МЫ НУЖНЫ ШКОЛЕ,
А ШКОЛА НУЖНА НАМ
Так ли уж неразрешимы
проблемы психологов, работающих в системе
образования? Оказывается, что с большинством из
них можно легко справиться даже на уровне
отдельно взятого района. Это я поняла при
посещении психологического центра диагностики и
консультирования Советского района г.
Ростова-на-Дону.
СВОИМИ РУКАМИ
В отличие от большинства крупных городов, где
подобные центры существуют практически в каждом
районе, в Ростове этим может похвастаться только
один из семи. То, что такой центр появился в
Советском районе, во многом заслуга самого
коллектива, которым руководит Татьяна
Викторовна Наконечная. Хотя учреждение уже
отметило свое пятнадцатилетие, раньше оно имело
совсем иной статус — было центром
профориентации, но, даже выбрав в качестве
приоритета диагностику и консультирование,
долгие годы не имело своего угла и существовало
при районо.
Два года назад центр наконец-то получил
собственное помещение, принадлежавшее ранее
подростковому клубу. Придя туда в первый раз,
сотрудники ужаснулись. Кругом были хаос и
запустение: полы перекошены, на полу стояла вода,
со стен свисали куски обоев. Не обрадовались
приходу новых хозяев и постоянные обитатели
помещения — крысы.
Но что может остановить наших психологов?
Подумав, они решили начать создавать центр
собственными руками. Правда, с финансированием
ремонта помог глава районной администрации, но
остальное пришлось делать собственными руками.
Работали в две смены. Сначала занимались своим
основным делом: проводили группы и консультации
для детей и родителей в старом помещении, а во
второй половине дня трансформировались в
маляров и штукатуров. «У нас в течение всего лета
был трудовой десант», — смеется Татьяна
Викторовна. Зато центр получился очень теплый,
уютный и гостеприимный. А главное — в нем
продумана каждая мелочь.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
С расширением помещения расширились и
функциональные возможности центра, хотя, как
считают сами сотрудники, реализовать удалось
далеко не все.
Основные направления работы определили и
структуру самого центра, в котором действуют два
больших отдела: школьный и профилактический.
Сейчас здесь два заместителя директора центра,
которые курируют эти направления, пять
педагогов-психологов, социальный педагог и два
педагога-методиста. Традиционной для центра
стала групповая и индивидуальная
коррекционно-развивающая работа. Специалистам
приходится оказывать помощь детям с различными
(порой самыми сложными) проблемами. Поэтому кроме
перечисленных специалистов здесь работают
логопед и невролог.
Здесь готовы оказать помощь каждому ребенку: со
всеми образовательными учреждениями района
заключаются договора, в соответствии с которыми
школьные психологи или педагоги направляют на
консультацию и коррекцию наиболее сложных детей.
Проводятся коррекционные и развивающие занятия
с детьми, имеющими нарушения в развитии:
гиперактивность, ММД. Центр поддерживает
договорные отношения с НИИ кибернетики, где
имеются уникальные тренажеры для коррекции
внимания. Их посещают дети с 8 до 14 лет. Есть
группы для тревожных и дезадаптированных детей.
Благодаря оборудованию (видеомагнитофон с
камерой), полученному по программе «Дети России»
от Министерства образования РФ, появилась
возможность проводить видеотрениги для
подростков по их личностному и
профессиональному самоопределению, выработке
эффективных коммуникативных навыков.
НЕОБХОДИМЫЙ РЕСУРС
Отдельное направление — профилактика
наркомании. Для этого разработан алгоритм
профилактических мероприятий, который лег в
основу работы с родителями, учителями,
подростками. Существует и специальный тренинг
для педагогов по формированию конструктивной
позиции в профилактике наркомании среди детей и
подростков.
Но основную задачу сотрудники центра видят в
обеспечении взаимодействия специалистов. Для
этого организуются и проводятся
межведомственные организационные совещания,
семинары. Последнее большое мероприятие прошло с
привлечением психологов медицинских учреждений
и библиотек, которые также занимаются
профилактикой употребления наркотиков.
В профилактическую работу здесь стараются
вовлечь как можно больше учителей.
Непосредственную опеку над детьми, которые имели
опыт употребления наркотиков, осуществляет
социальный педагог. Именно он обеспечивает им
взаимодействие со всеми необходимыми
специалистами, простраивая маршрут реабилитации
в зависимости от тяжести состояния ребенка. Сюда
входят взаимодействие с поликлиникой,
наркологическим кабинетом, куда нужно направить
на лечение, посещение ребенка дома.
В центре постоянно действует родительский клуб.
Причем его посещают не только те родители,
которые сами в этом заинтересованы, но и те, чьи
дети проходят через комиссию по делам
несовершеннолетних. Сотрудники центра добились
того, что решением комиссии по делам
несовершеннолетних таких родителей обязывают
посещать занятия клуба. «Ведь на Западе эта
категория родителей проходит обязательное
обучение, куда они направляются социальными
службами или даже постановлением суда. Почему
нам было не попробовать?» — говорят психологи.
