Однажды умное дитя,
забавляясь зеркалом
на руках у матери, произнесло:
«Мама, ты мне все показываешь
мое личико.
Отчего ты не покажешь мне
моей изнанки?»
Из статьи проф. И.А. Сикорского
Школьная
действительность имеет две стороны: наружную,
«лицевую» — ту, что предстает на уроках, и
затененную, «изнаночную» — жизнь на переменах.
Как правило, взрослые сосредоточены на уроках.
Здесь оцениваются и успешность педагогического
труда, и достижения ребенка. Но в жизни детей
перемена играет не меньшую, а подчас большую
роль, чем урок. Перемена — истинный театр драмы,
конфликта, переживаний. Этот бродит в
одиночестве — никому не нужен. Эта по уши
влюблена. Между звонками чувства — гораздо
острее, чем на контрольной по алгебре. У того все
время отбирают завтрак, и гастрит в животе трубит
победный марш. В полутемном простенке перед
химией кому-то первый раз дали в нос. И он ответил:
первый раз — по чужому лицу.
Взрослым все это плохо видно. Они если и взглянут
— то случайно и поверхностно. Будто сверху на
травяной лужок. Что там, на лужке? Все зелено,
цветочки, равномерный стрекот цикад... А кто там
кого ест и за кем ухаживает, станет ясно, если
решиться не просто вглядеться — нырнуть с
головой. Как Карик и Валя — в Страну Дремучих
трав... Не очень приятно. Потому что выясняется,
что у бабочки, издали похожей на цветок,
чудовищная голова (может, «морда»?), тельце
членистое, с противными такими лапками. Как у
мухи. И кузнечики не «на скрипочках играют» —
дерутся не на жизнь, а на смерть. И «трудолюбивые»
муравьи готовы съесть каждого, кто попадется им
на дороге.
А ты тут — со своим педагогическим идеализмом, с
верой в развитие...
Но не дай Бог тебе потерять эту веру и этот свой
идеализм во время нырков и путешествий в
Дремучей траве Перемены. Только она и позволяет
выжить — и тебе самому, и этим бабочкам вкупе с
кузнечиками и муравьями. По крайней мере, в
школе...
Марина АРОМШТАМ
|