Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОПЕДАГОГИКА
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

С.Д. Поляков
СПб.: Речь, 2003

В наши дни автору, приносящему рукопись в издательство, часто приходится сталкиваться с деликатным отказом: «Книга интересная, но ни в какую нашу серию «не ложится», — прагматичные издатели просто одержимы серийным пакетированием своей продукции. Надо отдать должное издательству «Новая школа», отступившему от этой схемы и представившему на суд читателя книгу С.Д.Полякова — очень своеобразную, «штучную», совершенно не серийную. Ее подзаголовок — «Опыт популярной монографии» — верно отражает избранный автором жанр. Это именно опыт, попытка — оригинальная, смелая, новаторская (что, впрочем, относится не только к стилю, но и к содержанию).
Слово «монография» у многих ассоциируется с сухими академическими выкладками, навевающими тоску. Определение «популярная» вызывает противоположные ассоциации — с разухабистой борзописью а-ля Карнеги. При всей уязвимости обоих жанров и тот и другой находят своих читателей. Вообще читателей можно разделить на две общие категории — ценители «серьезного» чтения и любители чтения «общедоступного». Автор, умело избежавший обеих крайностей, предлагает читателю совершенно своеобразный жанр — «доступно о серьезном».
Есть опасение, что иных читателей-«традиционалистов» такая новация может отпугнуть. Одним покажется слишком легким стиль, другим — слишком серьезным содержание. Действительно, беллетристические приложения в жанре научной фантастики никак не вяжутся с представлением о монографии, а скрупулезные ссылки на десятки научных источников непривычны потребителям поп-чтива. Хотелось бы пожелать потенциальным читателям этой книги поскорее оправиться от шока непривычности и погрузиться в книгу непредвзято. Потому что, коль скоро речь идет об «опыте», этот опыт получился очень удачным.
Что касается содержания книги, то и здесь автор придерживается избранного подхода — поиск сочетания неоднородного. Тут, правда, о новации можно вести речь весьма условно — ссылки на так называемые психолого-педагогические науки давно стали общим местом. Но в том-то все и дело, что автор старается уйти от общих рассуждений и предложить — не декларативно, а по сути — целостный, интегративный подход к проблемам современного образования.
Автор не просто анализирует сложившиеся (и зачастую устаревшие) стереотипы во взглядах на воспитание и обучение, но и аргументированно отстаивает новые, казалось бы плохо стыкующиеся, подходы и пути, на которых им найдены развиваемые в книге идеи и соображения. Открытая позиция автора словно приглашает читателя к диалогу.
Резонный вопрос, возникающий у большинства читателей любой книги: «Как я могу ее практически использовать?» Увы, тех, кто ищет в печатном слове преимущественно директивы и методические рекомендации, ждет разочарование — ничего подобного книга не содержит. Но ведь и о современной школе принято говорить, что она должна ставить своей целью не столько приобретение знаний и умений, сколько интеллектуальный и личностный рост.
То же, пожалуй, можно сказать и о книге «Психопедагогика».

Сергей СТЕПАНОВ