ВСЕ ЛИ СПОКОЙНО
В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ?
Начался
новый учебный год, и психологи вместе с коллегами
по образовательному цеху выходят на очередной
виток своей профессиональной деятельности.
Думаю, что каждый мысленно задает себе вопрос,
насколько правильны выбранные подходы к работе с
детьми, администрацией и родителями. И все ли
делается для того, чтобы максимально
использовать свой профессиональный и личностный
потенциал.
О проблемах, которые есть у специалистов, о путях
их преодоления, о том, каким видится развитие
практической психологии в системе образования,
рассказывает один из основоположников этого
направления — доктор психологических и просто
мудрый человек
Ирина Владимировна ДУБРОВИНА
В течение прошедшего
учебного года мы с коллегами по лаборатории
практической психологии образования
Психологического института РАО часто
анализировали многочисленные конфликтные
ситуации, жалобы и недовольство, которые
высказываются в адрес психологической службы.
При этом мы постарались как можно критичнее
подойти к себе, посмотреть на ситуацию в
образовательном процессе «со стороны», и понять,
что в профессиональной позиции психолога
вызывает больше нареканий.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СНОБИЗМ
В результате мы пришли к выводу, что главное
(и это, к сожалению, встречается довольно часто) —
чувство профессионального превосходства,
которое есть у психологов. Нередко они считают,
что обладают каким-то высшим знанием,
позволяющим им быть выше остальных. Это служит им
плохую службу. Ведь такая позиция приводит к
неуважению других людей, присутствующих в том же
образовательном пространстве: учителей,
администрации, социальных работников, родителей.
Я думаю, что некоторый наш профессиональный
снобизм объясняется недостаточным пониманием
самобытности другого человека, отсутствием
внутреннего уважения к его индивидуальности.
Замечательный мыслитель, философ, культуровед
Юрий Михайлович Лотман писал: «Надо учиться
говорить с другими людьми, которые думают
совершенно иначе. Надо научиться любить других
за то, что они другие, и совсем не требовать, чтобы
они были похожи на нас. У нас нет культуры ценить
другого человека. Мы все хотим, чтобы он был
такой, как я, чтобы мне легче было бы с ним
разговаривать». Мы все, наверно грешны в этом
отношении.
Кроме того, меня очень беспокоит, что в
психологическом сообществе недостаточно
развито чувство ответственности. В частности,
это относится к диагнозам, которые мы ставим
ребенку, проведя, скажем, тестирование. Но ни одна
самая валидная методика не может достоверно
что-либо сказать о человеке.
Надо очень хорошо осознавать, что не только
постановка диагноза, но и те рекомендации,
которые мы даем, и дальнейшая их реализация —
очень ответственное дело. И психолог всегда
должен уметь предвидеть последствия своих
рекомендаций. Все это сплетается в мощный клубок
нашей ответственности перед теми людьми, с
которыми мы работаем.
В продолжение этого хотелось бы сказать, что
часто у нас нет потребности (точнее, она
недостаточно развита) анализировать,
сопоставлять, интерпретировать полученные в
результате обследования данные. Часто мы не
утруждаем себя тем, чтобы подкреплять результаты
диагностики наблюдением. Я бы сказала, что мы
иногда скупимся на дополнительные
интеллектуальные усилия. А ведь образование
психолога позволяет ему и анализировать, и
синтезировать полученные результаты.
Часто на работе психолога, его позиции в
коллективе образовательного учреждения
сказывается недостаточная широта его кругозора,
узость диапазона его знаний и интересов. Тот
специалист, который сосредоточен только на
диагностике и коррекции, во многом ограничен. А
ведь психолог общается с разными людьми, решает
самые разнообразные проблемы. Поэтому у него
должен быть широчайший круг интересов,
любознательность к жизни, к людям, их чувствам и
так далее.
СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ
Хотелось бы обратить внимание и на такое
качество психолога, работающего в образовании,
как способность видеть и понимать ребенка. Это
значит — уметь различать в некоторых
отрицательных проявлениях детской активности те
возможные достоинства, которые при умелом и
внимательном подходе могут в дальнейшем дать
позитивные результаты. Ведь часто за внешним,
казалось бы, недостатком, может скрываться
непонятное нам достоинство.
Почему мы так легко даем оценки, говоря, что
ученик что-то делает хорошо, а что-то плохо? И
ставим на основании этого всевозможные диагнозы?
Здесь опять хочется обратиться к Лотману,
который пишет: «Мы часто делим детей на
талантливых и неспособных, при этом не думая, что
так называемые неспособные дети — это дети,
подлинное направление таланта которых мы с вами
вовремя не сумели отгадать, обнаружить.
