Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК
ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Бабаева Ю.Д.,
Войскунский А.Е.
М.: Сканрус, 2003

Об увлечении современных детей компьютерами, как правило, говорят с негативным оттенком как о времяпрепровождении, отвлекающем от серьезных занятий. Если иметь в виду компьютерные игры, то, наверное, это действительно так. В данной книге рассказывается о детях, оказавшихся в состоянии добиться высоких результатов в области составления программ для компьютеров.
По мнению авторов, существует особый вид детской и подростковой одаренности — одаренность в применении информационных технологий. В качестве актуальной они называют проблему выявления, обучения и развития одаренных детей и подростков, причем эта проблема не может быть отнесена к разряду исключительно психолого-педагогических. Игнорирование компьютерной одаренности нередко приводит к социально неприемлемым формам реализации имеющихся способностей (хакерство). Поэтому хочется присоединиться к призыву авторов заняться исследованием компьютерной одаренности детей.
На самом деле содержание книги значительно шире ее названия. Прежде всего авторы знакомят с основами психологии и педагогики одаренности. Несмотря на существование различных подходов к проблеме (насчитывается более ста только определений одаренности), авторы видят свою задачу в том, чтобы обобщить взгляды отечественных и зарубежных исследователей и выделить ключевые аспекты одаренности, которые необходимо учитывать при выявлении одаренных детей. В книге речь идет о видах одаренности, о ранних и поздних ее проявлениях, об актуальной и потенциальной, явной и скрытой одаренности, о соотношении биологического и социального в способностях и т.п.
Собственно компьютерной одаренности посвящена вторая часть книги. Авторы обращают внимание на практически полное отсутствие в научной литературе трудов по данной тематике и потому ограничиваются постановкой фундаментальных исследовательских и отчасти практических задач.
Не вызывает сомнений, что данная книга касается актуальной темы, волнующей и педагогов, и родителей. Она профессионально написана — в ней представлен глубокий и всесторонний психологический анализ проблемы. Однако при этом трудно однозначно сказать, для кого она предназначена, так как ее читателю необходима основательная психологическая подготовка. Тема интересна для многих, и прежде всего для практических психологов и родителей, но научная манера изложения значительно ограничивает круг ее потенциальных читателей.
Конечно, книга сильно отличается от предназначенных специально для практических психологов пособий, но она открывает и большие возможности — с опорой на содержащиеся в ней материалы можно увидеть психологическую сущность явления компьютерной одаренности, что не менее важно, чем владение конкретными методиками ее распознавания.
Было бы хорошо, чтобы школьные психологи все-таки ознакомились с ней и впоследствии донесли прочитанное до родителей, обеспокоенных появлением новых и ярко выраженных интересов у своего ребенка.

Марина СТЕПАНОВА