ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ
Психологи в школах, детских
садах, поликлиниках — явление новое и
непривычное для нашей страны. Некоторые родители
настороженно относятся к этой профессии, другие
прибегают к советам специалистов по любому
поводу, третьи не усматривают различия между
педагогами, психологами и врачами.
Круг явлений, которые изучает психология,
выделяется достаточно отчетливо: это восприятия,
ощущения, чувства желания, мысли — все, что
составляет внутренний мир человека. Психология
тесно связана с другими науками: эстетикой
(учением о прекрасном), этикой (сводом правил по
вопросам нравственности, научным пониманием
добра и зла), теорией познания, философией и др.
Отличительная особенность психологии в том, что
она изучает человека не только как биологический
вид, она исследует его как личность, формируя
целостное знание о субъекте.
ЧАСТИ ЦЕЛОГО
Педагогическая психология исследует
основы обучения и воспитания. Важнейшей задачей
этого раздела психологии является формирование
гармоничной личности на основе рационального
умственного, физического, нравственного ее
воспитания. Разумеется, достичь этих целей
возможно, лишь учитывая возрастные и
индивидуальные особенности обучаемых.
Инженерная психология разрабатывает
принципы согласования технических устройств
(машин, приборов, станков) с характеристиками
психических процессов, стремясь обеспечить
надежность и эффективность систем контроля и
управления, сократить затраты труда. Психология
рекомендует подходы, снижающие эмоциональное
напряжение, вызванное чрезмерной
ответственностью, дефицитом времени и
информации.
Социальная психология изучает
взаимодействие людей в группах, коллективах,
проблемы лидерства и подчинения, формирование
общественного мнения, проблемы массовых
коммуникаций.
Основной проблемой юридической психологии
является анализ взаимоотношений человека и
права. При этом исследуется психология
преступника, жертвы, свидетелей, анализируются
мотивация преступления, основы перевоспитания
правонарушителей.
Возрастная психология направлена на
изучение закономерностей психического развития,
его основных этапов, особенностей детства,
подросткового периода, а также старения и
старости.
Задачей настоящей публикации является более
детальный анализ особого раздела медицинской
психологии, тесно связанного с психиатрией,
получившего название «патопсихология» (от
греч. pathos — болезнь, страдание).
Патопсихология не может быть дисциплиной,
привнесенной в медицинскую практику
теоретической психологией. Она должна
развиваться непосредственно в клинике, что
называется у постели больного. Только в этом
случае она станет ближайшим помощником врача,
частью медицины.
РАСПОЗНАВАНИЕ ПРИЧИН
Психологическая
деятельность формируется после рождения
ребенка, таким образом, это приобретенная
функция. Врожденными и генетически
обусловленными являются лишь те биологические
структуры, которые становятся основой
психической деятельности. Содержание психики
составляет многообразие реальных поступков
человека в течение всей жизни, включая период
развития дошкольника, обучения школьника и
подростка. При этом период от рождения до 20–22
лет, как известно, является самым важным в
становлении личности.
Патопсихология изучает закономерности
психических нарушений, дезинтеграции
психической деятельности, личностные изменения,
возникшие при заболевании, в сравнении с
психическими процессами в норме. Большое
применение в психологической клинике
патопсихология получила благодаря работам
отечественных ученых: Б.В. Зейгарник,
С.Я. Рубинштейн и др.
Психиатрия — наука о душевных заболеваниях.
Ее основной задачей является распознавание
причин нарушений психической деятельности,
изучение клинической картины с момента начала
заболевания до исхода, поиск путей эффективного
лечения и реабилитации пациентов. В последние
50–60 лет в самостоятельную дисциплину выделились
детская и подростковая психиатрия.
В истории врачевания психические болезни
отпочковались от соматических (телесных)
страданий, выделившись в отдельную отрасль.
Понятно, что вначале изучались тяжелые
заболевания, которые составляют содержание
«большой психиатрии», позже получили развитие
разделы так называемой малой, пограничной
психиатрии.
