Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТАЙНА КУРОЧКИ РЯБЫ:
БЕЗУМИЕ И УСПЕХ В КУЛЬТУРЕ

В.П. Руднев
М.: Независимая
фирма «Класс», 2004

Со времен незабвенного Ломброзо тема гения и помешательства не дает спать спокойно уже не одному поколению беллетристов. А когда за эту тему берется блестяще эрудированный философ, который к тому же замечательно разбирается в психологии и психиатрии, великолепно владеет словом и способен не просто к юмору и иронии, а к самому настоящему «стебу», то вещь получается взрывоопасная и нестандартная.
Впрочем, автор «Тайны Курочки Рябы...» Вадим Руднев давно известен своими неординарными работами. Достаточно назвать, к примеру, такие его творения, как «Винни Пух и философия обыденного языка» или «Метафизика футбола». Не правда ли, даже названия свидетельствуют о парадоксальности мышления автора? А уж если почитать сами тексты...
Новая книга посвящена анализу несомненного для автора факта формирования культуры XX века под прямым влиянием шизотипических личностей. Такими личностями он считает Джеймса Джойса, Карла Густава Юнга, Луиса Бунюэля, Поля Сезанна, Владимира Маяковского, Игоря Стравинского, Осипа Мандельштама, Сальвадора Дали и еще многих других.
Его интересует неклиническое изучение шизотипии в самых разнообразных аспектах. Шизотипическое расстройство понимается им как шизофрения, имеющая симптомы расщепления, но обычно без бреда и галлюцинаций. Он очень внимательно, если не сказать — дотошно, разбирает шизотипический дискурс, шизотипическое время, шизотипический язык, шизотипическую логику, иллюстрируя свои рассуждения примерами из художественной литературы и философии. Следует заметить, что свои трактовки Руднев чаще всего обосновывает психоаналитически, хотя порой уходит и на другие психологические «территории».
Но что в этой книжке восхищает, так это подлинная интеллектуальная игра, которую автор предлагает читателю. Он не сомневается в способности читателя вступить в эту игру и стать достойным партнером. Интеллектуал Руднев резвится: объясняя сущность шизотипического расстройства и особенности шизотипической наррации, он создает текст своей книги в шизотипической логике; говоря о мозаичности шизотипического мышления, он излагает и собственные мысли мозаично; рассказав о шизотипическом характере, в качестве конкретного примера он подробнейшим образом описывает личность одного своего «близкого знакомого», в котором почему-то легко угадываются черты самого автора.
Согласитесь, для подобной самоиронии надо иметь не только смелость, но и определенный склад ума.
Юмор Вадима Руднева весьма своеобразен и, наверное, оценен может быть не всяким. Но используемые им аллюзии просто чудесны. В первой главе он предлагает набор очень непохожих и часто взаимоисключающих интерпретаций сказки о Курочке Рябе, не беря на себя труд пояснить, кто именно из великих людей мог бы предложить ту или иную интерпретацию. Эти интерпретации перетекают одна в другую без всяких разрывов. Однако каждый кусочек текста настолько ярок, что «авторы» становятся легкоузнаваемыми. Ну, конечно, это мог бы написать Фрейд, это — Юнг, это, разумеется, Хайдеггер, а это — Бахтин. Позиция самого Руднева здесь не обозначена, но очевидно уже то, что он, безусловно, не согласен с той когортой «ученых», которые в сказках видят в лучшем случае только ограниченное количество нравственных уроков для детей. Название книги не случайно: «Курочка Ряба» действительно одна из самых загадочных, таинственных, сакральных русских сказок...
Образный и богатый язык Руднева порой неожиданно трансформируется в такую наукообразную околесицу, что возникает серьезное подозрение: автор опять иронизирует над собой и, может быть, над читателем. А когда Руднев, анализируя шизотипическую логику, осуществляет патографический комментарий к «Логико-философскому трактату» Людвига Витгенштейна, ты начинаешь понимать, что тебе-то до подлинной гениальности (= шизотипии) ой как далеко!
Не вполне понятно, зачем в качестве приложения к основному тексту книги представлены две статьи «Психопатология денег» и «Человек вдали: Психопатология обыденной жизни Андрея Монастырского», не имеющие, на мой взгляд, прямого отношения к содержанию книги. Впрочем, если учитывать шизотипическую логику, то недоумевать здесь абсолютно незачем.
Может возникнуть резонный вопрос: а кому предназначена эта книга? Если верить аннотации, то — философам, культурологам, психиатрам и психотерапевтам, психологам, филологам и всем интеллектуальным читателям России. Судя по тиражу в 2000 экземпляров, издатель сам не очень верит этому утверждению (либо в нашей стране число интеллектуальных читателей не превышает две тысячи?).
Но, думаю, эта книжка все-таки своего читателя найдет. Может быть, и не всякому школьному психологу придутся по душе интеллектуальные игры автора и не все захотят продираться сквозь малопонятные рассуждения, но тот, кто все же сумеет это сделать, не только повысит самоуважение, но и приобретет новые знания в области психопатологии, философии, лингвистики и культуры.

Игорь ВАЧКОВ