Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2004


ГИЛЬДИЯ

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Куда пойти учиться: в обыкновенный класс или в профильный? А если в профильный, то какой выбрать профиль? Или, может быть, лучше поступить в колледж? Подобные вопросы задает себе каждый девятиклассник, хотя далеко не все девятиклассники готовы на эти вопросы ответить. Психологическое исследование способностей и личностных особенностей школьников призвано помочь подросткам осознать свои склонности и возможности и осуществить обоснованный выбор формы обучения.
Обсуждение с подростком результатов психологического тестирования — наиболее сложный и ответственный момент в работе каждого психолога: подросток может не понять психолога или не поверить ему, может обидеться. В этом контексте с особой остротой встает проблема языка, на котором психолог и стоящий на распутье подросток могли бы вести содержательный диалог.

ТЕРМИНОМ — ПО САМООЦЕНКЕ

Так сложилось, что большинство тестов, которыми пользуются психологи, создавались для работы в условиях клиники и, соответственно, результаты тестирования изложены на языке клинической психологии (оговоримся, что речь идет о тестах «личностных свойств и состояний»).
Психологические тесты, созданные в русле патопсихологической типологии личности, предназначались в первую очередь для получения информации, нужной врачам. Когда психолог, обсуждая с врачом результаты тестирования, сообщает о выявлении у испытуемого эпилептоидного типа личности, врачу сразу все становится понятно, потому что информация изложена на том языке, на котором врач привык говорить и думать.
Мало того, что язык этот для неспециалиста непонятен, он, при всей своей непонятности, еще и чрезвычайно обиден, особенно для подростка. Если психолог сообщит школьнику, что у того выражены истероидные или шизоидные черты личности, психическому самочувствию и самооценке подростка может быть нанесен серьезный ущерб. Разумеется, общаться с подростками подобным образом абсолютно недопустимо.
Итак, психолог не должен говорить с испытуемым на «языке клиники», это ясно. А на каком должен? Кстати говоря, на каком языке думают и говорят сами психологи?

ДИАЛОГ В УЗКОМ КРУГУ

Опыт общения с коллегами позволяет автору сделать вывод о наличии универсального психологического языка, функционирующего в среде практических психологов. В основе этого языка шкалы Миннесотского многомерного личностного опросника (MMPI).
Напомним, что MMPI является одним из самых известных тестов, диагностирующих психические состояния и свойства личности. Этот тест, ставший классикой психологического инструментария, содержит 10 базисных шкал, позволяющих измерять выраженность различных личностных черт испытуемых, при этом разносторонняя и систематизированная информация о личностных особенностях тестируемых предоставляется исследователю в виде графика.
Если у психологов возникает необходимость обсудить между собой характер какого-либо человека, для обозначения его личностных черт они часто используют порядковые номера шкал MMPI, соответствующие этим чертам. Диалог «в узком кругу» может выглядеть следующим образом:
— По-моему, четыре, пять, шесть. Я, конечно, имею в виду, что пятерка вверху.
— Четверку и пятерку вижу, но с чего вы, коллега, взяли, что здесь шестерка? Типичная восьмерка!
Вот так. Просто, быстро и всем психологам сразу все понятно (автору довелось присутствовать при разговоре, когда с помощью описанных языковых средств обсуждались даже персонажи «Евгения Онегина»). Разумеется, этот профессиональный язык совершенно непригоден для работы со школьниками.

КАК ВЫЙТИ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ?

Нельзя сказать, что психологи не задумывались о проблеме языка. Одно из молодых направлений психологии — соционика — эту проблему отчасти решает. Названия социотипов, пришедших на смену обидным патопсихологическим типам, ласкают слух испытуемых и поднимают их самооценку. Подростку приятно узнать, что он «аналитик» или «маршал», «лирик» или «хранитель» (или кто-то еще в том же роде), но что ему делать дальше с этой информацией — неясно.
В сомнительном положении оказывается и психолог — он провел обследование, определил социотип испытуемого, но круг рекомендаций, которые он может на этой основе предложить, весьма ограничен.
В последнее время в психологии, как зарубежной, так и отечественной, возрастает интерес к языку метафор. Как водится, первые шаги в этом направлении снова сделаны психиатрами и клиническими психологами — метафоры активно используются именно в области психотерапии. Но в данном случае это не должно нас беспокоить, ведь язык метафор универсален и всегда принадлежал всему человечеству (только мы об этом почему-то немножко забыли).
Метафорические образы с детства знакомы каждому из нас, их можно обнаружить в мифах и легендах разных народов. В отличие от прямого сообщения, передающего информацию о фактах, метафоры содержат информацию о смыслах, то есть соответствуют не акту знания, а акту понимания.

