Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧЕНИКОМ

Галина Монина,
Елена Панасюк
СПб.: Речь, 2003

Cреди множества практических пособий, посвященных преодолению школьной неуспеваемости, это издание выделяется продуманностью методических подходов и четко определенным читательским адресом. Справедливо полагая, что при постоянном количественном росте неуспевающих и плохо успевающих учеников школьный психолог не может обойтись без тесного сотрудничества с педагогами и родителями, авторы стремятся вооружить приемами коррекционной и развивающей работы самих учителей.
Поэтому основу книги составляет тренинг эффективного взаимодействия с неуспевающим учеником, который квалифицированный психолог может проводить как с педагогами, так и с родителями. Ведь именно они, по мнению авторов, часто становятся виновниками того, что у ребенка пропадает желание учиться.
В соответствии с законами возрастного развития, каждый малыш имеет врожденное стремление к получению новых знаний, и часто взрослым нужно приложить немалые усилия, чтобы это желание отбить. Это происходит также из-за чересчур усложненной и несоответствующей возможностям ребенка программы обучения.
Справиться с неуспешностью в обучении, обвиняя ученика в лени и призывая родителей больше контролировать его занятия, невозможно. Авторы, опираясь на свой многолетний опыт, предлагают оптимальную, с их точки зрения, схему работы, начинающуюся с детального анализа причин, которые лежат в основе учебных и поведенческих проблем, а затем — коррекционную работу по их устранению.
По мнению Г. Мониной и Е. Панасюк, здесь нельзя ограничиться традиционной психологической диагностикой сформированности основных познавательных процессов. Необходимо всесторонне изучить особенности формирования, воспитания ребенка, начиная с самого раннего возраста и включая процесс его обучения.
При работе с более старшими детьми авторы предлагают обращать внимание не только на неуспеваемость, но и на сопутствующую ей деформацию личностных особенностей, которая приводит и к исчезновению учебной мотивации, и к активизации негативной компенсаторной направленности личности (в том числе — к деструктивному поведению).

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Шина Сервис". Шины и диски от ведущих производителей для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей, мотошины, шины для спецтехники. Оптовая и розничная продажа (спецусловия для оптовиков). Посмотреть каталог продукции, цены, адреса шинных сервисов и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.shinaservis.ru/.

Книга состоит из нескольких глав. Две первые, посвященные анализу причин неуспеваемости ребенка в школе и их диагностике, представляют собой краткий обзор литературы по этим проблемам. Как считают сами авторы, ссылки на использованные источники помогут читателям при подборе необходимой литературы. Интересна глава, в которой собраны наиболее часто задаваемые психологу вопросы и ответы на них.
Основная часть книги посвящена подробному описанию тренинга «Проблемы школьной неуспеваемости». Поскольку каждое из четырех входящих в него занятий представляет собой самостоятельный блок, его можно использовать на встречах с педагогами и родителями. Авторы даже предлагают применять отдельные упражнения на педсоветах и родительских собраниях.
Практическую ценность книге придает и глава, в которой по просьбе педагогов собраны развивающие игры и игры, помогающие детям отдохнуть и расслабиться.

Ольга РЕШЕТНИКОВА