Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2004

ОДУШЕВЛЕННОЕ ТЕЛО

Человеческое тело является универсальным средством развития. Индивидуальная биология человека присваивает культурный опыт и реализует его. Процесс социализации, подчиняя себе биологию тела, сохраняет ее для индивидуального бытия. Путь, который проходит тело в онтогенезе, — это путь превращения биологически заданного объекта в средство деятельности обладающей им личности.
Лингвистически эта трансформация фиксируется терминами «сома» и «соматика». Первый (от греч. soma — тело) практически не представлен в русском языке как самостоятельный, хотя и принципиально противопоставляет человеческое тело другим телам физического мира. Второй (означающий «телесный», в противоположность «психическому») употребляется в настоящее время исключительно в сложных словах «психосоматика», «психосоматический». Если отвлечься от негативного содержания, которое несет этот термин в медицинском аспекте, то можно понять, что речь идет именно о ключевом свойстве, качестве тела — его одушевленности. Оно (тело) является инструментом для психики. Психика присуща телу как высокоорганизованной материи.
Развитие психики в культурном направлении является социальной задачей. Трудно представить себе отсутствие социальных влияний на психическое развитие, хотя некоторую информацию об этом можно почерпнуть из описания детей-«маугли». Их потенциал психического развития был реализован только в плане адаптации к природному существованию.

КАЧЕСТВЕННЫЕ СКАЧКИ
Проблема соотношения биологического и социального в процессе развития является постоянным предметом обсуждения в науках о человеке. Эта проблема актуальна в связи с попытками прогнозирования тенденций эволюции. Популяционные изменения, начало которых многочисленными исследователями связывается с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, показывают значительные качественные скачки. Врачи и физиологи выделяют резкую гетерохронность и дискретность в формировании функциональных систем организма человека, и в первую очередь — системы нервной регуляции.
Условия существования человека изменились и продолжают меняться с увеличением влияния прогресса — этот фактор можно назвать социальным. Как это соотносится с биологическими процессами организма? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть начало жизни нового человека и представить, что влияет на его развитие в современном мире.
Попытаемся обозначить основные социобиологические факторы, которые негативно влияют на психосоматическое развитие ребенка. Под этими факторами понимаются проблемы корректности обеспечения биологического развития организма, принятого в современном человеческом сообществе. К ним относятся охрана материнства и детства, профилактика и своевременное лечение заболеваний.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ «БИОЛОГИЧЕСКОЕ»
Различные варианты нарушений психосоматического развития, проявляющиеся после рождения ребенка, имеют своей причиной отклонения в протекании внутриутробного периода. Здесь существует масса факторов, хорошо известных специалистам: хронические инфекционные процессы в организме матери, заболевания, обусловленные попаданием в организм вирусов, малочувствительных к антибиотикам (что особенно воздействует на нервную ткань). Следующим фактором является хроническое отравление плода продуктами обмена в организме матери при наличии у нее различных заболеваний пищеварительной, выделительной, эндокринной и дыхательной систем.
Несовершенство морфогенеза в этом случае будет обусловлено дефектным материнским пластическим материалом, используемым плодом для своего роста. Наиболее показательны в этом отношении кожные заболевания, имеющие преимущественно нейровегетативный характер и часто осложняющиеся бронхоспастическими процессами. Такого ребенка будет характеризовать подверженность инфекционным заболеваниям, вялое и длительное их течение со склонностью к переходу в хроническое, различные аллергические реакции.
У этой категории детей в целом снижены резервы созревания, что ведет к диспропорции функциональных систем организма. При этом часто отмечается ускорение темпов моторного развития. Реакция на стимулы быстрая, но и истощаемость повышенная. А поэтому — снижение внимания, работоспособности и настроения будут присущи такому ребенку в процессе обучения.