Неспособный ребенок, а потом с неизбежностью
неспособный человек, — это часто совсем не
жертва природы, а жертва неумелости, нечуткости и
просто некультурности того или иного учителя,
психолога, родителя, который привык оперировать
только средними цифрами успеваемости и
проглядел живую, яркую душу ребенка».
Не случайно очень многие люди, которые
впоследствии сделали что-то значительное в той
или иной области, в школе не были образцовыми
учениками и вступали в постоянные конфликты. Они
какими-то своими, неумелыми способами пытались
сохранить свою индивидуальность. Хотя это, к
сожалению, не всем удается. Школе удобнее
переломить индивидуальность ребенка, поскольку
тогда легче его обучать по стандартным
программам. К сожалению, истреблению этой
индивидуальности мы, психологи, в немалой мере
способствуем.
Часто многие проблемы возникают оттого, что у нас
еще недостаточно четко сформировано
представление о профессиональных обязанностях и
границах нашей профессиональной компетенции. Но
это беда всей системы образования. К сожалению,
там отсутствует ясное представление о том, какой
должна быть основная цель образования, каковы
его конечные результаты. Неясно и то, какие
требования предъявляет общество к новому
поколению и какие качества нам нужно
воспитывать.
Создается впечатление, что сейчас мало кого
волнует, каким будет ребенок и каковы его
дальнейшие жизненные цели. И этим могут и должны
заняться психологи. Это, наверное, наша главная
печаль и забота. Ведь именно школа в значительной
степени определяет судьбы не просто молодых
людей, а целого поколения, настоящего и будущего
страны.
Может быть, психологам нужно определиться и
иметь разные программы работы? Одну — для
повышения успеваемости, а другую — по
формированию личности учащихся.
ОТ ЗНАНИЙ К КУЛЬТУРЕ
Центральной для психолога является и
проблема взаимодействия всех субъектов
образовательного процесса. Поскольку именно от
ее решения во многом зависит эффективность как
самого процесса образования, так и
психологической службы в этой сфере.
На мой взгляд, психологу нужно постоянно
учитывать, что мы не только проводим
профессиональную психологическую работу, но и
несем в коллектив образовательного учреждения
профессиональную психологическую культуру. И
делаем это опосредованно: своими поступками,
своим поведением, своим отношением к людям,
жизни.
Здесь мы наблюдаем парадоксальную вещь. С одной
стороны, происходит интенсивная психологизация
нашего общества. Начнем с того, что самих
психологов становится все больше и больше (они
есть уже во всех сферах современной жизни). Кроме
того, выпускается очень много психологической
литературы (и популярной, и научной). Иногда
кажется, что психология захватила умы и души
буквально всех и каждого. Но психологическая
культура общества как была низкой, так низкой и
остается.
Между тем психология — и как наука, и как
практика — составляет часть общей культуры. Все
современные принципы: гуманизм, демократия,
толерантность, сотрудничество — базируются на
психологических законах. Но низкая
психологическая культура общества в целом
тормозит их реализацию.
Все это в полной мере относится и к
психологической культуре системы образования.
Не случайно эта проблема буквально «витает в
воздухе». Во многих регионах страны
(Санкт-Петербург, Омск, Воронеж, Белгород) уже
прошли конференции, совещания, рабочие встречи
по проблемам психологической культуры.
Психологов (и ученых и практиков) волнует вопрос:
а может быть, мы делаем что-то не так? Может быть,
если бы мы эффективнее работали и больше давали
нашему обществу, оно стало бы немного лучше?
Сама собой напрашивается мысль: психологические
знания, которые сейчас есть у очень многих, — это
еще не психологическая культура. И для того,
чтобы начать заниматься формированием этой
культуры, нужно определиться с тем, что мы
понимаем под этим понятием. Е.А. Климов в свое
время очень хорошо определил, что
психологическая грамотность — это минимально
необходимый, начальный уровень развития
психологической культуры. Мне видится, что
психологическая культура — это психологические
знания, оплодотворенные общечеловеческими
гуманистическими ценностями.
К сожалению, сейчас в нашем обществе в большей
степени востребованы психологические знания,
чем культура. Это создает благоприятную почву
для всевозможного манипулирования людьми.
Большую популярность приобретают методики
управления человеческим поведением и мышлением,
основанные на знании психологии человека.
Поэтому именно в развитии психологической
культуры самих психологов (а через них и всего
общества) видится решение большинства
перечисленных проблем, возникающих в работе
специалистов системы образования. Задача это
непростая, требующая своего обсуждения и
решения. Очевидно, что нужно многое пересмотреть,
в том числе и процесс подготовки и
переподготовки самих психологов. Кроме того,
остро необходимы специальные программы,
направленные на внедрение психологической
культуры на всех уровнях системы образования.
Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|