Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Когнитивно-поведенческий подход
в работе с подростками

Окончание. Начало см. в29/2004

Младший школьный возраст — период активного становления самооценки, осознания себя, своих умственных способностей, физических сил, мотивов и целей своего поведения, отношения к сверстникам и взрослым. Обретение нового социального статуса и освоение новой социальной роли — ученика — вносят значительные изменения во все сложившиеся до школы системы взаимоотношений ребенка, формируют новые отношения. В этот период значительно увеличивается групповая идентификация в среде сверстников. Это возраст наиболее выраженной конформности. Задачей психолога становится исследование коллектива, выявление референтных и социометрических предпочтений, работа с «непопулярными» членами детского коллектива, формирование благоприятного климата.
С поступлением в школу ребенок становится подверженным все возрастающему влиянию окружающих, находящихся вне семейного круга. Усвоение навыков социального поведения, моральных стандартов происходит через общение с учителями. Кроме важной функции обучения, учитель выполняет еще несколько функций: контролирует, оценивает, поддерживает ребенка. Проблемы при адаптации к школе у ребенка возникают тогда, когда функции оценки и контроля занимают основные положения в деятельности учителя, а функция поддержки ослаблена или игнорируется.
Когда учитель занимает позицию главного «оценщика» жизнедеятельности ребенка (поведения и знаний), усиленную постоянным контролем, и не подкрепляет ее поддержкой, проблемы могут обретать более сложный характер: дети начинают бояться учителей. Задачей психолога является определение наиболее оптимального типа взаимоотношений ученика и учителя.
Новый социальный статус и новая социальная роль наполняют новыми требованиями и отношения ребенка с родителями. Со стороны родителей значительно усиливается контроль, что также порождает значительные проблемы этого возраста. Для преодоления этих проблем или для их предотвращения основной функцией родителей должна стать психологическая поддержка и защита. В работе с родителями состоит еще одна важная задача психолога и социального педагога.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Проблемы и трудности адаптации к школе являются ведущими для младшего школьного возраста. Они могут быть выражены в разнообразных формах: повышенная тревожность, отсутствие новых друзей, нежелание идти в школу, трудности усвоения материала, общения с учителем, сверстниками, изменение отношений с родителями.

Статья опубликована при поддержке жилого комплекса "Московские Водники". Продажа квартир в Водниках Долгопрудный в новостройках от застройщика. Экологически чистый район с хорошо развитой инфраструктурой, рядом с кольцевой дорогой, неподалёку от новостроек водохранилище, детские сады, образовательные учреждения, поликлиники, развлекательные, досуговые центры и многое другое. Узнать подробнее о жилом комплексе Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://московские-водники.рф.

Случай из практики
Обратилась мама девочки-первоклассницы. Девочка пошла в школу в семь лет после посещения детского сада. Серьезных проблем до школы не наблюдалось. Подготовлена к школе в рамках программы детского сада (знала буквы, слоги). Младший ребенок в семье. Старший брат на год старше, ученик второго класса. Поводом обращения послужил факт обсуждения с учительницей нескольких ситуаций, когда девочка на занятиях в классе поднимала руку, чтобы ответить, но, вставая, не могла ничего сказать, молчала. Письменные задания в классе и дома она выполняла успешно. Никаких других жалоб у родителей не возникало, они склонны были видеть причины такого необычного поведения в особенностях личных взаимоотношений ребенка и учительницы.
Данные методического обследования показали, что у ребенка, во-первых, недостаточный уровень произвольной регуляции речевого общения, во-вторых — недостаточно развита произвольность поведения, существует сильная зависимость от взрослых и брата.
Очевидно, родители, уделяя много времени сыну-первокласснику, не смогли увидеть существование некоторых проблем развития дочери.

Для решения выявленных проблем использовались две основные методики поведенческой терапии: скилл-терапия — для развития навыков произвольности, саморегуляции и самоконтроля и методика контактной десенсибилизации — для снятия тревоги и страха в определенных ситуациях. Последовательность этапов коррекционной работы по методу скилл-терапии включала фазу моделирования (психолог ставит задачу и, рассуждая вслух, решает ее), фазу совместного решения задачи, фазу вербализованного самостоятельного выполнения задачи ребенком и самоподкрепления (девочка, выполняя задание, обязательно поощряла себя словами «Я смогу», «Я справлюсь» для снятия тревожности), фазу скрытого выполнения задачи во внутреннем плане. В качестве заданий выбирались интересные для ребенка логические задания, ребусы, что добавляло мотивации к занятиям и играло роль дополнительного положительного подкрепления. Однако особенное внимание уделялось заданиям, связанным с развитием речевого общения (составление рассказов по картинкам, придумывание сказок по ключевым словам и т.д.).
При проведении методики контактной десенсибилизации составлялся список реальных ситуаций, ранжированный по степени испытываемой тревоги. Тренировка в этих ситуациях (многолюдности, повышенного внимания, оценочного внимания, сильной мотивации хорошо ответить) обязательно включала этап моделирования. Этот этап состоял из наблюдения в этих ситуациях за другим ребенком, который не испытывал тревоги. Это происходило, например, в реальной ситуации урока. Упражнения предполагали постепенную тренировку. Сначала девочка оставалась после уроков и в более спокойной обстановке отвечала выученное правило или стихотворение только учительнице. Когда эта ситуация перестала вызывать тревогу, ее несколько изменили — в классе оставались дежурить две одноклассницы, которые также слушали, как девочка отвечает урок учительнице и т.д.
После серии занятий были сняты проблемы излишней тревожности, были даны рекомендации родителям продолжать упражнения на развитие произвольного поведения.