ЗАПУСК ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Следующим этапом, на котором возможны различные повреждения, является процесс родов. Известно, что нормальный период изгнания плода должен быть достаточно долгим. Биологический смысл этого состоит в том, что ритмически протекающий процесс родов дает возможность перестройки регуляторных и метаболических систем плода и запуска функциональных связей, обеспечивающих жизненно важные рефлексы новорожденного. Нарушения ритма данного периода, такие как стимуляция, кесарево сечение, ведут к отставанию формирования функциональных связей.
Кроме того, в период родов нередки травматические повреждения. Они касаются как головного мозга, так и периферических отделов нервной системы. Кесарево сечение сопровождается резкой сменой давления (околоплодного на атмосферное), что приводит к гидродинамическому удару вещества мозга о черепную коробку и расширению желудочков мозга. Этот фактор обусловливает стойкое повышение внутричерепного давления. Стремительные роды часто сопровождаются микроанатомическими повреждениями в шейном и пояснично-крестцовом отделах позвоночника, являясь причиной травматического радикулита. Развитие мышц плечевого пояса задерживается, сужая моторную зону ориентировочного рефлекса новорожденного. В дальнейшем это сказывается на мелкой моторике, что естественно проявляется в проблемах письменной речи. Повреждения пояснично-крестцового отдела могут повлечь за собой такие нарушения, как косолапость, плоскостопие, энурез, энкопрез.
Часто выставляемый диагноз «минимальные мозговые дисфункции» при неврологической симптоматике заставляет родителей относиться к этому как к органическому заболеванию. На самом деле речь идет именно о дисфункции, то есть о недостаточно сформированной взаимосвязи функциональных систем организма.

НАЧАЛО ВОСПИТАНИЯ
В период новорожденности уход — основное содержание социальных воздействий. При этом непосредственное эмоциональное общение осуществляется родителями на малоосознанном уровне. В дальнейшем уход становится все более второстепенным, автоматизированным и входит в систему общения как один из обязательных элементов, а эмоциональный контакт становится все более осознаваемым и родителем и ребенком.
Мать, будучи основным представителем внешней среды (как биологической, так и социальной), является универсальным средством новорожденного в поддержании жизнедеятельности. Мать, как позитивный условный раздражитель, вызывает положительные эмоции сначала по мере удовлетворения потребности, затем — в предвосхищении, а далее и вне ее. Таким образом происходит преобразование биологического малодифференцированного аффекта в культурный эмоциональный комплекс, в последующем играющий роль мотивационного ядра личности. Этот факт становится решающим в развитии человеческой психики по социальному пути.
Доказана необходимость получения ребенком материнского молока в период новорожденности. Естественное вскармливание, кроме всего прочего, способствует в дальнейшем правильной артикуляции. Полноценное питание — начало воспитания
Непосредственное взаимодействие ребенка и взрослого ведет к формированию комплекса оживления. Он выражается в эмоциональных и двигательных реакциях на значимых взрослых и влияет на дальнейшее сенсорное развитие. Доказано, что необходимые для развития двигательной активности тонические реакции образуются из более простых врожденных рефлексов под влиянием прикосновений взрослого, его действий с телом ребенка.
В настоящее время этот непосредственный контакт становится все меньше за счет использования памперсов, позволяющих долгое время не переодевать ребенка. Такая, казалось бы, удобная для родителя вещь, как памперс, является причиной более позднего привыкания к опрятности. Ребенок, которого заворачивают в пеленки или ползунки без памперса, почти сразу после мочеиспускания ощущает дискомфорт и реагирует на него криком, привлекая внимание взрослого.

ГДЕ ПРОБЛЕМА ЗАРЫТА
Еще одна важная характеристика комплекса оживления — это познавательный интерес. Биологический ориентировочный рефлекс в нем трансформируется в исследовательскую деятельность. Основным средством ее становится перемещение в пространстве.
Ребенок последовательно учится дотягиваться до предметов, переворачиваться, ползать, садиться, а затем вставать и ходить. Эта последовательность обусловлена, с одной стороны, логикой созревания нервной системы, а с другой — общением со взрослым. Ребенок будет интересоваться предметами окружающего мира настолько, насколько в этот мир включен значимый взрослый. И если взрослые вокруг ребенка только стоят или ходят, то он тоже будет стремиться встать и ходить намного раньше положенного срока. Поэтому очень важно, чтобы и взрослый, занимаясь с ребенком, находился в его двигательном пространстве.
Такая логика освоения движения формирует познавательную сферу ребенка, подчиняя его тело психическим задачам изучения окружающего мира и делая его при этом инструментом психики. Устойчивость, целенаправленность и целесообразность двигательных актов являются основой внимания.
Становится понятным, почему у детей, которые, по словам родителей, практически не ползали и очень быстро начинали ходить, в последующем возникают нарушения, которые мы называем дефицитом внимания. Даже здоровая нервная система ребенка, готовая к новым формам движения (ползанию), вовремя не получившая социальной стимуляции в виде совместной деятельности и одобрения, не развивается должным образом.
Родителям кажется, что быстрое развитие, когда ребенок раньше других встает, ходит, говорит,— это правильно, этим можно гордиться. На самом деле пропущенный этап психомоторного развития и несвоевременное освоение более поздних этапов серьезно сказываются на всем ходе развития. К сожалению, чаще всего это выявляется только при поступлении ребенка в школу.
Проблемы внимания и мотивации берут свое начало из раннего возраста. Это же касается проблем крупной и мелкой моторики. Предметно-манипулятивная деятельность, не подкрепляемая взрослым, ведет к ограничению задач и способов действования с объектами и орудиями.
Недостаточность развития моторики сказывается и на речи ребенка. Помимо сложностей артикуляции (одного из компонентов мелкой моторики), проблемы речи будут выражаться в трудностях соотнесения конкретного действия и предмета с его обозначением. Конкретность речи необходима на раннем этапе развития для установления взаимопонимания между взрослым и ребенком, между ребенком и сверстниками, а также для овладения собственной произвольностью.

