ГДЕ БЫ ВЗЯТЬ КУЛЬТУРУ?
|
Приветствие от
Департамента образования
зачитала Г.В. Головченко
|
В преддверии нового
учебного года Департамент образования г. Москвы
провел «установочный» круглый стол на тему
«Профессиональная культура взаимодействия
практических психологов с субъектами
образования».
19 августа в Московском городском
психолого-педагогическом университете
собрались педагоги-психологи, социальные
педагоги, руководители образовательных
учреждений, преподаватели вузов и специалисты,
ответственные за психологическую службу в
учебных округах столицы.
Сам выбор темы для обсуждения говорит о том, что
руководители столичного образования решили
уделить больше внимания повышению качества
работы психологов, что невозможно без наличия у
них не только профессионализма, но и
определенных личностных черт.
На это обратила внимание Г.В. Головченко
(начальник отдела коррекции,
психолого-педагогического и социального
сопровождения столичного Департамента
образования), выступившая на открытии
мероприятия. Расширение сфер деятельности
психолога в системе образования, считает она,
предъявляет все более высокие требования и к
личности самого психолога, и к содержанию его
профессиональной деятельности. Поэтому одна из
основных задач столичной психологической службы
на предстоящий учебный год — разработка
научно-практической программы внедрения
психологической культуры в образовательное
пространство Москвы.
Собравшимся было предложено обсудить один из
важных аспектов этой проблемы — взаимодействие
психолога с различными субъектами образования.
Не секрет, что именно психологическая культура
служит регулятором профессиональных
взаимоотношений.
САПОЖНИКИ БЕЗ САПОГ?
|
Дискуссия захватила и президиум
(И.В. Дубровина и С.Б. Малых)
|
Разговор о культуре продолжила И.В.
Дубровина (доктор психологических наук, зав.
лабораторией «Психологическая служба и
аттестация педагогов-психологов» МГППУ). Она
обратила внимание на парадоксальную ситуацию:
при колоссальном количественном росте
практических психологов и их активной
деятельности во всех сферах нашей жизни
психологическая культура общества в целом, да и
самой системы образования в частности, остается
крайне низкой. Это, по мнению Ирины Владимировны,
тесно связано с недостатком культуры у самих
представителей нашей профессии. А ведь именно на
них лежит ответственность за формирование этой
самой культуры в школе.
И.В. Дубровина считает, что нередко психологи не
могут психологически грамотно выстроить свое
взаимодействие в коллективе, что приводит к
недовольству и жалобам со стороны педагогов,
родителей и администрации. Ирина Владимировна
выделила целый ряд причин этого явления, в основе
которых лежит, прежде всего, недостаток не только
психологической, но и общей культуры
специалистов. По ее мнению, психологическая
культура складывается из двух компонентов —
психологических знаний и общей культуры
человека. Сейчас в нашем обществе больше
востребован первый компонент.
Этот перекос видится и в построении всей
образовательной деятельности. Мало кто задается
вопросом: какова основная цель школьного
образования? Порой начинает казаться, что она
состоит в том, чтобы как можно лучше подготовить
ребенка к поступлению в вуз. Психолог, работающий
в образовательном учреждении, должен уметь
предвидеть последствия тех или иных перекосов в
образовательной политике.
Свое мнение по поводу низкой профессиональной
культуры психологов высказала и В.С. Юркевич
(кандидат психологических наук, ведущий научный
сотрудник Психологического института РАО). Она
считает, что высокие нравственные качества
должны стать неотъемлемой частью
профессиограммы практического психолога.
БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ
Из-за насыщенности программы выступлениями по
основным направлениям взаимодействия психолога
с участниками образовательного процесса
мероприятие стало больше походить на
конференцию. Правда, ряд выступлений все же нашел
живой отклик у аудитории.
Самую больную тему — взаимоотношения
педагога-психолога и учителя — затронула в своем
выступлении Н.Л. Паршина (методист-психолог
учебно-методического центра Юго-Западного
окружного управления образования). Она считает,
что основная причина непонимания между этими
специалистами — отсутствие доверия друг к другу.
А завоевать это доверие должен сам психолог. Для
этого ему нужно обладать определенными
личностными качествами: быть активным,
самостоятельным и толерантным.
Подробный анализ ошибок во взаимоотношениях с
родителями сделала О.С. Сулига (зав. сектором
практической помощи педагогам-психологам Центра
научно-методического обеспечения Службы
практической психологии образования МГППУ).
Причина большинства из них — в неправильной
позиции психолога, который уверен в том, что
родители обязаны серьезно и внимательно
относиться к тем проблемам, которые он выявляет у
ребенка. В действительности же родители вовсе не
рады тому, что их ребенку ставят какой-то диагноз,
и часто негативно относятся как с самому
психологу, так и к предлагаемой им помощи.
«Судьбоносный» для психолога вопрос — его
взаимоотношения с администрацией
образовательного учреждения — осветила М.В.
Зиновьева (кандидат психологических наук,
директор Центра научно-методического
обеспечения Службы практической психологии
образования МГППУ). Ведь чаще всего на то, чтобы
установить здесь этичные и профессиональные
отношения, у психолога уходит не один год.
А между тем на психологе лежит большая
ответственность, поскольку именно он выступает
посредником между администрацией, учителем и
учеником. При этом становится очевидным уровень
той самой психологической культуры специалиста.
Проблемы во взаимодействии возникают и с недавно
появившимися в образовательных учреждениях
социальными педагогами и омбуцменами
(специалист по защите прав ребенка). Часто они
приобретают характер соперничества, а не
сотрудничества. О том, как можно построить
работу, направленную на конструктивное
взаимодействие этих специалистов, рассказала
О.Н. Гнездилова (заведующая лабораторией
«Педагогическая психология»
учебно-методического центра Южного окружного
управления образования).
Два выступления были посвящены более частным
вопросам: «Роль педагога-психолога в организации
взаимодействия между специалистами
психолого-педагогического консилиума» (И.А.
Зеленко, педагог-психолог некоммерческой школы
«Центр-ЮССТ» Западного окружного управления
образования) и «Взаимодействие субъектов
образовательного процесса в решении кризисных
ситуаций».
Итогом совещания стало ставшее уже традиционным
принятие рекомендаций участников круглого
стола, которые направляются всем руководителям
образовательных учреждений города, начиная с
высшего и заканчивая дошкольным звеном.
В документе говорится о необходимости более
внимательного отношения к формированию
профессиональных качеств психологов. Особо
отмечается, что повышение их профессиональной
культуры невозможно без обучения эффективным
технологиям взаимодействия не только со всеми
участниками процесса образования, но и внутри
самого профессионального сообщества.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Департамент образования
г. Москвы
Тел.: (095) 366-79-77
|