина или женщина.
Современная парфюмерная промышленность
постепенно отходит от классических ароматов,
предпочитая «совершенные, универсальные».
Проблема унисекса выступает сегодня как
культурный феномен, претендуя на роль ведущей,
особенно в молодежной среде.
I. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблемы унисекса в культурном
аспекте. Привести примеры, где в повседневной
жизни мы сталкиваемся с проявлениями унисекса
(реклама, шоу-бизнес, мода и т.д.). В качестве
одного из источников предлагается использовать
модные журналы.
На парфюмерных изделиях иногда пишут uni;
универсальная одежда, например облегающие
кожаные брюки, широкие джинсы; короткие у женщин
и длинные у мужчин волосы; в некоторых
телепрограммах ведущие играют роли
противоположного пола, встречается это и на
эстраде; на фотографиях в модных журналах
изображены «не поймешь кто — девушка или
парень»; изменение телесного облика: татуировки,
макияж, пирсинг).
II. Обсуждение
Обсудить влияние социума на трансформацию
половых ролей мужчины и женщины, размывание
границ самоидентичности (как крайняя форма —
переделывание пола, т. е. транссексуализм).
Рассмотреть негативные последствия искаженной
самоидентичности в межличностных отношениях
(крайняя форма — гомосексуальные отношения).
Обозначить проблему индивидуального отношения к
моде унисекса (следовать или не следовать ей;
чего хочет, чего избегает и что реально получает
от нее подросток); субъективные критерии
«золотой середины».
III. Выводы
Проблема унисекса может рассматриваться с точки зрения психологического и культурного аспектов. В настоящее время общесоциальные тенденции таковы, что происходит трансформация ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности, вплоть до крайних форм (переделывание пола, гомосексуальные отношения, сексуальные девиации). Один из главных источников, который насаждает культуру унисекса и создает определенные ценности, особенно в подростковом периоде, — это средства массовой информации (реклама, кинофильмы, телепередачи), шоу-бизнес, а также веяния моды (стиль одежды, прически, пирсинг, татуаж). Прагматические ценности информационного и шоу-бизнеса прямо или косвенно, целенаправленно или спонтанно влияют на устойчивость и индивидульные особенности самоидентичности. Отсюда с неизбежностью вытекает потребность в осознании негативных воздействий подобных тенденций и выработке собственных стратегий приспособления к негативным обстоятельствам.
Занятие 16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
Цель: подведение итогов групповой работы.
Задачи:
получить обратную связь от участников группы;
создать позитивную атмосферу прощания.
Место проведения: открытая площадка.
Время: 1 час.
Материалы: плотный лист цветной бумаги,
карандаши, ручки, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Вариант I
Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам,
как поздравительную открытку, кладет на внешнюю
сторону открытки свою ладонь, обводит ее
карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука
является личным символом открытости для других.)
Затем подросток передает свою открытку соседу
слева, который должен написать что-нибудь внутри.
Карточки передаются до тех пор, пока каждый не
напишет по предложению остальным.
Вариант II
Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру.
Попросить их написать свои инициалы в правом
верхнем углу. Ведущий также подписывает свой
листок. Каждый ребенок пишет короткую строчку, с
которой будет начинаться поэма. Дальше участник
передает свой листок соседу слева, и тот
дописывает свою строчку, продолжающую поэму.
После того как каждый напишет по одной строчке на
всех листках, законченная поэма возвращается
автору первой строки.
Примеры для образца:
Мы много узнали и стали умней...
Наша группа словно цветок...
Мне так хорошо, я знаю так много...
После того как все поэмы будут написаны, прочтите
сначала свою. Потом спросите, кто еще хочет
прочитать свою поэму.
Получение обратной связи
Раздать участникам группы листы и попросить
ответить на вопросы:
Что больше всего понравилось в занятиях? Что не
понравилось совсем? О чем бы еще хотели узнать?
Что, на ваш взгляд, было лишним? Какая форма
работы понравилась и запомнилась больше всего?
Что нового узнали?
Некоторые высказывания детей: понравилось то,
что мы откровенно обсуждали свои проблемы,
анализировали различные мнения; мы разобрали не
так уж много психологических ситуаций — их могло
быть больше; хотелось бы узнать более тонко
психологию людей; мы сблизились с первого
занятия и могли обсуждать то, что не могли
обсуждать раньше; нашел выход для себя из трудных
ситуаций; узнали о себе больше; хочется больше
узнать о ревности друзей и подруг; научились
выражать открыто свое мнение и не бояться этого;
получили информацию о вредных привычках.