Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

Н.Ф. Голованова
СПб.: Речь, 2004

Знакомство с любой книгой преследует ту или иную цель: получение сведений практического характера, которые впоследствии могут оказаться полезными в собственной работе; глубокое проникновение в теоретическую проблему; наконец, просто расширение профессионального кругозора. Данная книга, без сомнения, попадает в последнюю категорию. Педагогическая по тематике и предназначенная для педагогов, она должна быть интересна специалистам-смежникам, в том числе и психологам. Тем более что содержание и механизмы социализации ребенка издавна выступали объектом психологического исследования, хотя в данном издании затрагиваются педагогические аспекты процесса усвоения индивидом социального опыта.
Как пишет автор, книга посвящена изучению социализации с позиций теории и методики воспитания. Воспитание, с одной стороны, должно подготовить детей к жизни в социуме, а с другой, уделяя внимание воспитанию адаптированного человека, мы рискуем получить инфантильное существо, которое не способно противостоять жизненным трудностям. Отсюда автор делает вывод о необходимости такой системы воспитания, «чтобы, социализируясь, личность имела в качестве цели саму себя, свое саморазвитие, свое жизненное самоопределение». Вполне современное утверждение, понятное не только узким специалистам. В связи с этим содержанием воспитания, считает автор, должна стать система жизненных ценностей личности.
Очевидно, что идеи, обсуждаемые в книге, имеют непосредственное отношение к практической психологии образования, однако ряд соображений удерживает от того, чтобы рекомендовать ее работающим в школе психологам.
Во-первых, вызывают возражения некоторые заключения. Например, по мнению автора, в настоящее время имеет место глобальная тенденция — возрастание значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека. Соответственно, подрастающее поколение должно уметь принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Но почему эта тенденция противоречит идее гармоничного и всестороннего развития? Может быть, творческая активность и индивидуальность возникают не вопреки, а благодаря тому, что ребенок получает широкую ориентировку в окружающем?
Во-вторых, и стройная логика изложения, и наличие авторского видения проблемы, и ее подробное и тщательное представление не помогают отделаться от ощущения, что книгу трудно читать. Вроде бы и тема знакома, и понятия родные — психологические, а продвижение от страницы к странице происходит очень медленными темпами. Не исключено, что это объясняется авторским стремлением под одной обложкой поместить много фактического материала, — такая излишняя информационная насыщенность издания, говоря словами автора, мешает образованию творческого, личностно-ориентированного отношения к ее содержанию.
В связи с этим возникает вопрос об адресате книги с точки зрения уровня подготовки, необходимого для ее прочтения. Если вы все-таки решитесь, то, хочется надеяться, не пожалеете.

Марина СТЕПАНОВА