ГОВОРЯЩИЕ ВЕЩИ
Идея перевоплощения
используется в процессе проведения тренингов
многими психологами. Особенно естественно
применение указанной идеи в тренингах,
построенных на использовании метафоры и сказки.
Впрочем, цели реализации психотехник
перевоплощения могут оказаться самыми разными.
Описываемая ниже процедура является
многоцелевой: в качестве важнейших целей в ней
могут выступать развитие рефлексии, пробуждение
творческих ресурсов и ресурсов воображения,
тренировка умений воспринимать мир глубоко и
нестандартно, преодоление стереотипов,
осознание своего отношения к вещам и многое
другое. Конкретная ситуация тренинга и задачи,
которые ставит перед собой ведущий, определяют
те акценты, что будут особенно важны в данный
момент работы с данной группой.
Упражнение предназначено для использования в
тренинге с младшими подростками. Но его
потенциалы значительны, что позволяет применять
эту психологическую технику в разных
модификациях в работе не только с детьми, но и со
взрослыми, например с учителями. Это упражнение
может быть включено в программу тренинга первого
этапа, когда участники еще недостаточно знакомы
друг с другом. Время на всю процедуру — около
полутора часов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Ведущий. Друзья, сегодня мы узнаем
нечто новое о себе и других участниках нашей
группы. Для этой цели можно применять разные
средства. Сегодня к нам на помощь придет...
волшебство. Каким образом? Об этом — чуть позже.
А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у
вас с собой какая-либо вещь, которая достаточно
давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам
чем-то памятна, с ней могут быть связаны
воспоминания о каких-то событиях вашей жизни.
Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас
привлекает. Выберите что-то из того, что
находится в ваших карманах, в ваших сумках, а
может быть, даже на вашем теле...
Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки.
Если для этого потребуется встать и покинуть на
время круг (если вещь находится в сумке), то
сделайте это.
Когда количество участников тренинговой
группы не слишком велико (восемь-девять человек),
то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но
если участников больше, то есть смысл произвести
разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее
количество участников в подгруппах — шесть
человек. Формирование таких подгрупп можно
провести самыми разными способами, помня об
обычном тренинговом правиле: лучше, если такие
подгруппы каждый раз будут иными по составу,
чтобы каждый из участников получил возможность
взаимодействия с разными людьми.
В итоге все члены группы оказываются сидящими в
одном или нескольких кружках, а ведущий
оказывается вне этих кругов.
Ведущий. Посмотрите на те вещи,
которые находятся в руках у ваших товарищей по
команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об
этом, но именно сегодня должно произойти чудо.
Через несколько секунд я произнесу заклинание, и
вещи, которые вы выбрали... оживут! Люди, сидящие в
кружках, исчезнут, и останутся только предметы,
которые получат уникальную, невероятную
возможность поговорить друг с другом. Они смогут
рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории,
может быть, поведают о своей хозяйке или о своем
хозяине, об отношениях, которые складываются
между ними.
Итак, внимание, звучит заклинание, после которого
произойдет чудо...
Шорох-морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Слово ярко и светло,
Словом утро расцвело.
До небес огонь горит!
ВЕЩИ МОГУТ ГОВОРИТЬ! |
...Итак, у нас есть тридцать волшебных
минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь
тот человек, до которого я дотронусь, окажется
первым, превратившимся в предмет. Он должен будет
начать говорить, например, так: «Я записная
книжка Галины, я живу у нее уже два месяца, и за
это время...» Когда записная книжка закончит свой
рассказ, все остальные предметы могут задать ей
вопросы, обратите внимание — именно записной
книжке! И если она сочтет возможным, то ответит на
эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и
ответы на вопросы дается пять минут. По истечении
этого времени я даю команду, и говорившая вещь
передает слово другому предмету.
Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь
на плечо одного из участников. Можно шепотом
подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон
Сергея...» В течение получаса ведущий внимательно
следит за временем, дает команды о передаче хода
и вслушивается в рассказы «говорящих вещей».
Если в подгруппах оказалось неравное количество
участников, то одна из них закончит общение
раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и
предложить вещам еще побеседовать друг с другом,
пока завершается работа других участников, и
задать те вопросы, которые по разным причинам не
были заданы раньше.
Ведущий. Время не останавливает
своего хода. И наши волшебные тридцать минут
истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и
ваши вещи потеряют — возможно, только на время! —
свою способность говорить. Итак...
Шорох-морох, шелест трав,
Шепот затихает,
Успокоен шумный нрав,
Голос умолкает.
