ЧУДЕСНЫЕ ЗАПАХИ
Сказочные путешествия в страну «Что я могу»
Предлагаем вашему вниманию
вариант одного из семи занятий для дошкольников,
посвященных формированию у детей представлений
о функциях различных органов чувств, помогающих
человеку в познании мира и себя. Занятия
построены в форме сказочных путешествий.
Используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает
проникнуть в мир ощущений и углубить опыт
самопознания.
Во второй части занятия детям предлагаются
этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я
могу». Дети учатся с помощью животных-помощников
познавать мир и себя, тренируя зрительное,
слуховое, обонятельное, вкусовое и осязательное
восприятие в играх на самопознание.
Предлагается также серия игровых упражнений,
которые могут быть использованы как дополнение к
занятиям и в других видах учебной и
самостоятельной деятельности
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕЩЕРУ
«ЧУДЕСНЫЕ ЗАПАХИ» К СОБАКЕ «ОСТРЫЙ НЮХ»
Примечание. Перед каждым новым
занятием дети вспоминают то, чем занимались в
прошлый раз и какие выводы для себя сделали,
какой опыт приобрели, чему научились, как им
помогло в жизни то, чему они научились на прошлом
занятии.
Схема обсуждения используется в обеих частях
занятия.
1. РИТУАЛ ВХОДА В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ
Ведущий. Ребята, войти в сказочную
страну «Что я могу» нам поможет волшебный цветок
(ритуал вхождения разработан Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой).
В одном углу располагается задрапированный
темной тканью стул. На него ставят волшебный
цветок (светильник, декорированный под цветок).
Детям предлагается подойти к волшебному цветку.
В моем Королевстве сказок есть цветок. Его
подарила одна добрая Фея. Цветок помогает добрым,
умным и смелым путешественникам попасть в любую
сказку. А нам он поможет оказаться в сказочной
стране «Что я могу», познакомиться и подружиться
с ее необычными жителями. Когда к нему подходит
добрый человек, цветок начинает светиться и
передает часть своей волшебной силы тому, кто
протянет к нему руки.
Сейчас мы можем тихонько подойти к волшебному
цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать
друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза
и с чистым сердцем попросить цветок пропустить
нас в сказочную страну.
Когда дети закроют глаза и протянут руки над
цветком, ведущий продолжает:
Глубоко вдохните и полностью выдохните.
Волшебный цветок дает нам волшебную силу,
которой мы должны пользоваться очень осторожно.
Ведь она может пригодиться нам для решения самых
разных сказочных задач. Еще раз глубоко вдохните
и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу
волшебного цветка, может открыть глаза, сделать
глубокий вдох и выдох, расправить плечи.
Не мешая всем остальным, ребенок отходит в
сторону и садится в круг на ковер. (Важно, чтобы по
окончании занятия дети «вышли» из сказки тем же
способом, что и «вошли». Если они «вошли» через
«волшебный цветок», то они через него и
«выходят»: в сказку есть только одна «дверь». Это
сказочный закон, который особым образом
нормирует поведение ребенка.)
Ведущий и ребята садятся на ковер в круг;
недалеко ставится песочница с прилагаемыми к ней
атрибутами. Дети воссоздают в песочнице место
жительства домовенка, Синегорье, острова
«Загадочные звуки».
Ведущий. Лопушонок со своим другом
Ветром, проплывая в облаках, держат путь в гости к
следующему помощнику, с которым домовенку не
терпится встретиться.
— Ветерок, а что это там внизу виднеется?
— Это пещера с названием «Чудесные запахи», и в
ней живет еще один твой помощник.
Ветер поднес домовенка поближе к пещере и
опустил у самого входа.
— Как странно, — заметил домовенок, — в этой
пещере два входа. А холодный воздух, попадая в
нее, выходит оттуда теплым, и кажется, что пещера
дышит.
— Ничего удивительного, ведь пещера живая, —
ответил Ветер.
Только успел он это сказать, как из входа в пещеру
с радостным лаем выскочила собака и приветливо
завиляла хвостом. (Дети в песочнице создают
рельеф пещеры, у входа сажают фигурку собаки.
Обращают внимание на ее нос.)
— Эту приветливую собаку зовут Острый нюх. Она
отлично разбирается в запахах и может отличить
один запах от другого даже с закрытыми глазами.
— Ну и ну! Как интересно! — воскликнул домовенок.
— Расскажи мне, пожалуйста, историю про собаку
Острый нюх и о пещере Чудесные запахи.
И Ветер начал свой рассказ, покачивая травы и
цветы, окутывая пещеру чудесным ароматом.
(Разыгрывание сказки на песке.)
— В стране «Что я могу» есть интересная пещера,
у которой два входа (они же выходы). По ходам и
переходам пещеры любят гулять, а иногда и
отдыхать Южный и Северный ветры, которые
приносят с собой диковинные запахи со всего
света. Южный ветер, пролетая над жаркими странами
со знойными пустынями и благоухающими долинами,
собирал запахи цветущих каштанов и кустов
жасмина, плодов персика и груши, запах сахарных
арбузов и ароматных дынь.
Тем временем Северный ветер с шумом и свистом
летал по бескрайним полям и лесам, занесенным
снегом. Сдувал с елок-сосенок хвойный аромат, а с
глади седого океана — запах рыбы, креветок и
морской капусты.
После долгих странствий ветры встречались в
знакомой пещере, чтобы передохнуть. А их
воздушные струи разносили чудесные запахи по
узким тоннелям пещеры. Так продолжалось
длительное время, но вскоре с пещерой стало
происходить что-то непонятное. То откуда ни
возьмись водопад прольется, то вязкое болото
образуется. Да так затопит вход в пещеру, что не
попасть в нее братцам ветрам.
