МАГИЯ ИМЕНИ
Nomen est omen
(имя — это предначертание).
Древнеримское суждение
Джульетта, героиня
бессмертной трагедии Шекспира, терзаясь от
невозможности соединить свою жизнь с любимым,
принадлежащим к враждебному клану (иначе сказать
— к другой фамилии), взывала к возлюбленному
Ромео:
Одно ведь имя лишь твое — мне
враг,
А ты — ведь это ты, а не Монтекки.
Монтекки — что такое это значит?
Ведь это не рука, и не нога,
И не лицо твое, и не любая
Часть тела. О, возьми другое имя!
Что в имени? То, что зовем мы розой, —
И под другим названьем сохраняло б
Свой сладкий запах! Так, когда Ромео
Не звался бы Ромео, он хранил бы
Все милые достоинства свои
Без имени. Так сбрось же это имя!
Оно ведь даже и не часть тебя...Перевод Т. Щепкиной-Куперник |
Впрочем, если верить популярным ныне
теориям, юная итальянка была не права. Не будь она
Джульеттой, судьба ее сложилась бы совсем иначе
и, возможно, даже не пересеклась бы с судьбой
Ромео, если б он звался по-другому. Ибо само имя (а
также фамилия, которая, по сути дела, есть часть
имени) предопределяет весь склад личности
человека и его жизненный путь.
Сегодня есть множество изысканий на эту тему
(которые, увы, при всем желании невозможно
назвать научными), и на любом книжном прилавке
можно встретить с десяток книг под
красноречивыми названиями: «Имя и судьба»,
«Тайна имени» и пр. Люди охотно раскупают эти
книги, пытаются отыскать в них тайные
предначертания, связанные с их собственными
именами. Особое внимание к этой проблеме
проявляют будущие родители в стремлении дать
своим детям «правильные» имена. Насколько
оправданны их ожидания?
НАЧНЕМ С КРИТИКИ
Раскритиковать эту теорию очень легко с
помощью простых примеров. И хотя одной лишь
критикой в данном случае ограничиться
недопустимо, с нее, однако ж, и начнем. Для примера
возьмем простое и широко распространенное
(причем у многих народов) женское имя Анна.
Выберем наугад несколько известных личностей,
носивших или носящих это имя, и попробуем
сравнить их жизненный путь.
Анна Болейн — английская королева, мать
королевы Елизаветы I. Судя по немногочисленным
свидетельствам историков, была чрезвычайно
яркой и интересной женщиной. Стала предметом
бурной страсти любвеобильного Генриха VIII — ради
нее он не только развелся со своей первой женой
(всего их у него было шесть), но и предпринял с
этой целью церковную реформу, поскольку не мог
получить одобрения развода со стороны Папы
Римского. Однако вскоре Анна была обвинена в
супружеской неверности и в возрасте 29 лет
казнена.
Анна Австрийская — еще одна
августейшая особа, дочь испанского короля
Филиппа III. Замуж была выдана за французского
короля Людовика ХIII, причем сугубо по
политическим мотивам, ни о каких пылких чувствах
там не было и речи (ситуация, увы, обыденная для
царственных особ). После смерти мужа выступала
регентшей при своем несовершеннолетнем сыне
Людовике ХIV; государством тем временем
фактически правил ее фаворит кардинал Мазарини.
После воцарения сына удалилась в монастырь, где
умерла в возрасте 64 лет.
Анна Иоанновна — русская царица,
племянница Петра I. Недолгое время царствовала на
Руси в начале XVIII века. Недалекого ума, ленивая и
малообразованная, уделяла мало времени
государственным делам, предаваясь пирам и
развлечениям. Скончалась в возрасте 47 лет.
Анна Ахматова — известная русская
поэтесса, человек исключительного творческого
дара и интеллигентности. Счастливо, но недолго
была замужем за поэтом Н. Гумилевым, казненным по
обвинению в антигосударственном заговоре. Ее сын
стал известным ученым. Прожила долгую (77 лет), но
нелегкую жизнь, в которой признание ее поэзии в
кругах интеллигенции сочеталось с официальной
обструкцией со стороны властей.
Анна Фрейд — единственная из детей
основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда,
кто продолжил дело отца. Прожила 87 лет, замужем не
была, детей не имела, всю себя отдала
психоанализу. Получила широкое признание как
крупнейший специалист в этой области.
Анна Курникова — всемирно известная
современная теннисистка, сумевшая, несмотря на
сравнительно скромные спортивные результаты,
снискать обожание миллионов поклонников, а также
заработать изрядный капитал. Признана одним из
секс-символов современного спорта. Ныне
здравствует и благоденствует, и трудно сказать,
как в дальнейшем сложится ее судьба. Однако
вероятность того, что она взойдет на престол,
будет обезглавлена, уйдет в монастырь или
посвятит себя психоанализу, представляется
крайне сомнительной.
Помимо этих известных личностей любой читатель
без труда вспомнит хотя бы пару женщин из своего
окружения, носящих это имя. Люди это весьма
заурядные — по крайней мере, ни корона, ни плаха,
ни рукоплескания поклонников в их судьбе никак
не присутствуют. А если представить себе
огромную толпу Анн, ныне живущих на свете, то
нетрудно понять, что это очень разные люди. Среди
них наверняка есть и многодетные матери, и старые
девы, женщины как строгого нрава, так и легкого
поведения, красивые и невзрачные, преуспевшие и
нищенствующие. Кроме имени, их ничто друг с
другом не связывает и не роднит.