Отличие психических заболеваний — в
преимущественном расстройстве специфически
человеческих, рассудочных, субъективных форм
деятельности. При этом, разумеется, претерпевает
изменения целенаправленная деятельность,
последовательность, адекватность реакций,
ошибочно оцениваются реальные явления, меняются
самооценка и первичное самочувствие пациента.
ДИАГНОЗ — НЕ САМОЦЕЛЬ
Порой каждый из нас так запутывается в
отношениях с окружающими и самим собой, что
хочется услышать совет профессионала. Знатоков
человеческой психики сейчас великое множество.
Среди них и дипломированные специалисты, и
целители, и ясновидцы, экстрасенсы, якобы
обладающие особой прозорливостью и способностью
помочь при самых разных недугах. Если ваш ребенок
плохо спит, его беспокоят страхи, заикание, тики,
трудно справиться с недержанием мочи, робостью
или немотивированной тревогой, — неизбежен
вопрос: «К каким специалистам при этом следует
обратиться?»
К психиатрам у нас обращаются с опаской, от
врачей ждут «подвоха» — «постановки на учет»,
«ярлыка на всю жизнь», направления в
психиатрическую больницу. Предпочитают
«лечиться» у психологов. К всеобщему
удовлетворению, эти специалисты появились во
многих школах, центрах, комплексах. В
представлении родителей — психолог выполняет те
же функции, что и врач, только менее опасен, так
как не может «испортить жизнь» ребенка, не
навредит назначением «тяжелых лекарств».
Ничуть не сомневаясь в квалификации психологов,
все же хочу подчеркнуть: разумнее вначале
посоветоваться с врачом — детским психиатром (в
поликлиниках его чаще называют психоневрологом).
Врач анализирует состояние ребенка, развитие
болезни и возможные ее причины. Для правильной
квалификации заболевания могут потребоваться
дополнительные обследования:
электроэнцефалограмма, ультразвуковое
обследование мозга, компьютерная томография,
консультации специалистов.
Венчает этот процесс диагноз, поставить и
обосновать который может только врач. Понятно,
что диагноз — не самоцель, в зависимости от
оценки состояния рекомендуется нужное лечение.
Я излагаю элементарные сведения, так как знаю,
какая невероятная путаница существует в этих,
казалось бы, общеизвестных вопросах.
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Как
установить границы между психиатрией и
патопсихологией? Существует ли разделительная
черта между названными науками?
Пожалуй, главное отличие состоит в том, что в
психиатрии анализируются закономерности
проявлений нарушенных психических процессов, а
экспериментально-психологические исследования
призваны ответить на вопрос: как изменены
течение и структура самих психических процессов?
Такой «взгляд изнутри» — существенная помощь
врачу в диагностике, экспертизе, прогнозе
патологических явлений. Это важно, так как, по
выражению классиков психиатрии, «душа,
расстроившись, не перестает быть душой».
У психологов, как правило, функции двоякого рода.
Во-первых, они проводят обследование детей: в
школах — это анкетирование или тестирование
учащихся, в медицинских учреждениях —
проведение углубленного патопсихологического
эксперимента. Во-вторых, психологами
осуществляются психокоррекционные занятия.
Патопсихологическое (диагностическое)
исследование состоит в том, что пациенту
предлагается ряд значений, имеющих определенную
направленность, а процесс и результаты
выполнения задания используются для заключения
о тех или иных характеристиках его психической
деятельности. При этом учитываются реакции,
отношение к эксперименту, словесный отчет,
комментарии испытуемого.
Психологическое исследование включает набор
тестов и методик как для исследования отдельных
функций и сфер, так и для анализа личности
пациента. В ходе эксперимента могут обнаружиться
легкие или явные психические нарушения,
уточняется степень критичности, особенности
личности и возможности восстановления
отмеченных изменений.
ГРУППЫ ОТКЛОНЕНИЙ
Психологам чаще всего приходится иметь дело со
следующими группами «отклонений от нормы».
В ходе эксперимента, при беседе с родителями,
педагогами обнаруживаются нарушения
целенаправленности мышления (разноплановость,
нелогичность суждений, резонерство),
эмоционально-волевые расстройства
(невыразительность реакций, холодность,
безразличие), утрата прежних привязанностей,
замкнутость, отгороженность от реальности
(аутизм). Такие изменения характерны для
шизофренического симптокомплекса.
Соответственно, дальнейшие шаги должны
предприниматься вместе с врачом-психиатром.
Если патопсихолог находит у испытуемого
расстройства памяти, внимания, операционной
стороны мышления, распад системы прежних знаний
и навыков, а также инертность психических
процессов, назойливость, «вязкость», то
диагностические предположения склоняются в
сторону органических заболеваний — последствие
черепно-мозговой травмы, токсикомания,
врожденная мозговая дисфункция или эпилепсия.
Преимущественно эмоционально-волевые
расстройства — вспыльчивость, несдержанность,
грубость, конфликтность, неадекватный уровень
притязаний с завышенной или заниженной
самооценкой при сохранном интеллекте и
удовлетворительной успеваемости большей частью
свойственны аномальным (психопатологическим)
личностям. Применительно к детям чаще оперируют
понятиями «патологические черты характера»,
«патологическое формирование личности»,
«несовершенные адаптационные реакции».
Неспособность к обучению, абстрагированию
понятий, конкретность мышления, ограниченный
круг представлений, примитивность суждений,
повышенная внушаемость, речевые расстройства —
характерные проявления «олигофренического
симптомокомплекса».
ЧТОБЫ НАВЕСТИ ПОРЯДОК
В
школе перед психологом чаще всего возникают
вопросы, связанные со слабой успеваемостью или
трудностями в поведении школьников. Причины
названных проблем весьма многообразны.
Ребенок может плохо учиться из-за крайней
утомляемости, истощаемости, невыносливости к
нагрузкам. Эти явления могут быть достаточно
стойкими, наблюдаются у лиц с определенной
психической конституцией. Речь идет о детях, не
способных к длительному усилию, можно сказать,
«по своему характеру».
Низкая успеваемость может наблюдаться у
физически ослабленных детей. Это школьники с
хроническим заболеванием или дети, подверженные
частым простудным заболеваниям. Любое
соматическое страдание ослабляет ребенка,
вызывает психическую астению.
Невысокие достижения в учебе возможны у детей с
выраженной неустойчивостью внимания,
отвлекаемостью, неорганизованностью, а также с
неусидчивостью, двигательным беспокойством.
Чаще это наблюдается в младшем школьном
возрасте, но может быть и у детей постарше. Речь
идет о гиперактивности и дефиците активного
внимания. Такие ученики встречаются в каждом
классе.
Ребенок может плохо учиться в связи с
педагогической запущенностью, а также потому,
что по темпу своего интеллектуального развития
отстает от сверстников. Наконец, низкая
успеваемость в ряде случаев обусловлена
олигофренией — стационарной умственной
отсталостью. Остается упомянуть, что таким
психическим заболеваниям, как шизофрения, также
свойственны невысокая продуктивность, низкая
активность и, как следствие, снижение школьной
успеваемости.
Исходя из данных возрастной психологии, с учетом
результатов эксперимента патопсихолог может
квалифицированно оценить не только степень и
характер задержки умственного развития, но и,
исследуя различные стороны психической
деятельности, сделать вывод о потенциальных
возможностях отстающего ребенка. Далее следует
заключение о соответствии этих возможностей
требованиям общеобразовательной школы, о
целесообразности обучения в санаторной школе,
классе коррекции или о необходимости
направления ребенка во вспомогательную школу.
Понятно, что эффективная помощь детям и семье
возможна при условии тесного сотрудничества
психолога и врача. Можно сказать, что визит к
психологу — отличный способ навести порядок в
своей внутренней жизни, взглянуть на себя
другими глазами, гармонизировать отношения с
миром.
Если душевный разлад выходит за рамки условной
нормы — не следует откладывать обращение к
психиатру.
Владислав БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук
|