Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕТОДЫ

Марейке Вольф
СПб.: Питер, 2004

Книжку одного из ведущих специалистов Европы в области клинической психологии, французской исследовательницы Марейке Вольф, выпустило издательство «Питер» в серии с забавным названием «Концентрированная психология». Я не знаю французского языка, но даже мне очевидно при взгляде на титульный лист, что в оригинале речь идет — по крайней мере, в названии — не о патопсихологии, а о психопатологии. Согласитесь, разница есть.
Раньше мне было понятно, что патопсихология — «отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями» (см. «Большой психологический словарь» под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, 2003, с. 380). Известно также, что основы патопсихологии разработали Б.В. Зейгарник и А.Р. Лурия.
Однако в книжке М. Вольф ни Лурия, ни Зейгарник не упомянуты ни разу. Патопсихология в этой работе трактуется как самостоятельная научная дисциплина, предметом которой является изучение различных психических заболеваний. При этом, по мнению автора, патопсихология включает несколько областей исследования, связанных с различными науками (психология, психиатрия, психоанализ, социология, антропология, биология, иммунология и др.).
Что сразу бросается в глаза, так это разные акценты в понимании патопсихологии в отечественной науке (о которой, Вольф, видимо, ничего не знает) и в западной трактовке. У нас практически никогда интерпретация психических болезней не базировалась на позициях психоанализа, в то время как Вольф опирается преимущественно на них.
Поскольку патопсихология является пограничной наукой, то и феномены психической жизни освещаются автором в двух основных плоскостях: во-первых, с клинических позиций, где используется медицинская система понятий, концептуальный и понятийный аппарат современной психиатрии, во-вторых, с психологических позиций, когда те же самые феномены психической жизни интерпретируются уже не с точки зрения болезни, а с точки зрения нормы, здоровья.
Согласно подходу автора, поля применения патопсихологии весьма обширны, и, говоря откровенно, это создает впечатление, что границы этой науки размываются. Вместе с тем с профессиональной дотошностью методолога М. Вольф рассматривает терминологический аппарат патопсихологии и ее теоретические конструкты в соотнесении с понятиями смежных наук.
Автор много рассуждает о сущности нозографии и о нозологии, а также подробно рассматривает неврозы и психозы и промежуточное поле между ними.
В целом эта книга имеет явно выраженный методологический характер и адресована, прежде всего, специалистам-исследователям. Однако и практик может в ней почерпнуть кое-что для себя любопытное. Школьный психолог может получить представление об особенностях психопатологических состояний.

Игорь ВАЧКОВ