Начинаем рубрику
Хрупкие
страницы старых журналов из архивного хранилища.
Желтизна — как благородная седина достойного
возраста.
«Более пятидесяти лет тому назад наш знаменитый
педагог К.Д.Ушинский в своей интересной статье «О
пользе педагогической литературы» жаловался на
равнодушное отношение учителей к этой
литературе и убеждал учителей-практиков изучать
педагогическую и, в особенности, психологическую
литературу... Скажут, что педагогу некогда
заниматься психологией. И разве на деле не всякий
педагог — и без того психолог?.. Что-нибудь одно
из трех: или психология такая легкая наука, что
всякий практик-педагог знает ее без всякого
подготовления; или педагог есть машина для
задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто
попадается ему под руку (потому что самое
определение поступка требует уже знания
психологии); или, наконец, педагог должен учиться
понимать душу в ее явлениях и много думать о цели,
предмете и средствах воспитательного искусства,
прежде чем сделаться практиком... Со времен
Ушинского многое изменилось. Педагогическая
литература значительно увеличилась
количественно, но главное — изменилась
качественно. Появилась новая большая область
педагогической литературы — педология. Она
занимается изучением законов физического и
духовного развития ребенка... И если психология
вообще имеет громадное значение для учителя, то
психология детства должна иметь еще большее
значение...»
Эти строки — из «Обзора литературы по психологии
детства», составленного Н.Е. Румянцевым,
изданного С.-Петербургской частной учительской
школой в 1912 году и отпечатанного в типографии
Императорского училища глухонемых на Мойке.
Кроме слова «педология» да некоторых
особенностей стиля, ничто не выдает их возраста.
Сто лет прошло, а проблемы — все те же:
«Умственный труд принадлежит к числу наиболее
утомительных; не пропорциональный силам ученика,
он может надорвать его здоровье, переутомить
ребенка и затормозить все его развитие»;
«Сочинений, трактующих об умственном развитии и
воспитании, в настоящее время накопилось
довольно много. Гораздо менее работ посвящено
изучению развития чувств у детей»; «Хотя на игры
детей педагоги давно обращали внимание, но
только в самое последнее время справедливо
оценена их важность для развития ребенка»...
Так и хочется ущипнуть себя: «самое последнее
время» — это когда? В 1912 году?
Но встречаются размышления, которые по первом
прочтении вызывают улыбку. Например, серьезный
психологический очерк о вреде «новомодной
литературы». В качестве таковой полагаются
детективные романы Конан-Дойля и
приключенческие романы Фенимора Купера. Особое
внимание уделяется разлагающей роли
произведений Тургенева на подрастающих девушек.
Улыбаешься, правда, только сначала. А потом
производишь простую подстановку: названия,
вызывающие гнев педагогических риторов начала XX
века, меняешь на другие — обругиваемые в
современности. Бог мой! Да слова-то те же самые! И
угрозы те же самые! И полное отсутствие
аргументации. Это же кривое зеркало!
Итак, новая рубрика открывает для наших
читателей возможность поглядеть на самих себя в
зеркало столетней давности. Это не только
забавно (все-таки стилистика, интонации, даже
способ рассуждений — принадлежат ушедшей
эпохе!), но и поучительно. А иногда — и достаточно
информативно. К примеру, педагогика и психология
детства в начале века были связаны, как сиамские
близнецы. Сегодня — это недостижимый образец
единства.
Ну и кроме того, многие из материалов, которые
окажутся на страницах «Школьного психолога»,
увидят свет всего лишь второй раз в жизни.
Так что — листаем пожелтевшие страницы.
Осторожно. С чувством трепета перед историей. |
ДЕТИ И КИНЕМАТОГРАФЪ
Вопросом о влиянии кинематографа на детей
заняты в настоящее время на Западе очень многие.
В частности, в Англии были предприняты по этому
поводу специальные анкеты. На мысль провести
подобные анкеты натолкнул огромный рост детской
преступности, наблюдающийся с началом войны.
Если взять общие цифры, то в Англии с открытием
военных действий преступность возросла на 50%.
Почему это так? Первое предположение было, что
рост детской преступности объясняется
естественным в такое время ослаблением надзора
за детьми. Отцы ушли на войну или на оборону.
Анкетное обследование вопроса отчасти
подтвердило указанное предположение, но
выяснило, что значительную роль в деле
увеличения за последние годы детской
преступности сыграл и играет до сих пор
кинематограф.
