Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2004


РЕПОРТАЖ

ГДЕ БЫ ВЗЯТЬ КУЛЬТУРУ?

Приветствие от Департамента образования зачитала Г.В. Головченко

 
Приветствие от
Департамента образования
зачитала Г.В. Головченко

В преддверии нового учебного года Департамент образования г. Москвы провел «установочный» круглый стол на тему «Профессиональная культура взаимодействия практических психологов с субъектами образования».
19 августа в Московском городском психолого-педагогическом университете собрались педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители образовательных учреждений, преподаватели вузов и специалисты, ответственные за психологическую службу в учебных округах столицы.
Сам выбор темы для обсуждения говорит о том, что руководители столичного образования решили уделить больше внимания повышению качества работы психологов, что невозможно без наличия у них не только профессионализма, но и определенных личностных черт.
На это обратила внимание Г.В. Головченко (начальник отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения столичного Департамента образования), выступившая на открытии мероприятия. Расширение сфер деятельности психолога в системе образования, считает она, предъявляет все более высокие требования и к личности самого психолога, и к содержанию его профессиональной деятельности. Поэтому одна из основных задач столичной психологической службы на предстоящий учебный год — разработка научно-практической программы внедрения психологической культуры в образовательное пространство Москвы.
Собравшимся было предложено обсудить один из важных аспектов этой проблемы — взаимодействие психолога с различными субъектами образования. Не секрет, что именно психологическая культура служит регулятором профессиональных взаимоотношений.

САПОЖНИКИ БЕЗ САПОГ?

Дискуссия захватила и президиум (И.В. Дубровина и С.Б. Малых)
Дискуссия захватила и президиум
(И.В. Дубровина и С.Б. Малых)

Разговор о культуре продолжила И.В. Дубровина (доктор психологических наук, зав. лабораторией «Психологическая служба и аттестация педагогов-психологов» МГППУ). Она обратила внимание на парадоксальную ситуацию: при колоссальном количественном росте практических психологов и их активной деятельности во всех сферах нашей жизни психологическая культура общества в целом, да и самой системы образования в частности, остается крайне низкой. Это, по мнению Ирины Владимировны, тесно связано с недостатком культуры у самих представителей нашей профессии. А ведь именно на них лежит ответственность за формирование этой самой культуры в школе.
И.В. Дубровина считает, что нередко психологи не могут психологически грамотно выстроить свое взаимодействие в коллективе, что приводит к недовольству и жалобам со стороны педагогов, родителей и администрации. Ирина Владимировна выделила целый ряд причин этого явления, в основе которых лежит, прежде всего, недостаток не только психологической, но и общей культуры специалистов. По ее мнению, психологическая культура складывается из двух компонентов — психологических знаний и общей культуры человека. Сейчас в нашем обществе больше востребован первый компонент.
Этот перекос видится и в построении всей образовательной деятельности. Мало кто задается вопросом: какова основная цель школьного образования? Порой начинает казаться, что она состоит в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к поступлению в вуз. Психолог, работающий в образовательном учреждении, должен уметь предвидеть последствия тех или иных перекосов в образовательной политике.
Свое мнение по поводу низкой профессиональной культуры психологов высказала и В.С. Юркевич (кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО). Она считает, что высокие нравственные качества должны стать неотъемлемой частью профессиограммы практического психолога.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ

Из-за насыщенности программы выступлениями по основным направлениям взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса мероприятие стало больше походить на конференцию. Правда, ряд выступлений все же нашел живой отклик у аудитории.
Самую больную тему — взаимоотношения педагога-психолога и учителя — затронула в своем выступлении Н.Л. Паршина (методист-психолог учебно-методического центра Юго-Западного окружного управления образования). Она считает, что основная причина непонимания между этими специалистами — отсутствие доверия друг к другу. А завоевать это доверие должен сам психолог. Для этого ему нужно обладать определенными личностными качествами: быть активным, самостоятельным и толерантным.
Подробный анализ ошибок во взаимоотношениях с родителями сделала О.С. Сулига (зав. сектором практической помощи педагогам-психологам Центра научно-методического обеспечения Службы практической психологии образования МГППУ). Причина большинства из них — в неправильной позиции психолога, который уверен в том, что родители обязаны серьезно и внимательно относиться к тем проблемам, которые он выявляет у ребенка. В действительности же родители вовсе не рады тому, что их ребенку ставят какой-то диагноз, и часто негативно относятся как с самому психологу, так и к предлагаемой им помощи.
«Судьбоносный» для психолога вопрос — его взаимоотношения с администрацией образовательного учреждения — осветила М.В. Зиновьева (кандидат психологических наук, директор Центра научно-методического обеспечения Службы практической психологии образования МГППУ). Ведь чаще всего на то, чтобы установить здесь этичные и профессиональные отношения, у психолога уходит не один год.
А между тем на психологе лежит большая ответственность, поскольку именно он выступает посредником между администрацией, учителем и учеником. При этом становится очевидным уровень той самой психологической культуры специалиста.
Проблемы во взаимодействии возникают и с недавно появившимися в образовательных учреждениях социальными педагогами и омбуцменами (специалист по защите прав ребенка). Часто они приобретают характер соперничества, а не сотрудничества. О том, как можно построить работу, направленную на конструктивное взаимодействие этих специалистов, рассказала О.Н. Гнездилова (заведующая лабораторией «Педагогическая психология» учебно-методического центра Южного окружного управления образования).
Два выступления были посвящены более частным вопросам: «Роль педагога-психолога в организации взаимодействия между специалистами психолого-педагогического консилиума» (И.А. Зеленко, педагог-психолог некоммерческой школы «Центр-ЮССТ» Западного окружного управления образования) и «Взаимодействие субъектов образовательного процесса в решении кризисных ситуаций».
Итогом совещания стало ставшее уже традиционным принятие рекомендаций участников круглого стола, которые направляются всем руководителям образовательных учреждений города, начиная с высшего и заканчивая дошкольным звеном.
В документе говорится о необходимости более внимательного отношения к формированию профессиональных качеств психологов. Особо отмечается, что повышение их профессиональной культуры невозможно без обучения эффективным технологиям взаимодействия не только со всеми участниками процесса образования, но и внутри самого профессионального сообщества.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Департамент образования
г. Москвы
Тел.: (095) 366-79-77