Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2004


НАШИ ДЕТИ

ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ

Заключительный период учебного года

Цикл из трех статей о проблемах, возникающих
в начале, середине и конце учебного года.
Статья третья (см. № 31, 33, 2004)

Впереди лето. Позади нелегкий, но яркий и интересный учебный год. Немного грустно, что расстаешься с любимыми друзьями, но в то же время мысли уже где-то далеко...

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В предыдущих статьях мы говорили об адаптационном и основном периодах учебного года. Заключительный период имеет свою специфику, а самое главное — не менее важное, а в отдельных моментах даже большее значение.
В некоторых источниках заключительный период не случайно называют итоговым, так как это период анализа, структурирования полученного опыта, а также подведения итогов. Этот период не так велик по времени, как основной, но противоречив по своим эмоциям: ностальгия в связи с расставанием наряду с ожиданием чего-то нового, некоторая усталость в конце учебного года наряду с эмоциональным подъемом в преддверии больших каникул. Но о кризисе заключительного периода немного позднее, а сейчас дадим его общую характеристику.
Заключительный период особенно важен с точки зрения структурирования и присваивания ребятами полученного в течение учебного года опыта. Возникает вопрос: каким образом организовать этот процесс так, чтобы он был эффективен и интересен для учащихся. В первую очередь, целесообразно использовать методы групповой рефлексии, организовать качественную обратную связь. Мнение сверстников наиболее значимо и актуально для подростков, а подростки (или переходный к подростковому возраст) — это основная часть учащихся школы, поэтому тот анализ, который построен на обратной связи, наиболее эффективен. «Посмотреться в других как в зеркало» никогда не бывает лишним, и главное — это является мощным мотивационным фактором для самоанализа, развития, личностного роста.
«Лето — это маленькая жизнь...» — известный бард Олег Митяев прав. Особенно в том возрасте, когда один месяц как целый год: столько нового, еще неизвестного, постоянно что-то меняется... Поэтому в заключительный период учебного года важно помочь ребятам не просто осознать полученный опыт, но и научиться использовать его в «большой жизни».

Статья опубликована при поддержке реабилитационного центра в Казани "Грань". Лечение от алкогольной зависимости и наркомании, лечение игромании. Анонимное лечение по методу "12 шагов", амбулаторная программа. Узнать подробнее о центре и специалистах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gran74.ru

Следовательно, необходима пролонгация полученного опыта. Ну и наконец, чтобы школьная жизнь не состояла из разрозненных частей под названием «учебный год», а представляла собой целостный процесс, важно, чтобы заключительный период включал в себя построение стратегических планов на следующий учебный год.

УВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ
Кризис заключительного периода может развиваться в двух направлениях. Первое направление связано с ностальгическими эмоциями расставания и окончания учебного года. В таком случае ребята думают только о том, что «все закончилось», «так классно, как было, уже не будет». Из этого следует, что они не видят реальных перспектив дальнейшего взаимодействия, а потому и не видят особого смысла в рефлексии полученного опыта. Соответственно, если представить себе групповую динамику в виде синусоиды, то негативный выход из подобного кризиса приводит к тому, что ребята заканчивают учебный год на нижнем пике эмоционального состояния, что в значительной степени снижает их мотивацию на дальнейшее взаимодействие.
Другим направлением кризиса может стать так называемый «попустительский» кризис. Основная его опасность заключается в том, что ребята не готовы к постановке и решению каких-либо задач перед собой как коллективом. А даже если эти задачи и ставятся, то есть большой соблазн «схалтурить» в их решении: «все равно уже скоро лето...», «все равно уже все закончилось...». Это приводит к тому же результату, что и то направление кризиса, которое мы описывали выше.
Следовательно, и в одном и в другом случае необходимо помочь ребятам увидеть перспективы тех дней, которые у них впереди, именно впереди, а не позади. Ведь своим равнодушным отношением ко всему происходящему можно перечеркнуть все то хорошее, что было раньше, обесценить все совместные достижения.
Заключительный период — это не окончание, а начало нового учебного года, ведь именно в этот период закладывается основа того, каким станет следующий год... А если это последний год совместного обучения в школе, то от этого периода зависит, какой будет встреча бывших одноклассников.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В конце цикла статей о динамике развития школьного коллектива в течение учебного года важно отметить, что, дойдя до высшей точки своего развития, коллектив не может оставаться на ней бесконечно. Чтобы развитие коллектива продолжалось, важно ставить перед ним новые и новые задачи. Развитие школьного коллектива представляет собой циклический процесс, внутри которого прослеживается та самая синусоида, которую мы постарались описать в трех статьях.
Описывая все этапы, которые проходит коллектив в течение учебного года, мы делали акцент на детском коллективе, но это не значит, что этой логике подчиняются только учащиеся. Дополнительная сложность связана с тем, что абсолютно той же логике подчиняется развитие всего школьного коллектива, а следовательно, психолог, работающий с детьми, испытывает те же эмоции.
Например, если дети в конце учебного года делают что-то спустя рукава, не испытываем ли и мы то же самое? «Ну не хотят делать, и ладно, что их мучить в конце года...» В соответствии с этим самой лучшей рекомендацией в завершение этой темы будет предложение прислушиваться к себе, к своим эмоциям, опираться на них в анализе детского поведения.
Как писал А. Сент-Экзюпери: «Каждый взрослый когда-то был ребенком, но не каждый об этом помнит...»

Ирина ТЕЛЕГИНА,
ст. преподаватель
кафедры педагогики высшей школы МПГУ