ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ
Заключительный период учебного года
Цикл из трех статей о проблемах,
возникающих
в начале, середине и конце учебного года.
Статья третья (см. № 31, 33,
2004)
Впереди лето. Позади
нелегкий, но яркий и интересный учебный год.
Немного грустно, что расстаешься с любимыми
друзьями, но в то же время мысли уже где-то
далеко...
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В предыдущих статьях мы говорили об
адаптационном и основном периодах учебного года.
Заключительный период имеет свою специфику, а
самое главное — не менее важное, а в отдельных
моментах даже большее значение.
В некоторых источниках заключительный период не
случайно называют итоговым, так как это период
анализа, структурирования полученного опыта, а
также подведения итогов. Этот период не так велик
по времени, как основной, но противоречив по
своим эмоциям: ностальгия в связи с расставанием
наряду с ожиданием чего-то нового, некоторая
усталость в конце учебного года наряду с
эмоциональным подъемом в преддверии больших
каникул. Но о кризисе заключительного периода
немного позднее, а сейчас дадим его общую
характеристику.
Заключительный
период особенно важен с точки зрения
структурирования и присваивания ребятами
полученного в течение учебного года опыта.
Возникает вопрос: каким образом организовать
этот процесс так, чтобы он был эффективен и
интересен для учащихся. В первую очередь,
целесообразно использовать методы групповой
рефлексии, организовать качественную обратную
связь. Мнение сверстников наиболее значимо и
актуально для подростков, а подростки (или
переходный к подростковому возраст) — это
основная часть учащихся школы, поэтому тот
анализ, который построен на обратной связи,
наиболее эффективен. «Посмотреться в других как
в зеркало» никогда не бывает лишним, и главное —
это является мощным мотивационным фактором для
самоанализа, развития, личностного роста.
«Лето — это маленькая жизнь...» — известный бард
Олег Митяев прав. Особенно в том возрасте, когда
один месяц как целый год: столько нового, еще
неизвестного, постоянно что-то меняется...
Поэтому в заключительный период учебного года
важно помочь ребятам не просто осознать
полученный опыт, но и научиться использовать его
в «большой жизни».
Статья опубликована при поддержке реабилитационного центра в Казани "Грань". Лечение от алкогольной зависимости и наркомании, лечение игромании. Анонимное лечение по методу "12 шагов", амбулаторная программа. Узнать подробнее о центре и специалистах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gran74.ru
Следовательно, необходима пролонгация
полученного опыта. Ну и наконец, чтобы школьная
жизнь не состояла из разрозненных частей под
названием «учебный год», а представляла собой
целостный процесс, важно, чтобы заключительный
период включал в себя построение стратегических
планов на следующий учебный год.
УВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ
Кризис заключительного периода может
развиваться в двух направлениях. Первое
направление связано с ностальгическими эмоциями
расставания и окончания учебного года. В таком
случае ребята думают только о том, что «все
закончилось», «так классно, как было, уже не
будет». Из этого следует, что они не видят
реальных перспектив дальнейшего взаимодействия,
а потому и не видят особого смысла в рефлексии
полученного опыта. Соответственно, если
представить себе групповую динамику в виде
синусоиды, то негативный выход из подобного
кризиса приводит к тому, что ребята заканчивают
учебный год на нижнем пике эмоционального
состояния, что в значительной степени снижает их
мотивацию на дальнейшее взаимодействие.
Другим направлением кризиса может стать так
называемый «попустительский» кризис. Основная
его опасность заключается в том, что ребята не
готовы к постановке и решению каких-либо задач
перед собой как коллективом. А даже если эти
задачи и ставятся, то есть большой соблазн
«схалтурить» в их решении: «все равно уже скоро
лето...», «все равно уже все закончилось...». Это
приводит к тому же результату, что и то
направление кризиса, которое мы описывали выше.
Следовательно, и в одном и в другом случае
необходимо помочь ребятам увидеть перспективы
тех дней, которые у них впереди, именно впереди, а
не позади. Ведь своим равнодушным отношением ко
всему происходящему можно перечеркнуть все то
хорошее, что было раньше, обесценить все
совместные достижения.
Заключительный период — это не окончание, а
начало нового учебного года, ведь именно в этот
период закладывается основа того, каким станет
следующий год... А если это последний год
совместного обучения в школе, то от этого периода
зависит, какой будет встреча бывших
одноклассников.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В конце цикла статей о динамике развития
школьного коллектива в течение учебного года
важно отметить, что, дойдя до высшей точки своего
развития, коллектив не может оставаться на ней
бесконечно. Чтобы развитие коллектива
продолжалось, важно ставить перед ним новые и
новые задачи. Развитие школьного коллектива
представляет собой циклический процесс, внутри
которого прослеживается та самая синусоида,
которую мы постарались описать в трех статьях.
Описывая все этапы, которые проходит коллектив в
течение учебного года, мы делали акцент на
детском коллективе, но это не значит, что этой
логике подчиняются только учащиеся.
Дополнительная сложность связана с тем, что
абсолютно той же логике подчиняется развитие
всего школьного коллектива, а следовательно,
психолог, работающий с детьми, испытывает те же
эмоции.
Например, если дети в конце учебного года делают
что-то спустя рукава, не испытываем ли и мы то же
самое? «Ну не хотят делать, и ладно, что их мучить
в конце года...» В соответствии с этим самой
лучшей рекомендацией в завершение этой темы
будет предложение прислушиваться к себе, к своим
эмоциям, опираться на них в анализе детского
поведения.
Как писал А. Сент-Экзюпери: «Каждый взрослый
когда-то был ребенком, но не каждый об этом
помнит...»
Ирина ТЕЛЕГИНА,
ст. преподаватель
кафедры педагогики высшей школы МПГУ
|