ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧЕНИКОМ
|
Галина Монина,
Елена Панасюк
СПб.: Речь, 2003
|
Cреди множества
практических пособий, посвященных преодолению
школьной неуспеваемости, это издание выделяется
продуманностью методических подходов и четко
определенным читательским адресом. Справедливо
полагая, что при постоянном количественном росте
неуспевающих и плохо успевающих учеников
школьный психолог не может обойтись без тесного
сотрудничества с педагогами и родителями, авторы
стремятся вооружить приемами коррекционной и
развивающей работы самих учителей.
Поэтому основу книги составляет тренинг
эффективного взаимодействия с неуспевающим
учеником, который квалифицированный психолог
может проводить как с педагогами, так и с
родителями. Ведь именно они, по мнению авторов,
часто становятся виновниками того, что у ребенка
пропадает желание учиться.
В соответствии с законами возрастного развития,
каждый малыш имеет врожденное стремление к
получению новых знаний, и часто взрослым нужно
приложить немалые усилия, чтобы это желание
отбить. Это происходит также из-за чересчур
усложненной и несоответствующей возможностям
ребенка программы обучения.
Справиться с неуспешностью в обучении, обвиняя
ученика в лени и призывая родителей больше
контролировать его занятия, невозможно. Авторы,
опираясь на свой многолетний опыт, предлагают
оптимальную, с их точки зрения, схему работы,
начинающуюся с детального анализа причин,
которые лежат в основе учебных и поведенческих
проблем, а затем — коррекционную работу по их
устранению.
По мнению Г. Мониной и Е. Панасюк, здесь нельзя
ограничиться традиционной психологической
диагностикой сформированности основных
познавательных процессов. Необходимо
всесторонне изучить особенности формирования,
воспитания ребенка, начиная с самого раннего
возраста и включая процесс его обучения.
При работе с более старшими детьми авторы
предлагают обращать внимание не только на
неуспеваемость, но и на сопутствующую ей
деформацию личностных особенностей, которая
приводит и к исчезновению учебной мотивации, и к
активизации негативной компенсаторной
направленности личности (в том числе — к
деструктивному поведению).
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Шина Сервис". Шины и диски от ведущих производителей для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей, мотошины, шины для спецтехники. Оптовая и розничная продажа (спецусловия для оптовиков). Посмотреть каталог продукции, цены, адреса шинных сервисов и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.shinaservis.ru/.
Книга состоит из нескольких глав. Две первые,
посвященные анализу причин неуспеваемости
ребенка в школе и их диагностике, представляют
собой краткий обзор литературы по этим
проблемам. Как считают сами авторы, ссылки на
использованные источники помогут читателям при
подборе необходимой литературы. Интересна глава,
в которой собраны наиболее часто задаваемые
психологу вопросы и ответы на них.
Основная часть книги посвящена подробному
описанию тренинга «Проблемы школьной
неуспеваемости». Поскольку каждое из четырех
входящих в него занятий представляет собой
самостоятельный блок, его можно использовать на
встречах с педагогами и родителями. Авторы даже
предлагают применять отдельные упражнения на
педсоветах и родительских собраниях.
Практическую ценность книге придает и глава, в
которой по просьбе педагогов собраны
развивающие игры и игры, помогающие детям
отдохнуть и расслабиться.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|