Так бы, наверное, и продолжалось, если бы к пещере
однажды не пришла погреться и передохнуть в ее
темных, но теплых тоннелях маленькая собака.
Подойдя поближе к входу, собака потянула носом
воздух и громко чихнула: «Апчхи! Ну и запах же в
этой пещере! Даже зайти вовнутрь неприятно».
— Ничего подобного, — обиделись Ветры. — Мы
каждый раз гостим в этой пещере и нисколько не
жалуемся на запах. Тем более что мы сами его
старательно собираем по всему свету.
— Да вы, наверное, просто собираете запахи, а
нюхать вы их не умеете, — гавкнула собака, и ее
голос отозвался в пещере эхом.
— Кто это вздумал нас учить? — возмутились Ветры
и вылетели наружу.
С их появлением собака стала чихать еще громче и
сильнее. Братцы Ветры были в растерянности.
— Каждый из вас, — обратилась собака к Ветрам, —
пахнет по-особенному. Но не всегда разные запахи
могут соседствовать друг с другом. Да еще в такой
узкой пещере, где совсем мало места для движения.
Поэтому, перемешиваясь, они начинают пахнуть
просто отвратительно, и пещера, чтобы не впускать
другие запахи вовнутрь, начинает заболачиваться
и закрывать вход.
— А что же делать? — Ветры с любопытством
уставились на собаку.
Детям можно предложить подумать о том, каким
образом собака будет помогать Ветрам. Уточнить,
что предприняли бы сами дети.
— А сделаем мы вот что. Я останусь жить в пещере.
И когда вы будете возвращаться из дальних
странствий, принося с собой запахи, я стану вас
внимательно обнюхивать. Потом решу: можно ли вам
отдыхать в пещере вместе или из-за
несоответствия запахов лучше отдыхать по
очереди. Если запахи разные и не подходят друг к
другу, я стану громко чихать. Если подходят —
буду весело лаять, приглашая вас посетить пещеру
вместе.
На том и порешили. И по сей день собака верно
несет службу в пещере Чудесные запахи и ни разу
не ошиблась и ничего не перепутала. С тех самых
пор братцы ветры прозвали умную собаку точным
именем Острый Нюх.
Беседа с детьми
1. Кто из вас догадался, что же это за чудная
пещера из страны «Что я могу»? Для чего она нужна?
2. Какой своей способностью воспользовалась
собака, чтобы помочь пещере?
3. Как вам может пригодиться умение собаки Острый
нюх?
4. Ребята, какой новый помощник появился в нашей
стране «Что я могу»? (нос — дети отмечают его в
индивидуальных картах Сказочной страны,
нарисованной в виде контура человеческого тела).
Вот видите, мы не только можем видеть, слышать, но
и умеем различать разные запахи.
2. ЭТЮД-ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ПЕРСОНАЖА СКАЗОЧНОЙ
СТРАНЫ — СОБАКУ ОСТРЫЙ НЮХ
Ведущий. Хотите научиться так же
легко и быстро определять и различать любые
запахи, как это делает собака Острый нюх? Тогда
вам необходимо превратиться в умных и
внимательных собак. А сделаем мы это самым
волшебным способом.
Этюд «Собака принюхивается»
Охотничья собака, увидев дичь, моментально
застывает в напряженной позе. Морда у нее
вытягивается вперед, уши навостряются, глаза
неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно
втягивает приятный, дразнящий запах.
Теперь, когда вы превратились в настоящих собак,
мы с вами поучимся принюхиваться, попробуем
вспомнить ваши любимые запахи и даже сможем
представить, как пахнут предметы и явления,
которые, казалось бы, не имеют запаха. А еще
придумаем, как могут выглядеть запахи: какие они
по цвету, форме, размеру, как они звучат, кому
принадлежат.
Упражнение № 1. «Угадай, что это?»
Используя разные фрукты, овощи, предложите
детям поиграть в игру. Каждому из детей по
очереди завязывают глаза. Детям предоставляется
возможность определить по запаху и на ощупь, что
это за фрукт или овощ.
Упражнение № 2. «Сам себе парфюмер»
Перед детьми раскладываются травы, пряности,
лепестки цветов, фрукты, кондитерские изделия в
емкости и предлагается с закрытыми глазами
определить, что так может пахнуть.
Упражнение № 3. «Заколдованные картинки»
Детям предлагается рассмотреть картинки,
которые должны ожить в их воображении, чтобы они
могли услышать звук и почувствовать запах каждой
из них. Запах и звук могут возникать не
одновременно. У одних картинок будет возникать
запах, у других — звук.
Упражнение № 4. «Форма запаха»
Возьмите флаконы с запахами. Предложите детям
понюхать, почувствовать запах. Зарисовать его в
виде графического символа.
Упражнение № 5. «Придумай запах»
Ведущий. Нас окружает множество
запахов: цветов, зеленой травы, осенних листьев.
Придумайте запах, который никто кроме вас не
знает. Расскажите о нем или нарисуйте.
Задание выполняется каждым ребенком
индивидуально.
Упражнение № 6. Рисование
Ведущий. Нарисуйте или вылепите
собаку Острый нюх и все то, что можете определить
по запаху вы и она.
3. РИТУАЛ ВЫХОДА
Марина КОРЕПАНОВА,
доктор педагогических наук,
Елена ХАРЛАМПОВА,
сказкотерапевт, педагог-психолог ДОУ № 198,
г. Волгоград
|