Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2004


ИГРОТЕКА

ВОЛШЕБНЫЙ ПРОДУКТ

Сказка может излечивать — есть у нее такое удивительное свойство. Это свойство стало краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого направления в практической психологии. Но не следует думать, что помогает человеку только та сказка, которую рассказывают ему. В не меньшей (а может быть, и в большей) степени оказывает на человека благотворное влияние сказка, сочиненная им самим. Об этом писал еще М. Бурно, называя этот процесс терапией творческим самовыражением. Вот только сочинить сказку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться.
Предлагаемая ниже процедура направлена на то, чтобы помочь человеку написать сказку. Это своеобразный «чудесный стартер», запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет почти любому человеку — от первоклассника до пенсионера — за достаточно короткий промежуток времени создать свой личный волшебный продукт — новую сказку.
Описываемое упражнение может быть применено в психологическом тренинге метафоризации или сказкотерапевтическом тренинге, но может выступить и как специальная творчески-ориентированная психотехника в рамках тренингов другой направленности, проводимых для подростков или взрослых.

I ЭТАП. ПОДГОТОВКА

Ведущий. Положите перед собой чистый лист бумаги. Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но, наверное, есть такие слова или словосочетания, которые встречаются почти во всех или, во всяком случае, во многих сказках. Пожалуйста, запишите в столбик такие слова, желательно существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках.
Таких слов или словосочетаний должно быть ровно семь. Вы ведь знаете, что семь — это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является, по сути, разогревающим. Чтобы подобрать нужные слова, участники вынуждены окунуться с мир сказок, побродить там, возрождая в памяти полузабытые тексты. А включение руки для записи этих слов также помогает «разогреть творческий двигатель» для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит ни много ни мало — написать собственную сказку.

Ведущий. Теперь, когда все справились с заданием, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанными те слова, которые продиктую вам я.
Дом
Река
Круг
Гора
Путь
Пещера
Превращение

Почему предлагаются именно эти слова? В общем-то, можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весьма условным. Например, я применял такие наборы: мандарин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, автомобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пещера, солдат. Однако опыт подсказал, что лучше, если слова внешне будут самыми обычными, но на самом деле являются чрезвычайно эмоционально насыщенными архетипическими образами.
Анализ большого количества литературных источников по юнгианской психологии, сказкотерапии, имаготерапии, символизму помог отобрать названный выше набор «сказочных» слов, которые, по мнению многих авторов, являются одними из самых значимых для человеческой психики и рассматриваются как очень символически «нагруженные» в культуре.

II ЭТАП. НАПИСАНИЕ СКАЗКИ

Ведущий. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать инструкцию для дальнейших действий. На этом же самом листе вы должны будете... написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов.
Первый вариант: вы используете при написании сказки все те семь слов, которые включены вами в первый набор.
Второй вариант: в тексте вашей сказки обязательно должны встретиться все слова второго набора.
Третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов.
Четвертый (последний) вариант: вы... не обращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку!
Решайте, какой из предложенных вариантов вам по душе, и приступайте к сказкотворчеству. Покиньте круг и выберите в нашей комнате место, где вам будет наиболее комфортно творить. У вас есть двадцать волшебных минут!
Если вам трудно начать, то можете использовать следующий прием: прикройте глаза и вызовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность и детализированность, «оживите» его, «включите» движение и... понаблюдайте, что будет происходить. А потом запишите родившуюся сказку.

На самом деле для подлинного творчества, не скованного никакими особыми границами, предпочтителен последний вариант. В конечном счете, слова, найденные самими участниками, как и слова, предложенные ведущим, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться воображение. Но если «сказочник» не нуждается в таких опорах, то и не следует мешать его свободному самовыражению в сказке.
Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант и используют слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает ведущий.
По мере готовности сказок участники собираются в кругу. Ведущему не стоит торопить их, ведь создание сказки — процесс сугубо индивидуальный, не терпящий жесткой регламентации. Не страшно, если времени потребуется чуть больше, чем планировалось.
Когда все участники завершат свою работу, ведущий дает еще минуту на придумывание названия сказкам, а затем предлагает желающим прочесть свои произведения вслух. Если группа не слишком велика, то следует выслушать все сказки. Вместе с тем не надо настаивать в случае нежелания кого-то из участников придавать огласке содержание созданной им сказки — в конце концов, каждый имеет право не раскрывать себя (а ведь то, что в сказке очень часто раскрывается какими-то своими сторонами личность автора, практически сразу становится ясно многим участникам).

III ЭТАП. РАБОТА СО СКАЗКАМИ

Дальнейшие действия группы ведущий может организовать разными способами.

1 вариант

Путем открытого голосования (например, положа руку на плечо автора) участники выбирают две сказки. Группа делится пополам, авторам выбранных сказок предлагается стать режиссерами и поставить за полчаса сказку своего коллеги. Не свою, а именно своего коллеги! Затем организуется обсуждение того, насколько слушателям сказок удалось понять их важнейший смысл и реализовать его в своем спектакле.

2 вариант

Выслушав все сказки, участники выбирают ту (или те) из них, которая больше всего, как им кажется, похожа на их собственную сказку. Объединившись в двойки или тройки, они обсуждают сходство сюжетов, тем, идей, а затем представляют группе свою точку зрения. Затем выявляется тема, наиболее часто встречающаяся в группе. Эта тема может стать предметом дальнейшей отработки в тренинге.

3 вариант

Этот вариант применяется только в обучающих группах по сказкотерапии или в терапевтических группах, в которых осуществляется работа с использованием сказкотерапии. Из всех сказок выбирается одна, на примере которой демонстрируется, как можно проводить психологический анализ сказки. Это особая технология, требующая достаточно высокой квалификации ведущего, которая здесь описываться не будет.

В качестве примеров сказок, созданных в результате использования описанной технологии, приведем две сказки участников одной и той же тренинговой группы. Легко увидеть, какими разными они оказались...

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук