СОЦИАЛИЗАЦИЯ И
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
|
Н.Ф. Голованова
СПб.: Речь, 2004
|
Знакомство с любой
книгой преследует ту или иную цель: получение
сведений практического характера, которые
впоследствии могут оказаться полезными в
собственной работе; глубокое проникновение в
теоретическую проблему; наконец, просто
расширение профессионального кругозора. Данная
книга, без сомнения, попадает в последнюю
категорию. Педагогическая по тематике и
предназначенная для педагогов, она должна быть
интересна специалистам-смежникам, в том числе и
психологам. Тем более что содержание и механизмы
социализации ребенка издавна выступали объектом
психологического исследования, хотя в данном
издании затрагиваются педагогические аспекты
процесса усвоения индивидом социального опыта.
Как пишет автор, книга посвящена изучению
социализации с позиций теории и методики
воспитания. Воспитание, с одной стороны, должно
подготовить детей к жизни в социуме, а с другой,
уделяя внимание воспитанию адаптированного
человека, мы рискуем получить инфантильное
существо, которое не способно противостоять
жизненным трудностям. Отсюда автор делает вывод
о необходимости такой системы воспитания,
«чтобы, социализируясь, личность имела в
качестве цели саму себя, свое саморазвитие, свое
жизненное самоопределение». Вполне современное
утверждение, понятное не только узким
специалистам. В связи с этим содержанием
воспитания, считает автор, должна стать система
жизненных ценностей личности.
Очевидно, что идеи, обсуждаемые в книге, имеют
непосредственное отношение к практической
психологии образования, однако ряд соображений
удерживает от того, чтобы рекомендовать ее
работающим в школе психологам.
Во-первых, вызывают возражения некоторые
заключения. Например, по мнению автора, в
настоящее время имеет место глобальная
тенденция — возрастание значимости
индивидуально-личностного начала во всех
проявлениях жизни современного человека.
Соответственно, подрастающее поколение должно
уметь принимать самостоятельные решения и брать
на себя ответственность. Но почему эта тенденция
противоречит идее гармоничного и всестороннего
развития? Может быть, творческая активность и
индивидуальность возникают не вопреки, а
благодаря тому, что ребенок получает широкую
ориентировку в окружающем?
Во-вторых, и стройная логика изложения, и наличие
авторского видения проблемы, и ее подробное и
тщательное представление не помогают отделаться
от ощущения, что книгу трудно читать. Вроде бы и
тема знакома, и понятия родные —
психологические, а продвижение от страницы к
странице происходит очень медленными темпами. Не
исключено, что это объясняется авторским
стремлением под одной обложкой поместить много
фактического материала, — такая излишняя
информационная насыщенность издания, говоря
словами автора, мешает образованию творческого,
личностно-ориентированного отношения к ее
содержанию.
В связи с этим возникает вопрос об адресате книги
с точки зрения уровня подготовки, необходимого
для ее прочтения. Если вы все-таки решитесь, то,
хочется надеяться, не пожалеете.
Марина СТЕПАНОВА
|