Две трудные
проблемы у воспитателя:
первая: как вырастить доброго и
честного, правильного человека;
вторая: когда вырастишь доброго и
правильного человека, то как ему жить?
Все революции, вся борьба, все страдания людские
ради одного — чтобы талантливым, честным и
добрым людям жилось лучше, чем бесталанным,
бессовестным и бессердечным.
Но социальная справедливость — вопрос политики,
а не педагогики. Педагоги жизнь не переделывают,
не воспитание решает судьбы мира. Только очень
наивные люди думают, будто мир изменится от фраз,
начинающихся со слова «пусть»: «Пусть каждый на
своем месте хорошо работает, и все будет хорошо»,
«Пусть каждый займется собой, постарается быть
добрее, и все будут добрые», «Пусть каждая мать
воспитает хорошего человека, и мир превратится в
рай». Пусть-то пусть, да не получается. Нужно
очень много условий, для того чтобы наше «пусть»
приобрело хоть какую-нибудь силу, а без этого оно
скрывает обман. Вместо серьезного исследования
обстоятельств жизни, вместо серьезной и тяжелой
борьбы — легкокрылое «пусть».
Но как же все-таки быть?
Предположим, думает иной читатель, я постараюсь и
дам своим детям счастливое детство; предположим,
они вырастут честными и добрыми людьми. Но каково
им будет жить с их честностью и добротой? И что
будет с моими детьми, когда они, выйдя из
счастливого детства и мечтательной юности,
встретятся с суровой действительностью?
Разочарование, крушение идеалов, растерянность,
отчаяние — вот что их ждет…
Рассуждения такого рода, с виду безукоризненно
логичные, подозрительны своим удобством. Это
очень удобные рассуждения! А в нравственной
жизни все, что удобно, то скорее всего ложно.
Каждый из нас хоть иногда слышит голос совести.
Но жить по совести трудно, а иной раз совесть
толкает буквально к гибели. А жить-то хочется.
Поэтому каждому человеку для выживания вместе с
совестью дана еще и антисовесть — тот внутренний
голос, который утишает голос совести,
опровергает его или просто заставляет замолчать.
Совесть, увидим мы дальше, есть решительно у всех;
нет человека без совести, как нет человека без
сердца. Но есть люди с такой сильной
антисовестью, что совести в них и вовсе не
заметишь. Заглушена.
Воспитывать честных и добрых детей некоторым
очень легко, не нужно почти никаких усилий; а
некоторым — неимоверно трудно. Но совесть мучит.
И тогда усиливается голос антисовести: «И не надо
честности, пропадешь с ней».
Голос антисовести обычно подкрепляется
услужливым здравым смыслом. Например, говорят же
— тяжело в учении, легко в бою. Вот и будем с
детства готовить ребят к тяготам жизни. Пусть с
ранних лет узнают они суровую правду жизни.
Для физической закалки и приучения к дисциплине
солдатам необходимо тяжелое учение. Но духовные
законы не те, что законы физического развития.
Для закаливания тела нужно спартанское
воспитание, а для закалки духа нужны идеалы,
представление о счастье, здоровая
нравственность.
Крепкий духом человек не ждет от жизни легкой
удачи. Не знавший особых трудностей в детстве, он
тем не менее лучше подготовлен к встрече с
жизнью. Он здоровее! Он не предается унынию, не
впадает в отчаяние, он не меняет веру в жизнь
после первой же беды. Он видит в людях не одно
лишь дурное, но и доброе. Он способен улыбнуться,
наконец! Он знает счастье и верит в него.
Симон СОЛОВЕЙЧИК
Из книги «Педагогика для всех»
|