ПСИХОПЕДАГОГИКА
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
|
С.Д. Поляков
СПб.: Речь, 2003
|
В наши дни автору,
приносящему рукопись в издательство, часто
приходится сталкиваться с деликатным отказом:
«Книга интересная, но ни в какую нашу серию «не
ложится», — прагматичные издатели просто
одержимы серийным пакетированием своей
продукции. Надо отдать должное издательству
«Новая школа», отступившему от этой схемы и
представившему на суд читателя книгу
С.Д.Полякова — очень своеобразную, «штучную»,
совершенно не серийную. Ее подзаголовок — «Опыт
популярной монографии» — верно отражает
избранный автором жанр. Это именно опыт, попытка
— оригинальная, смелая, новаторская (что,
впрочем, относится не только к стилю, но и к
содержанию).
Слово «монография» у многих ассоциируется с
сухими академическими выкладками, навевающими
тоску. Определение «популярная» вызывает
противоположные ассоциации — с разухабистой
борзописью а-ля Карнеги. При всей уязвимости
обоих жанров и тот и другой находят своих
читателей. Вообще читателей можно разделить на
две общие категории — ценители «серьезного»
чтения и любители чтения «общедоступного».
Автор, умело избежавший обеих крайностей,
предлагает читателю совершенно своеобразный
жанр — «доступно о серьезном».
Есть опасение, что иных
читателей-«традиционалистов» такая новация
может отпугнуть. Одним покажется слишком легким
стиль, другим — слишком серьезным содержание.
Действительно, беллетристические приложения в
жанре научной фантастики никак не вяжутся с
представлением о монографии, а скрупулезные
ссылки на десятки научных источников непривычны
потребителям поп-чтива. Хотелось бы пожелать
потенциальным читателям этой книги поскорее
оправиться от шока непривычности и погрузиться в
книгу непредвзято. Потому что, коль скоро речь
идет об «опыте», этот опыт получился очень
удачным.
Что касается содержания книги, то и здесь автор
придерживается избранного подхода — поиск
сочетания неоднородного. Тут, правда, о новации
можно вести речь весьма условно — ссылки на так
называемые психолого-педагогические науки давно
стали общим местом. Но в том-то все и дело, что
автор старается уйти от общих рассуждений и
предложить — не декларативно, а по сути —
целостный, интегративный подход к проблемам
современного образования.
Автор не просто анализирует сложившиеся (и
зачастую устаревшие) стереотипы во взглядах на
воспитание и обучение, но и аргументированно
отстаивает новые, казалось бы плохо стыкующиеся,
подходы и пути, на которых им найдены развиваемые
в книге идеи и соображения. Открытая позиция
автора словно приглашает читателя к диалогу.
Резонный вопрос, возникающий у большинства
читателей любой книги: «Как я могу ее практически
использовать?» Увы, тех, кто ищет в печатном слове
преимущественно директивы и методические
рекомендации, ждет разочарование — ничего
подобного книга не содержит. Но ведь и о
современной школе принято говорить, что она
должна ставить своей целью не столько
приобретение знаний и умений, сколько
интеллектуальный и личностный рост.
То же, пожалуй, можно сказать и о книге
«Психопедагогика».
Сергей СТЕПАНОВ
|