Чтобы мысль была слышна,
НАСТУПАЕТ ТИШИНА! |
Вещи стали обычными вещами... Они не
говорят. Однако они остаются с вами, а значит,
только от вас зависит, смогут ли они в какой-то
момент вашей жизни подать свой голос и, может
быть, даже что-то посоветовать вам.
Все участники возвращаются в общий круг, и
организуется обсуждение.
Сложно или легко было выполнять это упражнение?
Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в
рассказах вещей?
Что нового вы узнали о себе и о других?
Какая вещь вас особенно удивила?
Разные ли характеры оказались у вещей?
Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица
которой вам пришлось говорить?
Следует заметить, что практически всегда
кто-либо из участников обращает внимание на то,
что ведь все равно говорили не вещи, а люди. И
люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто
посредством неодушевленного предмета это
оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул
бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало
естественно и просто.
Но вещь в этом упражнении — это не просто
посредник во взаимодействии с окружающими. На
самом деле это еще и важная часть нас самих,
несущая в себе информацию о наших собственных
качествах. Это особенно ярко становится видно
при осуществлении второго этапа упражнения.
ВТОРОЙ ЭТАП
Ведущий. Мы убедились, какими
разными оказались принадлежащие нам вещи.
Выяснилось, что они обладают яркими и
своеобычными характерами. Возьмите, пожалуйста,
чистый листок и положите перед собой
горизонтально. Разделите лист на две части
вертикальной чертой. В верхней части
получившегося левого столбца напишите название
выбранной вами на первом этапе нашей игры вещи. А
теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств
характера, которыми обладает эта вещь.
Ведущему необходимо дать участникам достаточное
время для этой работы. Ведь это бывает совсем не
просто — оценить вещь как живое существо. Можно
обратить внимание участников группы, что чем
больше качеств зафиксировано, тем лучше.
Ведущий. На вашем листе остался пустым
правый столбец. В нем я прошу записать такие
качества, которые, по вашему мнению, являются в
чем-то противоположными названным. Подчеркиваю:
это необязательно должны быть явные антонимы.
Они должны быть именно противоположными — на
уровне ваших ощущений и понимания обозначенных
качеств...
А теперь, когда эти качества записаны, подумайте:
есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих
вам вещей, может быть в вашей квартире, такие предметы,
которые — если бы они ожили, обладали бы именно
теми качествами, что вы записали в правом
столбце.
Задание кому-то может показаться неожиданным.
Но вот что удивительно — почти все участники
обычно находят такие вещи! Этот факт и должен
стать предметом дальнейшего обсуждения.
Противопоставления порой оказываются довольно
забавными: брелок и унитаз; авторучка и подушка;
медальон, подаренный любимым человеком, и
компьютер. В качестве пояснения приведу набор
качеств последних двух предметов:
Медальон |
Компьютер |
Открытый |
Закрытый (он сам не
может открыться — включиться) |
Скромный |
Наглый (ведет себя
безобразно, «подвисает») |
Активный |
Пассивный (подчиняется
программам, сам ничего не может) |
Теплый |
Холодный (равнодушный,
механистический, неэмоциональный) |
Веселый |
Безразличный |
Не всегда умный |
Умный (знает много) |
Несдержанный |
Спокойный (невозможно
его вывести из себя) |
Участники рассказывают о своих
предметах и их качествах, обсуждают неожиданно
вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые,
бывает, говорят о том, что ведь на самом-то деле
медальон и компьютер, авторучка и подушка — это
ипостаси их собственной личности. Порой такая
мысль — для некоторых самый настоящий инсайт...
Это упражнение и его результаты можно
истолковывать по-разному. Приверженцы
нейролингвистического программирования сказали
бы, что за счет «якорения» на вещи извлекаются
дополнительные ресурсы человека. Поклонники
Карла-Густава Юнга заметили бы, что образы
выбранных участниками вещей явно имеют
архетипический характер. Еще, наверное, сказали
бы о том, что с той вещью, которая фигурировала на
первом этапе упражнения, участники себя
идентифицируют, а значит, в определенном смысле
можно говорить об отражении в этой вещи их Эго. А
вот предмет, возникший из совокупности качеств,
противоположных качествам вещи-эго, скорее
всего, несет в себе сущность Тени.
Сторонники субъектного подхода наверняка
говорили бы о феномене субъектификации, явно и
отчетливо проявляющемся в этой процедуре.
Возможно, все это так. Самое важное, что в
результате такой работы и подростки и взрослые
делают значимые для них психологические
открытия и узнают нечто новое о самих себе.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
|