«Мы очень обрадовались, когда увидели, что от
этих, пусть даже пассивных посещений есть свой
эффект, — рассказывает Т.В. Наконечная. — Хотя
вначале многие родители и демонстрируют
сопротивление, но через три занятия происходит
перелом, и они уже готовы не только воспринимать
информацию, но и работать. Постепенно у них
начинает формироваться более ответственное
отношение к своим детям».
Интересно, что в клубе вместе занимаются
родители благополучных и неблагополучных детей.
Группа открытая, есть постоянный состав
родителей, которые ходят в течение года. Есть те,
кто приходит и на следующий год, поскольку
рассматривают посещение клуба как необходимый
ресурс.
Отдельная работа проводится с «принимающими»
семьями. Для оказания им полноценной помощи в
центре работает юрист.
|
Так готовят будущих борцов
с наркозависимостью
|
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Есть в этом небольшом центре и свой
социолог, который занимается исследованиями по
запросам органов образования. В сферу их
интересов, естественно, попадает ЕГЭ. Для
изучения того, как относятся к этому
нововведению дети, родители и учителя,
проводилось несколько диагностических «срезов»,
на основании которых была составлена методичка
по сопровождению ЕГЭ.
Еще одно исследование, имеющее практический
результат, было проведено в учреждениях
дополнительного образования. «Мы объехали
подростковые клубы и увидели, что их посещают в
основном дети дошкольного и младшего школьного
возраста, хотя эти учреждения имеют совсем иное
назначение. Тогда провели большое исследование
интересов подростков и их родителей. В
результате полностью была перестроена работа
всех подростковых клубов. Такие исследования
позволяют принимать грамотные административные
решения», — говорит Т.В. Наконечная.
Центром проводятся исследования уровня
интеллектуального развития школьников и
мониторинг качества образования. Это большая
работа, поэтому в штате есть специалисты по
информатике и электронике. В результате
выявляются те предметы, по которым дети
испытывают трудности, и те темы, которые хуже
осваиваются детьми.
Едва ли не основной объем приходится на
методическую работу и оказание консультативной
помощи работникам образовательных учреждений.
Причем это не только психологи и социальные
педагоги, но и учителя, и даже школьная
администрация.
При центре создан методический совет по
психологии, который дает возможность самого
тесного сотрудничества с психологами школ,
детских садов и учреждений дополнительного
образования. Два раза в месяц для них проводятся
организационные обучающие методические
семинары.
Не остаются без внимания и начинающие
специалисты. Для них существует курс по
планированию их работы, во время работы которого
их обеспечивают всеми необходимыми
методическими материалами. В обязанность
педагогов-методистов входит обеспечение
библиотеки центра новой психологической
литературой и подбор методических разработок из
различных изданий.
НИКТО НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ
Здесь разработан «минимальный базовый
компонент работы психолога», в который входят
материалы для диагностики готовности к
школьному обучению, к средней школе, материалы по
профориентации, работе с детьми, находящимися в
кризисном состоянии.
Все школьные психологи в обязательном порядке
дежурят в центре. В этот день они могут
включаться в работу супервизорской группы
психологов центра, участвовать в его жизни; могут
заниматься составлением собственной программы
или получить необходимую консультацию.
Есть свои традиции и в работе с учителями и
руководителями школ. Для того чтобы помочь
начинающим педагогам освоиться, в осенние
каникулы для них проводятся адаптационные
тренинги с параллельной диагностикой имеющихся
проблем и индивидуальным консультированием.
Даже после такой непродолжительной работы
молодые учителя начинают активно общаться друг с
другом и часто приходят в центр за
консультативной помощью. Для этого существуют
специальные дни.
Не остается без внимания и школьная
администрация. «Я постоянно присутствую в районо
на советах директоров и всячески рекламирую
психологическую службу. Это повышает статус
психологов в школах. К ним начинают относиться
по-другому. Таким образом мы решаем проблему
авторитета психологов. Директора начинают
понимать, что даже самый молодой из них —
профессионал. И если у него нет опыта, то надо
дать ему время для адаптации. Наши директора
знают возможности психологов, умеют четко
формулировать свои запросы к ним», —
рассказывает Татьяна Викторовна.
В центре есть много идей и проектов. Хотелось бы
организовать круглосуточный «телефон доверия» и
привлечь студентов из педуниверситета в
качестве волонтеров. Есть идея создать свои
диагностические комплекты. Например, методичку
по исследованию акцентуаций у детей разного
возраста, видеотеку для детей и родителей.
«Мы нужны школе, а школа нужна нам, — считают
специалисты центра. — И если мы будем заниматься
узкими проблемами, то просто окажемся за бортом
образования!»
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Психологический центр
диагностики и консультирования
Советского района, г. Ростов-на-Дону
Тел.: (8632) 25-07-52 |