КОЕ-ЧТО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО
Что же это значит? Только то, что разные люди,
носящие одно и то же имя, могут быть совершенно
несхожи как своим личностным складом, так и
судьбой. Наивно полагать, будто некая конкретная
Анна разделит (хотя бы в общих чертах) судьбу всех
прочих Анн — просто в силу того, что у всех у них
разная судьба. Однако в зависимости от того,
почему и зачем именно ей было дано именно это имя,
в ее личной судьбе кое-что все-таки может быть
предопределено. И ее жизненный путь, скорее
всего, будет отличаться от жизненного пути
какой-нибудь Анжелики, не говоря уже о Фатиме или
Брунгильде. В чем же здесь дело?
Удивительно, но во многих языках слово «судьба»
родственно словам «давать имя». Латинское
«фатум» (судьба) восходит к слову «фари»
(произнести, сказать). В русском языке слово «рок»
идет от глагола «рече», нарекать. То есть выходит
— как нарекли, такую судьбу и определили.
Но можно ли, поменяв имя, изменить и роковой ход
событий?
Человечество изобретало немало способов
подобной борьбы с неудачами. Например, древние
римляне считали, что для этого достаточно
написать имя человека в зеркальном изображении,
и оно перестанет диктовать свои «условия».
Возможно, и с этим связан обычай брать псевдоним,
который идет от надежды, что с новым именем
больше повезет.
Кстати, отсюда и закон, сохранившийся до наших
дней у священнослужителей, монахов, членов
тайных обществ: меняя образ жизни, менять и имя. В
процессе многих психологических тренингов
участникам также предлагается выбрать себе
новое имя взамен своего собственного, чтобы
почувствовать себя другим человеком. Ибо слишком
многое для нас эмоционально связано с теми
звуками, которыми мы зовемся с малых лет.
МОЖНО НАДОРВАТЬСЯ...
А почему так зовемся?
В прежние времена человек мог получить имя в
соответствии со своим днем рождения. Родился в
день, когда во время оно распяли великомученика
Елпифидора, — получи его имя, а самого святого —
в покровители. Потому, кстати, и традиция
празднования дня рождения в наших краях
сравнительно недавняя. Прежде праздновали
именины, ибо это было фактически одно и то же.
Позже надо было соответствовать совсем иным
канонам. В честь вождя мирового пролетариата
Вилены и Владлены множились тысячами. А могли и
Индустриализацией дочку назвать. В тридцатые
пошли Сталины. Поболе стало Светлан, ибо так
звали дочку Отца Народов.
Дальше мода менялась все быстрее. Эпоха борьбы с
космополитизмом разродилась легионом Кириллов,
Мефодиев и Аграфен. Юрии в невероятных
количествах — в честь первого космонавта, Индиры
и Саманты — в честь погибших героинь. Изауры уже
подрастают — первый слезоточивый сериал вышел
на наши экраны лет пятнадцать назад. Нынче в
большой моде Анжелики, Дианы, Кристины, Стеллы...
Очень уж родителям хочется казаться европейцами.
Удастся ли — как знать... Но лузгать семечки
Кристина, в самом деле, вряд ли станет.
То есть идеи о связи имени и судьбы кое в чем
(правда, в очень малой степени) основаны на
реальных наблюдениях. Известно, что дети с
выдающимися именами чаще совершают
самоубийства. Но дело тут не в том, что имя
подтолкнуло. Просто с малолетства на ребенка
было возложено слишком много ожиданий, и можно
надорваться, пытаясь им соответствовать.
Когда мать называет малыша именем трагически
погибшего супруга, она неосознанно накладывает
на него обязательство быть таким, как отец. И
попробуй не соответствовать! Если отец
настаивает, чтобы сына назвали его именем,
очевидно, что ему хотелось бы видеть в мальчике
свое и только свое продолжение. Если девочку
Агату бабушка настойчиво величает Агафьей,
значит, бедная девочка долгие годы будет жить на
острие раздоров «западников» и «почвенников».
СЛЕДОВАТЬ СВОИМ ПУТЕМ
Важно и то, как зовут ребенка в семье. Дима
наверняка вырастет сильнее, самостоятельнее и
крепче, чем Митя, которого родители, скорее всего,
воспитывают мягким и чувствительным (не говоря
уже про Митюшу). А крепче других на ногах будет
стоять привыкший с малолетства зваться Дмитрием,
без всяких уменьшительно-ласкательных
излишеств.
В наши дни предпринимаются разные попытки
расшифровать значение имени. Б. Хигир дает
интуитивные характеристики, во многом
основанные на житейских наблюдениях; С.
Шестопалов предлагает астронумерологический
подход, А. Киладзе — символический.
Есть и попытки фонетического анализа, доходящие
до анекдота: одного англичанина, не знавшего
русского языка, спросили, дал бы он дочери имя
Телятина, и он согласился — очень благозвучное
имя. Беда в том, что во всех названных случаях
получаются довольно сильно различающиеся
значения одних и тех же имен.
Поэтому давайте не будем придавать слишком много
значения судьбоносной роли имени. Небесполезно
разобраться, какие ожидания вкладывали в наше
имя те, кто его давал, — наши родители. Потому что
всем своим последующим поведением они
наставляли нас соответствовать этим установкам.
Возможно, этим путем мы и следуем по сей день. А
если этот путь нас не устраивает, то выбрать
другой можно и не меняя имени. Ибо говорят на
Руси: «Хоть горшком назови, только в печку не
ставь».
Сергей СТЕПАНОВ
|