СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Когнитивно-поведенческий подход
в работе с подростками
Окончание. Начало см. в № 29/2004
Младший школьный возраст —
период активного становления самооценки,
осознания себя, своих умственных способностей,
физических сил, мотивов и целей своего поведения,
отношения к сверстникам и взрослым. Обретение
нового социального статуса и освоение новой
социальной роли — ученика — вносят значительные
изменения во все сложившиеся до школы системы
взаимоотношений ребенка, формируют новые
отношения. В этот период значительно
увеличивается групповая идентификация в среде
сверстников. Это возраст наиболее выраженной
конформности. Задачей психолога становится
исследование коллектива, выявление референтных
и социометрических предпочтений, работа с
«непопулярными» членами детского коллектива,
формирование благоприятного климата.
С поступлением в школу ребенок становится
подверженным все возрастающему влиянию
окружающих, находящихся вне семейного круга.
Усвоение навыков социального поведения,
моральных стандартов происходит через общение с
учителями. Кроме важной функции обучения,
учитель выполняет еще несколько функций:
контролирует, оценивает, поддерживает ребенка.
Проблемы при адаптации к школе у ребенка
возникают тогда, когда функции оценки и контроля
занимают основные положения в деятельности
учителя, а функция поддержки ослаблена или
игнорируется.
Когда учитель занимает позицию главного
«оценщика» жизнедеятельности ребенка (поведения
и знаний), усиленную постоянным контролем, и не
подкрепляет ее поддержкой, проблемы могут
обретать более сложный характер: дети начинают
бояться учителей. Задачей психолога является
определение наиболее оптимального типа
взаимоотношений ученика и учителя.
Новый социальный статус и новая социальная роль
наполняют новыми требованиями и отношения
ребенка с родителями. Со стороны родителей
значительно усиливается контроль, что также
порождает значительные проблемы этого возраста.
Для преодоления этих проблем или для их
предотвращения основной функцией родителей
должна стать психологическая поддержка и защита.
В работе с родителями состоит еще одна важная
задача психолога и социального педагога.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Проблемы и трудности адаптации к школе
являются ведущими для младшего школьного
возраста. Они могут быть выражены в
разнообразных формах: повышенная тревожность,
отсутствие новых друзей, нежелание идти в школу,
трудности усвоения материала, общения с
учителем, сверстниками, изменение отношений с
родителями.
Статья опубликована при поддержке жилого комплекса "Московские Водники". Продажа квартир в Водниках Долгопрудный в новостройках от застройщика. Экологически чистый район с хорошо развитой инфраструктурой, рядом с кольцевой дорогой, неподалёку от новостроек водохранилище, детские сады, образовательные учреждения, поликлиники, развлекательные, досуговые центры и многое другое. Узнать подробнее о жилом комплексе Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://московские-водники.рф.
Случай из практики
Обратилась мама девочки-первоклассницы. Девочка
пошла в школу в семь лет после посещения детского
сада. Серьезных проблем до школы не наблюдалось.
Подготовлена к школе в рамках программы детского
сада (знала буквы, слоги). Младший ребенок в семье.
Старший брат на год старше, ученик второго
класса. Поводом обращения послужил факт
обсуждения с учительницей нескольких ситуаций,
когда девочка на занятиях в классе поднимала
руку, чтобы ответить, но, вставая, не могла ничего
сказать, молчала. Письменные задания в классе и
дома она выполняла успешно. Никаких других жалоб
у родителей не возникало, они склонны были видеть
причины такого необычного поведения в
особенностях личных взаимоотношений ребенка и
учительницы.
Данные методического обследования показали, что
у ребенка, во-первых, недостаточный уровень
произвольной регуляции речевого общения,
во-вторых — недостаточно развита произвольность
поведения, существует сильная зависимость от
взрослых и брата.
Очевидно, родители, уделяя много времени
сыну-первокласснику, не смогли увидеть
существование некоторых проблем развития
дочери.
Для решения выявленных проблем использовались
две основные методики поведенческой терапии: скилл-терапия
— для развития навыков произвольности,
саморегуляции и самоконтроля и методика контактной
десенсибилизации — для снятия тревоги и
страха в определенных ситуациях.
Последовательность этапов коррекционной работы
по методу скилл-терапии включала фазу
моделирования (психолог ставит задачу и,
рассуждая вслух, решает ее), фазу совместного
решения задачи, фазу вербализованного
самостоятельного выполнения задачи ребенком и
самоподкрепления (девочка, выполняя задание,
обязательно поощряла себя словами «Я смогу», «Я
справлюсь» для снятия тревожности), фазу
скрытого выполнения задачи во внутреннем
плане. В качестве заданий выбирались интересные
для ребенка логические задания, ребусы, что
добавляло мотивации к занятиям и играло роль
дополнительного положительного подкрепления.
Однако особенное внимание уделялось заданиям,
связанным с развитием речевого общения
(составление рассказов по картинкам,
придумывание сказок по ключевым словам и т.д.).
При проведении методики контактной
десенсибилизации составлялся список реальных
ситуаций, ранжированный по степени испытываемой
тревоги. Тренировка в этих ситуациях
(многолюдности, повышенного внимания, оценочного
внимания, сильной мотивации хорошо ответить)
обязательно включала этап моделирования. Этот
этап состоял из наблюдения в этих ситуациях за
другим ребенком, который не испытывал тревоги.
Это происходило, например, в реальной ситуации
урока. Упражнения предполагали постепенную
тренировку. Сначала девочка оставалась после
уроков и в более спокойной обстановке отвечала
выученное правило или стихотворение только
учительнице. Когда эта ситуация перестала
вызывать тревогу, ее несколько изменили — в
классе оставались дежурить две одноклассницы,
которые также слушали, как девочка отвечает урок
учительнице и т.д.
После серии занятий были сняты проблемы излишней
тревожности, были даны рекомендации родителям
продолжать упражнения на развитие произвольного
поведения.
СТРАХИ
Ведущий в данном возрасте страх —
несоответствия социальным ожиданиям и
требованиям ближайшего окружения (родителей,
учителей, сверстников). Появляются такие
социально ориентированные страхи, как страх
опоздать, сделать не так или не то, совершить
ошибку, быть осмеянным, наказанным.
С точки зрения психологической работы, именно в
этом возрасте должно быть сформировано умение
адекватно оценивать свои поступки с точки зрения
социальных ожиданий. Основными психологическими
факторами возникновения страхов в этом возрасте
являются:
1) гипертрофированный уровень притязаний; 2)
отсутствие у ребенка опыта общения со
сверстниками и другими взрослыми; 3)
недостаточная уверенность в себе, в своих силах и
знаниях; 4) сильная эмоциональная привязанность к
матери; 5) драматизация и контроль со стороны
родителей. Именно в этих направлениях должна
проходить работа психологов и социальных
педагогов.
Основные проблемы, заявленные родителями или
выявленные школьным психологом, могут быть
определены в целом как школьная фобия. Это целый
комплекс страхов: перед посещением школы, боязнь
учителя, плохой отметки, боязнь отвечать, боязнь
вопроса, на который не знает ответа, боязнь
пропустить школу и отстать в учебе от
сверстников.
Случай из практики
Обращение мамы девочки-первоклассницы.
Единственный ребенок в семье, посещала детский
сад, проблем никогда не возникало. Девочка учится
на «отлично», выполняя все задания и требования
учительницы. Маму беспокоило то, что с некоторых
пор она стала замечать у дочери навязчивую
боязнь заболеть (и как следствие — пропустить
занятия, отстать в учебе от сверстников,
перестать быть любимой родителями и
учительницей). Девочка отказывалась от любимого
мороженого, очень жалела детей, которые по
болезни пропускают школу, просила записать ее в
спортивную секцию, чтобы «закалиться и никогда
не болеть».
В результате коррекционной работы выяснилась
негативная роль в возникновении данного страха
родителей, которые, с одной стороны, полностью
контролировали процесс подготовки уроков, с
другой — постоянно апеллировали к чувству долга,
ответственности, к тому, что «ты стала уже
взрослой», практически напрямую увязывая
хорошее отношение к ребенку с отличными
отметками в школе. Данные обследования также
выявили такую особенность личностного развития
девочки, как значительная зависимость от
родителей и других взрослых.
Целями коррекционной работы в данном случае
являлись: 1) уменьшение степени тревоги и
нервно-психического напряжения в ситуациях,
связанных со школой; 2) уменьшение
гиперответственности; 3) развитие навыков
произвольности и самоконтроля; 4) формирование
большей уверенности в себе.
Использовалась методика эмотивного
воображения как вариант метода
систематической десенсибилизации (постепенного
уменьшения чувствительности к ситуациям,
вызывающим тревожность). Согласно методике
эмотивного воображения, сначала была составлена
иерархия ситуаций, вызывающих тревогу и страх.
(Боюсь пропустить школу, получить не ту отметку,
чего-то не знать, сразу не ответить, все будут
смеяться надо мной, учительница будет недовольна
мной, мама и папа не будут меня любить.) Далее
выбирались любимые герои, с которыми девочка
себя частично идентифицирует. В данном случае
ими явились кукла Барби и Золушка. Дальнейшая
работа состояла в том, чтобы представить этих
героев в ситуации школы: ребенок представляет и
рассказывает, как они пошли в школу, что с ними
там происходило, при этом необходимо, чтобы
воображаемые ситуации были достаточно реальны и
близки ребенку. После достаточной вовлеченности
ребенка в игру постепенно вводились ситуации,
вызывавшие страх.
Например, Барби заболела и не пошла в школу. Что
она чувствует? Что скажет ей мама? Позвонят ли
подружки? Будут ли ей рады в школе, когда она
поправится? Что она делает дома? Каждая ситуация
отрабатывалась очень подробно, пока не исчезали
признаки тревоги.
Для формирования большей уверенности в своих
силах, уменьшения зависимости от взрослых
достигнута договоренность с родителями о том,
что они займут позицию готовности помогать,
вместо полного контроля. То есть некоторое время
(один-два месяца) будут проверять не все домашние
задания дочки, а только те, которые вызовут у нее
затруднения, и она сама попросит об этом. Кроме
этого, даны рекомендации родителям по коррекции
своего очень значимого отношения к отметкам
ребенка, для того чтобы уменьшить ощущения
девочки, что ее любят только за хорошие отметки.
В.БАРАНОВА
|