ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК
ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
|
Бабаева Ю.Д.,
Войскунский А.Е.
М.: Сканрус, 2003
|
Об увлечении
современных детей компьютерами, как правило,
говорят с негативным оттенком как о
времяпрепровождении, отвлекающем от серьезных
занятий. Если иметь в виду компьютерные игры, то,
наверное, это действительно так. В данной книге
рассказывается о детях, оказавшихся в состоянии
добиться высоких результатов в области
составления программ для компьютеров.
По мнению авторов, существует особый вид детской
и подростковой одаренности — одаренность в
применении информационных технологий. В
качестве актуальной они называют проблему
выявления, обучения и развития одаренных детей и
подростков, причем эта проблема не может быть
отнесена к разряду исключительно
психолого-педагогических. Игнорирование
компьютерной одаренности нередко приводит к
социально неприемлемым формам реализации
имеющихся способностей (хакерство). Поэтому
хочется присоединиться к призыву авторов
заняться исследованием компьютерной
одаренности детей.
На самом деле содержание книги значительно шире
ее названия. Прежде всего авторы знакомят с
основами психологии и педагогики одаренности.
Несмотря на существование различных подходов к
проблеме (насчитывается более ста только
определений одаренности), авторы видят свою
задачу в том, чтобы обобщить взгляды
отечественных и зарубежных исследователей и
выделить ключевые аспекты одаренности, которые
необходимо учитывать при выявлении одаренных
детей. В книге речь идет о видах одаренности, о
ранних и поздних ее проявлениях, об актуальной и
потенциальной, явной и скрытой одаренности, о
соотношении биологического и социального в
способностях и т.п.
Собственно компьютерной одаренности посвящена
вторая часть книги. Авторы обращают внимание на
практически полное отсутствие в научной
литературе трудов по данной тематике и потому
ограничиваются постановкой фундаментальных
исследовательских и отчасти практических задач.
Не вызывает сомнений, что данная книга касается
актуальной темы, волнующей и педагогов, и
родителей. Она профессионально написана — в ней
представлен глубокий и всесторонний
психологический анализ проблемы. Однако при этом
трудно однозначно сказать, для кого она
предназначена, так как ее читателю необходима
основательная психологическая подготовка. Тема
интересна для многих, и прежде всего для
практических психологов и родителей, но научная
манера изложения значительно ограничивает круг
ее потенциальных читателей.
Конечно, книга сильно отличается от
предназначенных специально для практических
психологов пособий, но она открывает и большие
возможности — с опорой на содержащиеся в ней
материалы можно увидеть психологическую
сущность явления компьютерной одаренности, что
не менее важно, чем владение конкретными
методиками ее распознавания.
Было бы хорошо, чтобы школьные психологи все-таки
ознакомились с ней и впоследствии донесли
прочитанное до родителей, обеспокоенных
появлением новых и ярко выраженных интересов у
своего ребенка.
Марина СТЕПАНОВА
|