НЕ ЗНАТЬ, А ПОНИМАТЬ

Известно, что левое и правое полушария головного мозга человека функционируют по-разному. Левое полушарие обрабатывает данные последовательно и лучше справляется со словесной информацией, отвечает за чтение и счет, логические отношения, в то время как правое полушарие создает возможность одномоментного отображения многообразных свойств объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Двум полушариям соответствуют два типа мышления и два языка: «язык науки» и «язык метафор».
Школьное обучение, ориентированное на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, традиционно ведется на «языке науки». Образцы «языка метафор» представлены в небольшом объеме на уроках, связанных с искусством (литература, изобразительная деятельность), но по своему прямому назначению, то есть как средство общения между учителем и учеником, практически не используются.
Многие педагоги и психологи считают, что в обучении важно не столько знание предмета, сколько его понимание, что же касается предмета данной публикации — помощи школьнику в самоопределении, то тут уж без понимания никак не обойтись. Если подросток сам себя не понимает, то о каком «обоснованном самоопределении» может тогда идти речь?
Язык метафор, предназначенный для передачи смыслов, идеально подходит для обсуждения психологического содержания с человеком, не владеющим научными психологическими знаниями и специальной терминологией, именно он должен стать языком взаимопонимания при работе с подростками. В связи с этим необходимо обсудить два вопроса: во-первых, что такое метафора, во-вторых, как можно ее использовать в психологическом обследовании школьников.

НА ПРОСТЫХ ПРИМЕРАХ

Слово «метафора» знакомо всем, а не только специалистам-филологам. Тем не менее этот термин, редко употребляемый неспециалистами в быту, имеет оттенок некоторой чужеродности. Когда с учителями (не словесниками) психолог говорит об использовании метафор, ощущается некоторое недоверие, которое, как правило, исчезает, когда дело доходит до конкретных примеров.
Итак, что же это такое — метафора?
«Метафора — оборот речи, троп: а) в широком смысле слова — всякое иносказание, образное выражение понятия; б) употребление слова или выражения в переносном смысле для большей образности, т.е. перенесение на данный предмет (явление) характерных признаков другого предмета (явления)» («Словарь иностранных слов» под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова).
Из этого определения следует, что любой жизненный пример может стать метафорой, если этот пример употреблен не в прямом, а в символическом смысле.
Что же касается «художественных метафор», о которых речь пойдет ниже, то тут тоже все просто: художественными метафорами называют рисунки, изображения и другие художественные произведения, имеющие символический характер.
Как же употребление метафор может способствовать пониманию? Известно, что «понять» — значит «постичь смысл», который является «не вещью, но отношением», метафоры же выступают моделями таких смысловых отношений. Неслучайно опыт народной мудрости оформляется в виде метафорических посланий — пословиц, содержащих не только буквальный, но и символический, переносный смысл.
С помощью простых, наглядных примеров можно продемонстрировать смысл достаточно сложных научных закономерностей, хотя это, конечно, уже не наука, а скорее искусство.

 

МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
С ПОМОЩЬЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МЕТАФОР

 

В нашей экспериментальной работе были проверены различные формы использования метафор. В ряде случаев были получены результаты, которые трудно было бы получить другим способом.

