Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2004


КОЛЛЕГИ

ТРЕТИЙ МИР

C сожалением приходится констатировать — окружающая нас природа все больше становится похожей на огромную мусорную свалку. Самое удивительное, что многие представители homo sapiens при этом вполне комфортно себя ощущают, с удовольствием располагаясь на пикничок рядом с кучей пустых бутылок, банок и грязных пакетов. А после с чувством глубокого удовлетворения покидают место отдыха, оставляя еще несколько куч мусора. Да что говорить про отдельную полянку, если горы промышленных и бытовых отходов (так же как и чадящие трубы и машины) стали неотъемлемой частью как городского, так и сельского пейзажа.
И я ни за что не поверю, что люди, которые разбрасывают вокруг себя пустые бутылки, никогда в жизни не слышали о нормах цивилизованного поведения. Тогда в чем же дело?
Сотрудники кафедры экологической психологии МГППУ уверены, что причина этого — в отсутствии экологической культуры. А ее формирование — дело не простое. Уроки, беседы и лекции о том, как надо и как не надо себя вести, оказываются бесполезными. Экологическая культура, в основе которой лежит экологическое сознание, формируется не столько на поведенческом, сколько на смысловом уровне. И для того чтобы подрастающее поколение стало более грамотным, нужна серьезная профессиональная работа.

ОДНИХ ЗНАНИЙ НЕДОСТАТОЧНО
Первый в России факультет социальной и экологической психологии был открыт в Московском городском психолого-педагогическом институте (теперь МГППУ), где началась подготовка экологических психологов, специализировавшихся на природоохранной деятельности. Впоследствии экологическая психология стала рассматриваться как особый раздел социальной психологии. Сейчас этим направлением занимается одна из отраслевых кафедр факультета.
Учебные планы здесь построены таким образом, что первые два с половиной года (до середины третьего курса) все студенты получают базовое психологическое образование, изучают различные направления психологии (общую, педагогическую, возрастную, социальную). К четвертому курсу будущие социальные психологи распределяются по кафедрам. Часть из них выбирает экологическую психологию.
Декан факультета социальной психологии доктор психологических наук М.Ю. Кондратьев рассказал мне, что развитием экологической психологии факультет обязан классикам отечественной экологической психологии (в ее современном понимании) С.Д. Дерябо и В.А. Ясвину. Разработанная ими концепция психологии экологического сознания легла в основу деятельности кафедры. Суть этой концепции — в понимании того, что существуют не два параллельных мира (мир вещей и мир людей), а как минимум три. И этим третьим миром является мир «человек—природа».
Формирование экологического сознания должно стать основой всей системы экологического образования. Как показали исследования (в том числе — диссертационные), экологическое сознание формируется на уровне субъективного восприятия не только собственных взаимоотношений с природой, но и общих экологических проблем.
При этом обнаружилось, что уровень знаний в сфере экологии не влияет напрямую на более глубокие уровни отношения к ней: эмоциональный, когнитивный, практический. Поступки людей, ничего не знающих об экологических проблемах, ничем не отличаются от поступков тех, кто владеет информацией о загрязнении окружающей среды. Поэтому одних знаний недостаточно: нужны изменения на уровне личностного смысла!

