ПСИХОЛОГИЯ
ПОПУЛЯРНЫХ ПРОФЕССИЙ
|
Под ред. Л.А. Головей
СПб.: Речь, 2003
|
Подобные книги мне еще
не попадались, и название ее сразу привлекло
внимание. Думается, многих читателей «Школьного
психолога», в особенности тех, кто так или иначе
занимается проблемой профессионализации
школьников, она заинтересует.
Группа авторов из Санкт-Петербурга, состоящая,
по-видимому, в большинстве своем из психологов и
специалистов в профессиональной ориентации,
описывает около ста профессий, относимых к
популярным. Подозреваю, впрочем, что выбор
популярных профессий был достаточно случайным.
Пример для иллюстрации. На букву «А» включены
такие профессии, как агроном, администратор,
актер, акушерка, аналитик, анатом, аранжировщик,
арматурщик, архитектор, ассистент стоматолога
(других ассистентов, кстати, нет, но почему не
ассистент режиссера или ассистент на кафедре?),
аудитор, аэролог.
Но придираться к субъективности выбора —
занятие бесперспективное: кто докажет, что
профессия дирижера более популярна, чем
профессия маркшейдера? Главное, что по целому
ряду профессий читатель получит информацию,
четко структурированную по следующей схеме: 1)
условия труда и содержание профессиональной
деятельности; 2) доминирующие и сопутствующие
интересы, профессиональная направленность; 3)
необходимые и желательные качества, ограничения
по состоянию здоровья; 4) родственные профессии;
спрос на рынке труда, возможные места
трудоустройства, карьерный рост; 6) уровень и
адресная справка получения образования.
Все описываемые в книге профессии в соответствии
с известной классификацией Е.А. Климова
распределены по пяти разделам:
«Человек—природа», «Человек—техника»,
«Человек—человек», «Человек—знаковая система»,
«Человек—художественный образ». Это
действительно удобно для поиска нужной
профессии, благо в конце книги имеется еще и
алфавитный указатель. Таким образом, оптант
может пользоваться книгой самостоятельно, не
прибегая к помощи профессионального психолога.
Кроме того, в приложении помещены «Опросник
профессиональной готовности для
старшеклассников» и «Описание типов по
Голланду».
Вместе с тем книга вызывает ряд недоуменных
вопросов.
Во-первых, неужели она написана только для
питерских читателей? Почти все ссылки на
учреждения, где можно получить необходимое для
той или иной профессии образование, указывают в
основном на питерские адреса. Рассказывается о
спросе на рынке труда, но также лишь в пределах
Санкт-Петербурга. Изредка называются и другие
места (например, Москва), но всегда после Питера.
Или в нынешней политической ситуации приоритеты
меняются?..
Во-вторых, из всех психологических профессий
описан только почему-то психолог-консультант, а,
скажем, педагог-психолог нигде даже не
упоминается. Обидно, однако... Разве это не одна из
самых популярных на сегодняшний день профессий?
В-третьих, обращает на себя внимание некоторая
поверхностность описания профессий. Хотя,
по-видимому, из-за краткости изложения и малого
объема текста, выделяемого на каждую профессию,
этого было просто не избежать.
При всем при этом книга представляется весьма
занимательной и, безусловно, полезной прежде
всего для старшеклассников, определяющихся в
мире профессий. А школьному психологу она может
помочь при проведении профориентационной
работы.
Игорь ВАЧКОВ
Статья опубликована при поддержке компании "Бэбиспорт". Каталог продукции включает в себя детские площадки и спорткомплексы для дачи, пластиковые домики, горки, качели, детские письменные столы, детскую мебель, транспорт и многое другое. Посмотреть полный каталог, контакты, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://lazalka.ru/.
|