Прежде всего кинематограф — страшно
привлекательное удовольствие для детей.
В Ливерпуле было произведено однодневное
обследование хвостов у кинематографических
касс; оказалось, что свыше 13 000 детей дежурят у
этих касс... И вот среди этих детей, как
констатируют те же отчеты, много таких, которые
не останавливаются перед преступлением, лишь бы
получить билет на кинематографический сеанс. В
отчетах детских судей сплошь и рядом встречаются
стереотипные указания — «украл потому, что хотел
пойти в кинематограф».
Но кинематограф повышает детскую преступность
не только соблазном, какой заключается в нем
самом как в привлекательном зрелище, сопряженном
с расходами. Он повышает преступность детей в
силу специфического содержания некоторых
картин.
На воображение детей особенно действуют картины,
иллюстрирующие похождения разных Фантомасов и
Люпенов. Один мальчик, судившийся за кражу в
Гаммершмидте, так объяснил мотивы кражи:
— Я видел (в кинематографе) человека; он достал
лестницу, приставил ее к окну дома, забрался
внутрь дома, взял деньги и зарыл их в землю.
Мальчик пытался сделать точь-в-точь по этому
кинематографическому рецепту. В Лондоне один
конторский мальчик явился к жене своего хозяина
и попросил для последнего, от его имени, верхнее
платье. Платье было дано ему и, конечно, не попало
в руки хозяина. Точно такой же поступок мальчик
видел в кино...
Разумеется, подобное отрицательное действие
кинематографа не осталось без внимания, и в целом
ряде государств и провинций, наряду с общей
цензурой кинематографических произведений, была
установлена цензура специальная — «детская». В
некоторых же государствах создалось даже
специальное законодательство по поводу
посещений детьми кинематографических сеансов.
Интересной чертой цензуры англосаксонских стран
является то, что, посмотрев неприемлемую, с ее
точки зрения, картину, она не запрещает ее к
представлению, а посылает картину назад к
фабрике, поставившей ее, указывая на
сомнительные места картины и рекомендуя их
исправить.
Общий недостаток всяких цензорских
установлений, имеющих объектом своей
деятельности — охрану детей от вредных влияний,
остается, однако, неустраненным ни в одной
цензуре: цензора обращают слишком мало внимания
на специфические свойства и чувствования
ребенка и судят о детской психологии с точки
зрения взрослых; поэтому вычеркиваются многие
сцены, двусмысленность которых не могла бы быть
замеченной детьми, и наоборот, сцены, влияющие на
детскую психологию в самом дурном смысле,
апробируются к представлению
Нельзя поэтому не приветствовать привлечения
самого общества, самих матерей и отцов к
цензурному делу. Именно на таких основах
устанавливает цензуру регламент-закон города
Ливерпуля, изданный в мае 1916 года. Согласно этому
закону после 6 часов 30 минут вечера дети, не
достигшие четырнадцати лет, не могут посещать
кинематографов без своих родителей или
воспитателей.
Против допущения к демонстрированию той или иной
картины могут быть возбуждены протесты, и
судебная власть имеет право, разобравшись в
протестах, запретить картину. В Германии дело
поставлено еще строже, и там в больших городах
дети, не достигшие шестнадцатилетнего возраста,
совсем не могут посещать кинематографа, как
только с заранее одобренной цензорской властью
программой.
Но, разумеется, на чисто запретительных мерах в
отношении к кинематографу дело остановиться не
может и не останавливается. Кинематограф может
влиять в дурную сторону, но он может влиять и в
хорошую и явиться энергичным и могучим средством
в деле рационального воспитания подрастающего
поколения. Он может привить детям — и привить в
силу своей наглядности — особенно сильные
определенные моральные правила и дать разные
знания, другим путем не всегда легко получаемые.
Отсюда рождается настоятельная потребность в
сознательной выработке и распространении
определенного рода картин.
В Германии разные общественные организации уже
взяли в свои руки дело изготовления полезных
фильмов; здесь организовались специальные
общества, целью которых является устройство
лекций, сопровождающих фильмы и разъясняющих их
содержание; здесь кинематограф получил вообще
большое применение в школьном деле; и здесь,
наконец, учрежден в Берлине музей-библиотека
полезных фильмов, а нуждающиеся в определенных
фильмах имеют место, откуда легко смогут достать
себе нужное.
Из журнала «Воспитание и обучение»,
1917, № 2.Петроград, февраль
|