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ
Согласно теории, разработанной С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным, существует несколько подходов к содержанию экологического образования.
Первая («представленческая») тенденция характерна для нашей педагогической системы. Основные усилия здесь направлены на формирование системы экологических представлений. Работа осуществляется, как правило, по следующей схеме: дошкольники знакомятся с отдельными объектами и явлениями природы, ухаживают за животными и растениями. Экологическое образование для младших школьников предполагает введение в содержание общего образования экологических аспектов, примеров нерационального использования природных богатств.
В средних классах изучается питание растений и животных и связанная с этим проблема загрязнения природы химическими удобрениями, ареалы обитания редких животных и растений и организация соответствующих охраняемых территорий и т.п. Экологические проблемы рассматриваются в самостоятельных курсах ботаники, зоологии, географии и во внеклассной работе по этим предметам.
Для процесса экологического образования старшеклассников характерна направленность на мировоззренческие, философские аспекты взаимодействия общества и природы, а также на углубление и расширение знаний эволюционного, комплексного, обобщающего характера. Экологическое образование, так же как и на предыдущем этапе, осуществляется в рамках курсов биологии, географии и, в отдельных случаях, самостоятельного предмета «экология».
Для студентов высшей школы практически не существует концептуально и содержательно выстроенной системы экологического образования, за исключением отдельных предметов в учебных планах вузов. Но даже когда эти предметы есть, они чаще всего имеют узкопрофессиональную направленность, а в учебных программах по другим предметам экологические проблемы если и присутствуют, то представлены фрагментарно и в скромном объеме.
Другая («технологическая») тенденция в экологическом образовании связана с формированием стратегий взаимодействия с природой и приобретением необходимых для их реализации умений и навыков (технологий). «Технологическая» тенденция в экологическом образовании характерна, например, для США. Отличительной особенностью американской образовательной системы является ориентация на экологические проблемы той местности, где живут учащиеся, а не на охрану «природы вообще». Приемы обучения предполагают работу «в поле», а не просто разглядывание таблиц в кабинетах.
Третья («отношенческая») тенденция акцентирует внимание на формировании субъективного отношения к природе. В этом случае педагоги отбирают экологическую информацию таким образом, чтобы она оказывала наибольшее влияние на отношение учащихся к природе, а также стараются включить ребят в природозащитные виды деятельности.
Именно в рамках последней тенденции осуществляется экологическое образование, например, в вальдорфких школах, где детей учат наблюдению и сопереживанию всему, что их окружает. Это требует способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания должны «переживаться» ребенком, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношения к миру.

УСТАНОВКА НА ДЕЙСТВИЕ
Именно «отношенческий» подход стал основным при разработке учебной программы по экологической психологии в МГППУ.
Главной составляющей психологически грамотного отношения к природе здесь считают активность на уровне поступков, когда человек готов участвовать в сохранении живой природы, причем не для себя («я в этом участвую, поскольку мне это очень важно»), а для других.
Программа подготовки экологических психологов включает много активных форм обучения: специальные тренинги, игры, программы погружения. Многое из задуманного еще не реализовано. Планируется ввести такие курсы, как «Психология дизайна», «Ландшафтная терапия», обучать студентов элементам психотерапии и психокоррекции с использованием потенциала природы. Сейчас разрабатывается программа анимотерапии, включающая практику в центрах, где проводится работа с трудными подростками и детьми с ДЦП с участием собак, лошадей и дельфинов.
В результате «поступочный» уровень (как установка на активное действие) у выпускников факультета гораздо выше, чем у их сверстников.
Когда я спросила у Михаила Юрьевича Кондратьева, где могут работать выпускники факультета, он ответил, что такие специалисты востребованы прежде всего в образовательных учреждениях, поскольку они занимаются развитием экологической культуры в системе образования. Они могут работать психологами как в обычных школах, так и в учреждениях с экологической направленностью. Кроме того, психологов-экологов учат экспертизе государственных экологических программ, диагностике уровня развития сознания в области экологии.
«Наши психологи могут заниматься и непосредственно коррекционной деятельностью среди педагогов, учащихся и остальных категорий населения. Они владеют методикой проведения тренингов, семинаров, консультаций, связанных с формированием отношения человека к миру, и в частности к природе», — отметил декан.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Факультет социальной психологии МГППУ
Тел.: (095) 924-03-97

Спонсор публикации статьи: ландшафтная компаний «ReGarden» предлагает услуги, по благоустройству и озеленению участка. Ландшафтный дизайн от компании «ReGarden» - это высоко квалицированный труд дизайнеров, архитекторов, топографов и других опытных специалистов по полному анализу участка, выбору материалов, подготовке и осуществлению именно того проекта, который оптимально подойдет для Вашего участка.