СТРАХИ

Ведущий в данном возрасте страх — несоответствия социальным ожиданиям и требованиям ближайшего окружения (родителей, учителей, сверстников). Появляются такие социально ориентированные страхи, как страх опоздать, сделать не так или не то, совершить ошибку, быть осмеянным, наказанным.
С точки зрения психологической работы, именно в этом возрасте должно быть сформировано умение адекватно оценивать свои поступки с точки зрения социальных ожиданий. Основными психологическими факторами возникновения страхов в этом возрасте являются:
1) гипертрофированный уровень притязаний; 2) отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками и другими взрослыми; 3) недостаточная уверенность в себе, в своих силах и знаниях; 4) сильная эмоциональная привязанность к матери; 5) драматизация и контроль со стороны родителей. Именно в этих направлениях должна проходить работа психологов и социальных педагогов.
Основные проблемы, заявленные родителями или выявленные школьным психологом, могут быть определены в целом как школьная фобия. Это целый комплекс страхов: перед посещением школы, боязнь учителя, плохой отметки, боязнь отвечать, боязнь вопроса, на который не знает ответа, боязнь пропустить школу и отстать в учебе от сверстников.

Случай из практики
Обращение мамы девочки-первоклассницы. Единственный ребенок в семье, посещала детский сад, проблем никогда не возникало. Девочка учится на «отлично», выполняя все задания и требования учительницы. Маму беспокоило то, что с некоторых пор она стала замечать у дочери навязчивую боязнь заболеть (и как следствие — пропустить занятия, отстать в учебе от сверстников, перестать быть любимой родителями и учительницей). Девочка отказывалась от любимого мороженого, очень жалела детей, которые по болезни пропускают школу, просила записать ее в спортивную секцию, чтобы «закалиться и никогда не болеть».
В результате коррекционной работы выяснилась негативная роль в возникновении данного страха родителей, которые, с одной стороны, полностью контролировали процесс подготовки уроков, с другой — постоянно апеллировали к чувству долга, ответственности, к тому, что «ты стала уже взрослой», практически напрямую увязывая хорошее отношение к ребенку с отличными отметками в школе. Данные обследования также выявили такую особенность личностного развития девочки, как значительная зависимость от родителей и других взрослых.

Целями коррекционной работы в данном случае являлись: 1) уменьшение степени тревоги и нервно-психического напряжения в ситуациях, связанных со школой; 2) уменьшение гиперответственности; 3) развитие навыков произвольности и самоконтроля; 4) формирование большей уверенности в себе.
Использовалась методика эмотивного воображения как вариант метода систематической десенсибилизации (постепенного уменьшения чувствительности к ситуациям, вызывающим тревожность). Согласно методике эмотивного воображения, сначала была составлена иерархия ситуаций, вызывающих тревогу и страх. (Боюсь пропустить школу, получить не ту отметку, чего-то не знать, сразу не ответить, все будут смеяться надо мной, учительница будет недовольна мной, мама и папа не будут меня любить.) Далее выбирались любимые герои, с которыми девочка себя частично идентифицирует. В данном случае ими явились кукла Барби и Золушка. Дальнейшая работа состояла в том, чтобы представить этих героев в ситуации школы: ребенок представляет и рассказывает, как они пошли в школу, что с ними там происходило, при этом необходимо, чтобы воображаемые ситуации были достаточно реальны и близки ребенку. После достаточной вовлеченности ребенка в игру постепенно вводились ситуации, вызывавшие страх.
Например, Барби заболела и не пошла в школу. Что она чувствует? Что скажет ей мама? Позвонят ли подружки? Будут ли ей рады в школе, когда она поправится? Что она делает дома? Каждая ситуация отрабатывалась очень подробно, пока не исчезали признаки тревоги.
Для формирования большей уверенности в своих силах, уменьшения зависимости от взрослых достигнута договоренность с родителями о том, что они займут позицию готовности помогать, вместо полного контроля. То есть некоторое время (один-два месяца) будут проверять не все домашние задания дочки, а только те, которые вызовут у нее затруднения, и она сама попросит об этом. Кроме этого, даны рекомендации родителям по коррекции своего очень значимого отношения к отметкам ребенка, для того чтобы уменьшить ощущения девочки, что ее любят только за хорошие отметки.

В.БАРАНОВА