Пример 1
В классе с углубленным изучением математики исследовалось отношение школьников к различным учебным предметам. К моменту обследования в классе назревал конфликт, связанный с непомерной, по мнению части учеников, учебной нагрузкой.
Ребятам было предложено следующее задание: «Представьте себе, что вы совершаете воображаемое путешествие по «миру знаний», где каждому школьному предмету соответствует своя страна. Нарисуйте страну Литературу и страну Математику».
В рисунках детей, посвященных «стране Математике», оказалось много образов, символизирующих трудности изучения этого предмета: худенький человечек, пытающийся поднять огромную штангу, исписанную формулами; Сизиф, вкатывающий камень на гору; тонущие и заблудившиеся в лесу люди.
Психологу даже не пришлось комментировать эти детские работы, поскольку они говорили сами за себя и достаточно выразительно передавали отношение детей к чрезмерным нагрузкам. С помощью метафор детям удалось «докричаться» до учителей, в результате пожелания школьников были учтены.

Пример 2
Другой вариант работы с художественными метафорами — предоставление учащимся набора готовых картинок, символизирующих различное отношение к учебным предметам и самочувствие на уроке. Из нескольких рисунков ученик выбирает тот, который соответствует его собственному самочувствию на определенном уроке (или уроках).
Пояснение к тесту выглядит так:

УРОКИ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА

У каждого школьника складывается свое отношение к разным учебным предметам: одним нравится литература и не нравится физкультура, другим, наоборот, именно физкультура очень даже нравится, а не нравится что-то еще. Часто бывает и так, что отношение к какому-нибудь уроку с помощью слов «нравится» и «не нравится» передать не удается, и тогда для описания сложного комплекса ощущений требуются иные выразительные средства (рис. 1).

Рис. 1
Рис. 1

На стр. 25 приводятся варианты оценочного отношения к урокам, выраженные с помощью картинок с комментариями. Попробуйте использовать предлагаемый видеоряд для оценки вашего собственного отношения к урокам (см. рис. 2).

1. Пустыня — каждый день одно и то же.
ccc


2. Штурм горной вершины — трудно,
но интересно.



3. Болото — неприятно бродить по болоту.
ccc


4. Туман — может быть, тут и есть что-то интересное, но пока этого не видно.


5. По волнам под парусом — быстро и легко.
Пожалуй, даже слишком легко.



6. Лесная дорога — за каждым
поворотом открывается что-то новое.



Рис. 2

Эта методика предназначена для экспресс-диагностики учебных предпочтений учащихся, ее преимуществом является быстрота проведения исследования и обработки результатов.

Пример 3
Помимо «закрытых» вариантов анкеты, опробовались и «открытые», когда учащиеся выражали свои склонности и предпочтения, ориентируясь на свои ассоциации. Обычно перед выполнением такого задания учащимся предлагалась методика «Пиктограмма», позволяющая им настроиться «на метафорический лад».
При такой форме психологического исследования необходим тщательный анализ каждый рисунка, зато полученная информация оказывается более многомерной.
Среди многочисленных детских работ — зубастых двоек и колов, нападающих на бедных учеников, деревьев, увешанных табличками «прилагательное» и «глагол», и пр. — попадаются по-настоящему выразительные рисунки, которые в дальнейшем могут выступать в качестве своеобразных эталонов при работе с другими испытуемыми.
Так, например, ученик 9-го класса 49-й школы Артем Левашко предложил для характеристики своих учебных предпочтений лаконичное и элегантное решение. Артем изобразил трех велосипедистов, один из которых съезжал с горки, другой катил по ровной дороге, третий поднимался в гору (см.
рис. 3). Около каждого из велосипедистов были написаны названия учебных предметов, усвоение которых требует, с точки зрения автора, различной меры усилий.

Рис. 3
Рис. 3

Рисунок Артема оказался удачной находкой, позднее мы не раз демонстрировали его в качестве образца при общении с другими подростками. Знакомство учащихся с работой сверстника способствовало более содержательному обсуждению и их собственных учебных предпочтений; дихотомические оценки «нравится — не нравится», преобладавшие в спонтанных высказываниях испытуемых, сменились более информативными оценками на основе трехбалльной оценочной шкалы. Рекомендуем психологам, занимающимся экспресс-диагностикой учебных предпочтений школьников, использовать в работе образ велосипедиста, найденный Артемом Левашко.

ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ

Выше уже обсуждался вопрос о неэффективности (а в ряде случаев — и недопустимости) употребления специальной психологической терминологии при работе психолога с подростками. Но если реально существуют два разных языка, почему бы не сделать перевод?
Можно пытаться осуществлять такой перевод непосредственно в ходе беседы с подростком, часто так и приходится делать. Но надеяться на то, что в ходе массового обследования в голову психолога постоянно будут приходить оригинальные и выразительные решения, было бы опрометчиво. Лучше иметь домашние заготовки. А еще лучше — постоянно пополняемый, систематизированный банк метафор.
Для примера приведем образцы таких психологизированных метафор, сконструированные автором совместно с Е.К. Бай-Балаевой.
В качестве рабочей смысловой модели нами была взята развернутая метафора «Преграда на дороге». В данной метафоре образ дороги может символизировать как жизненный путь человека в целом, так и различные виды деятельности, преграда символизирует проблему, а то, как человек преодолевает эту преграду, отображает его поведение в проблемной ситуации.
Выбор стратегий поведения и личностных особенностей осуществлялся в соответствии с любимыми всеми психологами шкалами MMPI (теми самыми «тройками» и «шестерками», о которых речь шла выше).

Примеры

ТРЕВОЖНЫЙ — столкнувшись с преградой на дороге, тщательно ее осматривает; если это яма, осторожно, не подходя к краю, заглядывает вниз. Осматривает окрестности: ищет обходные пути, подручные средства для сооружения переправы. Снова, в очередной раз, осматривает яму. Так и не прыгает.
ИСТЕРОИД — оглядывается в поисках зрителей, не обнаружив оных, прыгает кое-как, не стараясь. Оказавшись на дне ямы, не признает, что потерпел поражение, утверждает, что у него все в порядке, он просто присел на минутку, чтобы отдохнуть.
ИМПУЛЬСИВНЫЙ — любит преграды, без них ему скучно. Преодолевает преграду «с ходу», без предварительной подготовки. Перепрыгнув яму, может тут же прыгнуть обратно, просто «из любви к искусству». В конце концов забывает, куда он шел.
РИГИДНЫЙ — готов приложить усилия, чтобы соорудить мост через канаву. Перейдя на другую сторону, ломает мост — «чтобы соперники не смогли перейти».
ГИПОМАНИАКАЛЬНЫЙ — часто не замечает преград, несется напролом. Если свалился в яму, не расстраивается. Может выпрыгнуть из достаточно глубокой ямы (чтобы тут же угодить в следующую).

ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Беседа с учащимся и обсуждение результатов тестирования — очень ответственный момент в работе школьного психолога. Нужно взвешивать каждое слово, обдумывать, что, когда, в какой форме сказать, а о чем лучше не говорить. Обобщив опыт собственных психологических обследований и бесед, мы сформулировали несколько правил, которым было бы полезно следовать психологу при работе с подростками.
1. Проявляйте интерес. Психологу следует проявлять искренний интерес как к личности испытуемого, так и к результатам тестирования.
2. Держите в руках бумажку с цифрами или графиками. Результаты тестирования должны быть оформлены в наглядной, желательно графической форме. Обсуждая с испытуемым результаты тестирования, психолог показывает ему графики и таблицы. Это способствует установлению доверительных отношений с испытуемым.
Пример. «Эта кривая называется «личностным профилем». Посмотри сам, на графике отчетливо видны два пика».
3. Начинайте с «позитива». В начале беседы испытуемому сообщается исключительно позитивная информация, характеризующая его личность положительно.
Пример. «Тебе крупно повезло — природа одарила тебя энергией. Этот пик свидетельствует о том, что ты активный, веселый и общительный человек и тебе легко включиться в какое-нибудь новое дело».
4. Не злоупотребляйте специальными терминами. Старайтесь сообщать информацию на литературном языке, без упоминания наукообразных терминов, заимствованных из клинической психологии. Ваши слова не должны травмировать испытуемых.
Примеры. Выявив у испытуемого истероидные, эпилептоидные, шизоидные и т.д. черты личности, психолог сразу же мысленно переводит эти термины на «нормальный» язык. Получится примерно следующее: «Тебя можно назвать личностью артистического типа», «Чему многие могут позавидовать, так это твоей целеустремленности», «Из всего многообразия видов деятельности тебе особенно близка интеллектуальная».
5. Приводите примеры. Информация о позитивных, социально одобряемых особенностях характера и деятельности испытуемого дополняется примерами.
Примеры.
А) «Когда ты знаешь, что люди на тебя надеются, твоя энергия удесятеряется».
Б) «Ты стремишься добиться результата во что бы то ни стало».
В) «Ты склонен подолгу обдумывать проблемы и привык самостоятельно делать выводы».
6. Оставляйте кое-что «за бортом». Психолог заранее, еще при составлении плана беседы, намечает, какие из выявленных «слабых мест» (негативные черты характера, деструктивные тенденции в поведении и др.) будут обсуждаться в ходе беседы, а о каких сейчас говорить не стоит.
Пример. У испытуемого Н. плохая память, неустойчивое внимание, он вспыльчив, обидчив, импульсивен, агрессивен. Если психолог ему «зачитает весь список» недостатков, то подросток отнюдь не исправится, но уйдет обиженным, сочтя беседу с психологом еще одной нотацией. Если же сконцентрировать внимание на одном-двух проявлениях негатива, доверительные отношения с психологом сохранятся, есть вероятность, что подросток придет к психологу повторно или хотя бы постарается следовать полученным рекомендациям.
7. Постепенно переходите к «негативу». Психолог сообщает испытуемому о том, что каждая психологическая особенность личности, как медаль, имеет две стороны («наши недостатки являются продолжением наших достоинств») и что в одних ситуациях определенная психологическая особенность проявляется со знаком «плюс», а в других она же может проявляться со знаком «минус».
Пример. После рассуждения о медалях, имеющих две стороны: «Да, это очень здорово, что ты такой веселый и активный. Но сам понимаешь — за все надо платить. Ты легко берешься за новые дела, а вот старые бросаешь, не доведя до конца. Тебе кажется, что ты все успеешь сделать, ты обещаешь, что ты это сделаешь, но тебе трудно рассчитать свое время, ты начинаешь отвлекаться, опаздываешь, и у тебя из-за этого бывают неприятности...»
8. Используйте в качестве примеров метафоры. Сообщив испытуемому о «слабых сторонах» его личности, психолог приводит примеры проявления названных качеств в различных ситуациях и видах деятельности. В качестве модели проблемной ситуации удобно использовать развернутые метафоры.
Примеры.
А) «Представь, что жизнь — это дорога. Ты идешь себе спокойно по этой дороге, и вдруг прямо перед тобой какая-то канава. Эта канава символизирует возникшую перед тобой проблему, которую ты должен как-то решить, преодолеть.
Судя по тому, как ты отвечал на вопросы, в такой ситуации ты очень внимательно, тщательно осматриваешь препятствие, ты примериваешься к прыжку, может быть, совершаешь его мысленно... Затем вновь начинаешь осматривать канавку, прикидываешь ее глубину, производишь какие-то измерения ширины. Процедура повторяется несколько раз, и в итоге ты так измотан подготовкой к прыжку, что на сам прыжок сил уже не остается...»
Б) «Ты идешь по дороге, а она ровная и прямая, и тебе становится скучно. Ты готов преодолевать препятствия, но они попадаются тебе слишком редко. Тогда ты сходишь с дороги и начинаешь продираться через бурелом, ищешь ямы, овраги, высокие стены, которые ты мог бы преодолеть... В итоге ты забываешь, куда же ты, собственно, направлялся...»
9. Поддержите «благие порывы». В ходе беседы психолог обсуждает с подростком-испытуемым перспективы самосовершенствования, рассказывает о приемах самовоспитания в контексте выявленных психологических проблем.
10. Отойдите в сторону. Беседа с психологом призвана помочь подростку полнее осознать свои возможности в ситуации выбора. При этом психолог не вправе принимать решения за школьника, подросток сам должен осуществить свой выбор. Решать за ученика нельзя, но задавать ему вопросы можно и нужно. Обсуждая с психологом свои планы на будущее и отвечая на вопросы, подросток поневоле вынужден будет задуматься об основаниях своих решений.

Ольга ПАХОМОВА,
старший научный сотрудник НИИРО,
школьный психолог школы № 49,
г. Москва