НАРУШЕНИЯ
ЧТЕНИЯ
И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
|
А.Н. Корнев
СПб.: Речь, 2003
|
В какой бы школе ни
работал психолог — в массовой или специальной
для детей с теми или иными отклонениями в
развитии, он обязательно сталкивается с
явлениями школьной неуспеваемости. В частности,
в его практике встречаются дети с нарушениями
письменной речи. И педагоги, и психологи в этом
случае, как правило, не оставляют детей без
внимания и стараются им помочь, но делают это не
всегда адекватно, что не приводит к
положительным сдвигам. Такие дети, по мнению
автора, нуждаются в специализированной помощи,
причем не только педагогической, но и
медицинской. В связи с этим перед практическим
психологом встает профессиональная задача
выявления детей со специфическими нарушениями
чтения (дислексией) и специфическими нарушениями
письма (дисграфией).
Данное издание поможет психологу успешно
справиться с поставленной задачей. Правда, не
совсем понятно, почему оно вышло в серии «Детская
психология», так как предназначено оно, как это
следует из аннотации, прежде всего педагогам,
детским психиатрам и невропатологам. Что
касается психологов, то их задача, с одной
стороны, весьма скромная, а с другой — очень
важная: не пройти мимо данного нарушения и
постараться убедить родителей ребенка в
необходимости его всестороннего обследования с
последующей медицинской и педагогической
коррекцией.
В этой связи хочется обратить внимание
психологов на приводимые автором методики
исследования письменной речи детей, в том числе
методику раннего выявления дислексии. Последнюю
целесообразно использовать при определении
психологической готовности ребенка к обучению в
школе.
Практическая направленность издания отнюдь не
означает легкого и быстрого чтения. Эта книга,
которая выходит уже третьим изданием, является
обобщением более чем 20-летнего изучения проблемы
и рассчитана на подготовленного читателя,
знакомого с явлениями дислексии и дисграфии. Ее
главная особенность — комплексный медицинский и
психолого-педагогический подход к анализу
нарушений письменной речи, что, по-видимому,
отражает и уровень знаний об этих явлениях, и их
сложность.
Автор обращает внимание на то, что в основе
дислексий и дисграфий лежат как органические,
так и функциональные нарушения нервной системы,
а также неадекватные условия обучения и
воспитания (так называемые дидактогенные
факторы). Потому и методы диагностики и
исправления данных недостатков должны быть
комплексными и включать в себя, наряду с
собственно педагогическими, и медикаментозные
средства. По прочтении книги становится
понятным, что необходимость участия психолога в
коррекционной работе несомненна, но речь может
идти именно об участии, так как
психолого-педагогические методы воздействия
явно недостаточны.
Это — одна из тех книг, которые не требуются
психологу в его ежедневной практической работе
(исключение составляют психологи, занятые
изучением аномального детства), но их полезно
иметь на своей книжной полке, с тем чтобы в нужный
момент получить недостающую информацию.
Марина СТЕПАНОВА
Статья опубликована при поддержке компании "La Redoute". Интернет-магазин компании предлагает женскую, мужскую и детскую одежду эксклюзивных брендов по выгодной цене. В наличии имеются большие размеры. Новая коллекция осень-зима 2014 включает в себя большой выбор юбок - длинная зелёная юбка, юбка с волнами, из вышитого тюля, с рисунком и другие. Посмотреть полный каталог одежды, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.laredoute.ru/.
|