Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2004


НАШИ ДЕТИ

ЯРКИЕ БУДНИ

Кризис середины учебного года

Цикл из трех статей о проблемах,
возникающих в начале, середине и конце учебного года.
Статья вторая (см. № 31/2004)

Прошла эйфория первой встречи, начались трудовые будни. Впереди целый учебный год, уже навалилось много школьных проблем: «Выучить стихи, решить двадцать уравнений, написать реферат по истории, и это еще не все. Через две недели школьный праздник, нужно сделать стенгазету... Голова кругом идет. И вообще — все как всегда. Хочется чего-то новенького, а то уже на каникулы тянет...»
Такие мысли нередко посещают наших школьников по прошествии первого учебного месяца. Иногда они возникают неожиданно, а нередко — это очень даже закономерные мысли, которые можно предугадать, предвосхитить и тем самым избежать их.
Основной период учебного года — не из легких. Он самый продолжительный по времени, самый трудоемкий и требует от педагога не только большого опыта, но и знаний самых разнообразных форм взаимодействия с ребятами.

ДО И ПОСЛЕ
Начинается основной период примерно со второго месяца учебного года и продолжается до начала последней четверти. Конечно, эти сроки условны. Зная закономерности развития детского коллектива в течение учебного года, каждый психолог, педагог сможет сам понять, на каком именно этапе развития находится коллектив его класса.
Начнем с общей характеристики основного периода.
Не зря этот период учебного года называется основным: это наиболее сложный, но в то же время самый продуктивный период для развития как коллектива класса в целом, так и каждой личности в отдельности. Если адаптационный этап — это своего рода фундамент, который позволит всему тому, что будет построено, быть устойчивым и нерушимым, то основной период — это то самое здание, внешний вид и функциональность которого будут зависеть от архитектора и самих строителей.
В это время реализуются планы коллектива, преодолеваются трудности, оттачиваются отношения. Требуется кропотливая работа не только педагога, но и самих ребят. Особое значение в это время имеет соуправление и самоуправление коллектива, что закладывает основу для дальнейшего саморазвития каждой личности.
Условно период делится на две примерно равные части: до кризиса середины учебного года и после кризиса.

МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК
Основной период начинается с рабочей стадии развития школьного коллектива. Если адаптационный период прошел эффективно, то к его завершению в коллективе формируется актив — инициативная группа, на которую педагог может опираться в работе.
Главный механизм взаимодействия педагога с коллективом класса — соуправление. Педагог управляет коллективом опосредованно, через инициативную группу. Ему в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, здесь вступает в силу метод параллельного действия (А.С. Макаренко). Однако сам актив должен получить реальные полномочия, только тогда педагог имеет право предъявлять активу реальные требования, а через него — и отдельному воспитаннику.
С точки зрения В.А. Сластенина и Л.И. Новиковой, после принятия статуса «первичного коллектива» класс переходит на стадию группы-ассоциации. На этом уровне у группы начинается единая жизнедеятельность, формируется более четкая структура взаимодействия, налаживаются межличностные и иерархические связи. Группа-ассоциация носит еще достаточно формальный характер, при благоприятных условиях и грамотной работе довольно скоро класс переходит на стадию группы-кооперации. Эта стадия отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Внутригрупповое общение носит деловой характер, направленный на достижение высокого результата в выполнении совместных задач.
По А.Н. Лутошкину, эта стадия развития коллектива напоминает мерцающий маяк. У коллектива есть единые цели и совместная деятельность, которые, как маяк, освещают ребятам путь и указывают направление, но целостность этого коллектива еще нестабильна: иногда — это яркий подъем сотрудничества и единства, а порою, особенно в проблемных ситуациях, — это конфликты, неприятие другого и т.п.
Все это говорит о том, что ребята только учатся взаимодействовать друг с другом и достигать общих целей. Их мотивация на приобретение опыта совместной деятельности достаточно высока, они готовы учиться и работать, именно поэтому это рабочая стадия. Да, не все проходит гладко, но ребята накапливают опыт, который станет фундаментом для перехода на следующую стадию.
Но приобретение опыта требует немалых усилий, поэтому неудивительно, что в своей динамике коллектив приходит к кризису, хотя это не единственная его причина. Но о кризисе немного позже.

ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ
Вторая часть основного периода ведет свой отсчет с момента разрешения кризиса середины учебного года. Преодолев достойно с нашей помощью все трудности, класс приходит к стадии расцвета. Теперь можно сказать, что класс стал зрелым, самостоятельным коллективом. Грамотный педагог, психолог понимает, что непростительно не давать коллективу на этой стадии развиваться дальше, ограничивая его жестким контролем.
Если мы приложили все усилия, чтобы коллектив успешно прошел предыдущие стадии, то на этой стадии он готов к самоуправлению. Педагог, психолог делегирует коллективу полномочия, требования идут уже не от педагога и даже не от актива, а от коллектива. На этом этапе группа превращается в качественно новое социальное образование, которое в состоянии жить самостоятельной жизнью и эффективно взаимодействовать с другими социальными структурами.
Возможность и желание взаимодействовать с другими структурами, то есть быть открытым, — это важнейшее условие жизни зрелого коллектива, в противном случае может произойти достаточно быстрая его деградация и разрушение. В истории есть немало примеров из жизни подобных структур: уходили целые великие цивилизации, если были закрыты; немало сильных коллективов, будучи закрытыми, в конце концов превращались в кланы, группировки, «секты».
А.С. Макаренко отмечал такие существенные признаки коллектива, как взаимная ответственность и требовательность. По его мнению, взаимное амнистирование собственных слабостей — один из первых признаков разложения коллектива.
В.А. Сластенин выделяет следующие стадии развития коллектива. Это группа-автономия, которая характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («моя группа»). Есть риск на этой стадии уйти в сторону от коллектива к корпорации — лжеколлективу. Это произойдет в случае гиперавтономизации и замыкании коллектива на себе и собственной исключительности.
Напротив, если группа выходит на межгрупповое общение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то такая группа становится группой-коллективом. Коллектив — это такая группа, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
А.Н. Лутошкин эту стадию развития коллектива назвал «горящий факел». Коллектив «горит» сам и освещает дорогу другим.

ПОДЪЕМЫ И СПАДЫ
Не случайно четверти в школе имеют именно такую временную протяженность, к которой мы привыкли. Это связано не только с временными, но и с психологическими факторами, о которых мы часто не задумываемся. Вот, например, нам редко приходит в голову, почему большинство лагерных смен длятся 21 день. А причина очень проста: 21 день — это то количество времени, в течение которого человек способен эффективно взаимодействовать в условиях закрытого социума без вреда для своего психологического состояния и психического здоровья.
Любая временная группа, а школьный класс — это временная группа, пусть и долговременная, имеет свои закономерности развития (о которых мы уже начали говорить, описывая особенности адаптационного периода). Переход от одного этапа к другому ознаменовывается кризисом, своего рода ступенькой, через которую должна переступить группа, чтобы оказаться на более высоком этапе развития. Развитие класса как долговременно существующей группы протекает по синусоиде, у которой есть подъемы и спады, верхние и нижние пики. Верхний пик — это максимальный уровень развития группы на этом этапе, нижний пик — это кризис, через который проходит группа.В прошлой статье мы говорили об особенностях адаптационного кризиса. Следующим «нижним» пиком в логике развития школьного коллектива является кризис середины учебного года, его иногда называют кризисом привыкания, или усталости. Такое название неслучайно, поскольку основными причинами здесь является привыкание к системе организации жизнедеятельности как в школе, так и в своем классе: привыкают к режиму, к расписанию, к формам деятельности, друг к другу. У ребят складывается ощущение, что все эмоции уже получены, все игры сыграны, все новое уже было.

ЛЕЙТМОТИВ
Вообще «все уже было» становится лейтмотивом кризиса середины учебного года, что приводит к снижению мотивации на взаимодействие, снижению уровня активности. Если говорить об эмоциональной атмосфере в классе, то она характеризуется повышенным уровнем конфликтности, напряженности во взаимоотношениях. Причиной этого является некоторая усталость ребят друг от друга, что говорит о необходимости расширить рамки социальных контактов и социального пространства в целом.
Что имеется в виду? Психика человека устроена таким образом, что для своей сохранности ей необходима смена деятельности, обстановки, поэтому к середине учебного года налаживание внутригруппового взаимодействия и совместная деятельность перестают быть самыми актуальными потребностями учащихся. Наиболее актуальной становится потребность в новых знакомствах, потребность узнать что-то новое, необычное, не похожее на то, что уже было.
Если педагог, психолог создаст для школьного коллектива возможность сменить обстановку, организовать взаимодействие с другими группами, изменить привычный ритм, режим жизни и учебы, то эмоциональная атмосфера в классе, уровень мотивации и заинтересованности снова начнут повышаться.
Задачи основного периода:
Расширение социальных контактов учащихся посредством организации межгруппового, межшкольного взаимодействия.
Расширение социального пространства учащихся за счет выхода за рамки школы, района, города.
Изменение режима взаимодействия учащихся.
Поиск нестандартных, оригинальных форм работы.
Работа с внутригрупповыми конфликтами.

(Окончание следует)

Ирина ТЕЛЕГИНА,
ст. преподаватель
кафедры педагогики высшей школы МПГУ