ОРИЕНТАЦИЯ НА УСПЕШНОСТЬ
Любая деятельность как функциональная система состоит из трех взаимосвязанных элементов: мотивационного, регулятивного и операционального. Применительно к учебной деятельности первый из них определяет уровень познавательного интереса, второй — степень зрелости самоконтроля, а третий — развитость познавательных процессов и общения.
Выделенные элементы также обладают системными качествами, имея центральный (психический) и исполнительский (соматический) компоненты. Как периферия без центра не в состоянии осуществить адекватные действия, так и центр без периферии не может быть должным образом организован. Поэтому при рассмотрении проблем учебной деятельности очень важно обращать внимание и на ее соматическую составляющую.
В настоящее время мы становимся свидетелями значительного омоложения образования. Под этим подразумевается не только снижение возрастной планки приема в школу, что, как известно, критиковалось видными отечественными психологами, в первую очередь Д.Б. Элькониным. Он со всей определенностью описал психологические особенности 6-летних детей, требующих совершенно особого подхода по сравнению с 7-летними.
В последние годы как минимум в два раза увеличился объем образовательных дисциплин. Как бы само собой разумеется, что при поступлении в школу дети уже должны уметь читать и считать в пределах десятка, чтобы быстрее включиться в более широкую образовательную сферу. Повсеместно практикуется обучение в детских садах уже с 3–4-летнего возраста. Для детей, не посещающих детский сад, организуются различные «курсы» для подготовки к школе, фактически дублирующие программу первого класса.
В школе же, кроме обычных чтения, письма, арифметики, преподают иностранный язык, информатику, экономику, логику и другие дисциплины, требующие большого интеллектуального напряжения. Действительно, научно-технический прогресс требует от системы образования более интенсивной передачи знаний, умений и навыков будущим членам общества. Эта интенсификация и вынуждает к более раннему началу обучения и увеличению его темпов и объемов.
Общественное мнение, ориентированное на необходимость большого объема знаний как на показатель успешности ребенка, создает систему родительских ожиданий от образовательных учреждений. Детские сады, имеющие программы раннего развития, более востребованы. Так же как и школы повышенного уровня обучения, которые готовят в вуз гораздо надежнее общеобразовательных.

ЛОГИКА СОЗРЕВАНИЯ
Трудно дать однозначную оценку такому явлению. Но надо понимать последствия такой интенсификации, соотнося их с разными знаниями о закономерностях человеческого роста и развития. Ребенок, организм которого не справляется с грузом социальной ответственности, начинает болеть. Болезнь при этом рассматривается как досадная помеха, напрасная потеря времени и возможностей, требующая скорейшего излечения любой ценой.
Больной ребенок — безнадежно отстающий ученик. Преодоление отставания требует еще большего физического напряжения, что ведет к последующим срывам и новым заболеваниям. Круг замыкается на соматическом и психосоматическом уровне. Отсюда вывод: высокий уровень заболеваемости в среде учащихся обусловлен истощением адаптационных возможностей организма в условиях образовательного дистресса.
В целом отношение к психосоматической патологии складывается из представлений о длительно существующем несоответствии между социальными ожиданиями от ребенка и возможностями гомеостаза по обеспечению социально приемлемой деятельности. Направляя усилия на эту деятельность, психосоматическая система перераспределяет энергию, обкрадывая социально «незначимые» функциональные системы, которые становятся почвой для разворачивания патологии.
Выход из сложившейся непростой ситуации видится все в той же индивидуализации обучения детей, имеющих изначально различные темпы созревания. При такой дифференциации понятия «отстающие» и «успевающие» теряют свою окраску, определяя лишь ту уникальную логику созревания, согласно которой должен быть организован учебный процесс.

Вячеслав КОНОВАЛОВ,
врач-невролог, кандидат психологических наук,
зав. кафедрой клинической психологии
Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