Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2004

ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ

Психологи в школах, детских садах, поликлиниках — явление новое и непривычное для нашей страны. Некоторые родители настороженно относятся к этой профессии, другие прибегают к советам специалистов по любому поводу, третьи не усматривают различия между педагогами, психологами и врачами.
Круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо: это восприятия, ощущения, чувства желания, мысли — все, что составляет внутренний мир человека. Психология тесно связана с другими науками: эстетикой (учением о прекрасном), этикой (сводом правил по вопросам нравственности, научным пониманием добра и зла), теорией познания, философией и др. Отличительная особенность психологии в том, что она изучает человека не только как биологический вид, она исследует его как личность, формируя целостное знание о субъекте.

ЧАСТИ ЦЕЛОГО

Педагогическая психология исследует основы обучения и воспитания. Важнейшей задачей этого раздела психологии является формирование гармоничной личности на основе рационального умственного, физического, нравственного ее воспитания. Разумеется, достичь этих целей возможно, лишь учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучаемых.
Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин, приборов, станков) с характеристиками психических процессов, стремясь обеспечить надежность и эффективность систем контроля и управления, сократить затраты труда. Психология рекомендует подходы, снижающие эмоциональное напряжение, вызванное чрезмерной ответственностью, дефицитом времени и информации.
Социальная психология изучает взаимодействие людей в группах, коллективах, проблемы лидерства и подчинения, формирование общественного мнения, проблемы массовых коммуникаций.
Основной проблемой юридической психологии является анализ взаимоотношений человека и права. При этом исследуется психология преступника, жертвы, свидетелей, анализируются мотивация преступления, основы перевоспитания правонарушителей.
Возрастная психология направлена на изучение закономерностей психического развития, его основных этапов, особенностей детства, подросткового периода, а также старения и старости.
Задачей настоящей публикации является более детальный анализ особого раздела медицинской психологии, тесно связанного с психиатрией, получившего название «патопсихология» (от греч. pathos — болезнь, страдание). Патопсихология не может быть дисциплиной, привнесенной в медицинскую практику теоретической психологией. Она должна развиваться непосредственно в клинике, что называется у постели больного. Только в этом случае она станет ближайшим помощником врача, частью медицины.

РАСПОЗНАВАНИЕ ПРИЧИН

Психологическая деятельность формируется после рождения ребенка, таким образом, это приобретенная функция. Врожденными и генетически обусловленными являются лишь те биологические структуры, которые становятся основой психической деятельности. Содержание психики составляет многообразие реальных поступков человека в течение всей жизни, включая период развития дошкольника, обучения школьника и подростка. При этом период от рождения до 20–22 лет, как известно, является самым важным в становлении личности.
Патопсихология изучает закономерности психических нарушений, дезинтеграции психической деятельности, личностные изменения, возникшие при заболевании, в сравнении с психическими процессами в норме. Большое применение в психологической клинике патопсихология получила благодаря работам отечественных ученых: Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и др.
Психиатрия — наука о душевных заболеваниях. Ее основной задачей является распознавание причин нарушений психической деятельности, изучение клинической картины с момента начала заболевания до исхода, поиск путей эффективного лечения и реабилитации пациентов. В последние 50–60 лет в самостоятельную дисциплину выделились детская и подростковая психиатрия.
В истории врачевания психические болезни отпочковались от соматических (телесных) страданий, выделившись в отдельную отрасль. Понятно, что вначале изучались тяжелые заболевания, которые составляют содержание «большой психиатрии», позже получили развитие разделы так называемой малой, пограничной психиатрии.
Отличие психических заболеваний — в преимущественном расстройстве специфически человеческих, рассудочных, субъективных форм деятельности. При этом, разумеется, претерпевает изменения целенаправленная деятельность, последовательность, адекватность реакций, ошибочно оцениваются реальные явления, меняются самооценка и первичное самочувствие пациента.

ДИАГНОЗ — НЕ САМОЦЕЛЬ

Порой каждый из нас так запутывается в отношениях с окружающими и самим собой, что хочется услышать совет профессионала. Знатоков человеческой психики сейчас великое множество. Среди них и дипломированные специалисты, и целители, и ясновидцы, экстрасенсы, якобы обладающие особой прозорливостью и способностью помочь при самых разных недугах. Если ваш ребенок плохо спит, его беспокоят страхи, заикание, тики, трудно справиться с недержанием мочи, робостью или немотивированной тревогой, — неизбежен вопрос: «К каким специалистам при этом следует обратиться?»
К психиатрам у нас обращаются с опаской, от врачей ждут «подвоха» — «постановки на учет», «ярлыка на всю жизнь», направления в психиатрическую больницу. Предпочитают «лечиться» у психологов. К всеобщему удовлетворению, эти специалисты появились во многих школах, центрах, комплексах. В представлении родителей — психолог выполняет те же функции, что и врач, только менее опасен, так как не может «испортить жизнь» ребенка, не навредит назначением «тяжелых лекарств».
Ничуть не сомневаясь в квалификации психологов, все же хочу подчеркнуть: разумнее вначале посоветоваться с врачом — детским психиатром (в поликлиниках его чаще называют психоневрологом). Врач анализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины. Для правильной квалификации заболевания могут потребоваться дополнительные обследования: электроэнцефалограмма, ультразвуковое обследование мозга, компьютерная томография, консультации специалистов.
Венчает этот процесс диагноз, поставить и обосновать который может только врач. Понятно, что диагноз — не самоцель, в зависимости от оценки состояния рекомендуется нужное лечение.
Я излагаю элементарные сведения, так как знаю, какая невероятная путаница существует в этих, казалось бы, общеизвестных вопросах.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Как установить границы между психиатрией и патопсихологией? Существует ли разделительная черта между названными науками?
Пожалуй, главное отличие состоит в том, что в психиатрии анализируются закономерности проявлений нарушенных психических процессов, а экспериментально-психологические исследования призваны ответить на вопрос: как изменены течение и структура самих психических процессов? Такой «взгляд изнутри» — существенная помощь врачу в диагностике, экспертизе, прогнозе патологических явлений. Это важно, так как, по выражению классиков психиатрии, «душа, расстроившись, не перестает быть душой».
У психологов, как правило, функции двоякого рода. Во-первых, они проводят обследование детей: в школах — это анкетирование или тестирование учащихся, в медицинских учреждениях — проведение углубленного патопсихологического эксперимента. Во-вторых, психологами осуществляются психокоррекционные занятия.
Патопсихологическое (диагностическое) исследование состоит в том, что пациенту предлагается ряд значений, имеющих определенную направленность, а процесс и результаты выполнения задания используются для заключения о тех или иных характеристиках его психической деятельности. При этом учитываются реакции, отношение к эксперименту, словесный отчет, комментарии испытуемого.
Психологическое исследование включает набор тестов и методик как для исследования отдельных функций и сфер, так и для анализа личности пациента. В ходе эксперимента могут обнаружиться легкие или явные психические нарушения, уточняется степень критичности, особенности личности и возможности восстановления отмеченных изменений.

ГРУППЫ ОТКЛОНЕНИЙ

Психологам чаще всего приходится иметь дело со следующими группами «отклонений от нормы».
В ходе эксперимента, при беседе с родителями, педагогами обнаруживаются нарушения целенаправленности мышления (разноплановость, нелогичность суждений, резонерство), эмоционально-волевые расстройства (невыразительность реакций, холодность, безразличие), утрата прежних привязанностей, замкнутость, отгороженность от реальности (аутизм). Такие изменения характерны для шизофренического симптокомплекса. Соответственно, дальнейшие шаги должны предприниматься вместе с врачом-психиатром.
Если патопсихолог находит у испытуемого расстройства памяти, внимания, операционной стороны мышления, распад системы прежних знаний и навыков, а также инертность психических процессов, назойливость, «вязкость», то диагностические предположения склоняются в сторону органических заболеваний — последствие черепно-мозговой травмы, токсикомания, врожденная мозговая дисфункция или эпилепсия.
Преимущественно эмоционально-волевые расстройства — вспыльчивость, несдержанность, грубость, конфликтность, неадекватный уровень притязаний с завышенной или заниженной самооценкой при сохранном интеллекте и удовлетворительной успеваемости большей частью свойственны аномальным (психопатологическим) личностям. Применительно к детям чаще оперируют понятиями «патологические черты характера», «патологическое формирование личности», «несовершенные адаптационные реакции».
Неспособность к обучению, абстрагированию понятий, конкретность мышления, ограниченный круг представлений, примитивность суждений, повышенная внушаемость, речевые расстройства — характерные проявления «олигофренического симптомокомплекса».

ЧТОБЫ НАВЕСТИ ПОРЯДОК

В школе перед психологом чаще всего возникают вопросы, связанные со слабой успеваемостью или трудностями в поведении школьников. Причины названных проблем весьма многообразны.
Ребенок может плохо учиться из-за крайней утомляемости, истощаемости, невыносливости к нагрузкам. Эти явления могут быть достаточно стойкими, наблюдаются у лиц с определенной психической конституцией. Речь идет о детях, не способных к длительному усилию, можно сказать, «по своему характеру».
Низкая успеваемость может наблюдаться у физически ослабленных детей. Это школьники с хроническим заболеванием или дети, подверженные частым простудным заболеваниям. Любое соматическое страдание ослабляет ребенка, вызывает психическую астению.
Невысокие достижения в учебе возможны у детей с выраженной неустойчивостью внимания, отвлекаемостью, неорганизованностью, а также с неусидчивостью, двигательным беспокойством. Чаще это наблюдается в младшем школьном возрасте, но может быть и у детей постарше. Речь идет о гиперактивности и дефиците активного внимания. Такие ученики встречаются в каждом классе.
Ребенок может плохо учиться в связи с педагогической запущенностью, а также потому, что по темпу своего интеллектуального развития отстает от сверстников. Наконец, низкая успеваемость в ряде случаев обусловлена олигофренией — стационарной умственной отсталостью. Остается упомянуть, что таким психическим заболеваниям, как шизофрения, также свойственны невысокая продуктивность, низкая активность и, как следствие, снижение школьной успеваемости.
Исходя из данных возрастной психологии, с учетом результатов эксперимента патопсихолог может квалифицированно оценить не только степень и характер задержки умственного развития, но и, исследуя различные стороны психической деятельности, сделать вывод о потенциальных возможностях отстающего ребенка. Далее следует заключение о соответствии этих возможностей требованиям общеобразовательной школы, о целесообразности обучения в санаторной школе, классе коррекции или о необходимости направления ребенка во вспомогательную школу.
Понятно, что эффективная помощь детям и семье возможна при условии тесного сотрудничества психолога и врача. Можно сказать, что визит к психологу — отличный способ навести порядок в своей внутренней жизни, взглянуть на себя другими глазами, гармонизировать отношения с миром.
Если душевный разлад выходит за рамки условной нормы — не следует откладывать обращение к психиатру.

Владислав БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук