Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2004


ИГРОТЕКА

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ГРАДУСНИК

Игровой тренинг особенностей восприятия

Метод игровой самодиагностики особенностей восприятия реализуется в виде игрового тренингового «номера». Основной эффект заключается в том, что участники предлагаемой игровой процедуры получают возможность обнаружить и проанализировать личные особенности восприятия, характер своих домыслов, приписываний, атрибуций, рождающихся в неопределенной ситуации. Игра подталкивает к догадкам о факторах, провоцирующих те или иные интерпретации воспринимаемых объектов.

ХОД ИГРЫ

Для проведения игры ведущий запасается двумя одинаковыми по внешнему виду наборами бумажных карточек. Количество карточек в каждом наборе соответствует количеству играющих. Размеры карточек лучше предусмотреть небольшие. Пусть они умещаются на ладони.
Один набор состоит из карточек, на каждой из которых написано какое-нибудь чувство. Причем на всех карточках первого набора написано одно и то же чувство. Надписывать желательно теми же фломастерами или ручками, которые ведущий будет раздавать участникам. Второй набор карточек остается пустым.
В первой части игры ведущий раздает группе чистые карточки из второго набора и просит написать на них какое-либо чувство, переживание, ощущение, первым пришедшее на ум, возникшее в душе. Собрав заполненные карточки, ведущий зачитывает каждую карточку вслух, обращая внимание группы на то, что собранная информация как-то отражает общее эмоциональное состояние играющих, является своеобразным «эмоциональным градусником».
Затем участники тренинга узнают, что им предстоит нарисовать в аллегорической форме, в свободном стиле образ того чувства, ощущения, переживания, карточка с названием которого попадается им после перетасовывания. С этой целью участники запасаются белыми листами бумаги одинакового (желательно формата А4) размера и фломастерами или карандашами для рисования.
Ведущий не спешит раздавать карточки с названиями чувств. Он предлагает сначала всем участникам найти для себя в комнате место поудобнее, такое, чтобы исключить случайную возможность подглядывания, позволяющее удобно расположиться для рисования и фантазирования.
Когда все разместились, ведущий еще раз предупреждает, что желательно не советоваться друг с другом, не сообщать соседям о том, какое задание получено, иначе процедура теряет смысл. Ведь затем предстоит собрать все рисунки и коллективно строить догадки о чувствах, изображенных на картинках. Ведущий предупреждает, что группа не будет заниматься отгадыванием авторов рисунков. Это не является целью игры.
Дождавшись, пока все участники приготовятся к рисованию, ведущий, незаметно подменив наборы карточек, раздает тот набор, где на каждой карточке написано одно и то же чувство. Здесь важно устроить так, чтобы подлог остался незамеченным участниками. Для этого можно, например, при зачитывании собранных карточек несколько раз произнести вслух название чувства из заготовленного первого набора.
Распределив подложные карточки, ведущий напоминает, что подписывать рисунок не нужно, полезно просто обозначить, где у рисунка верх. Допустима абсолютная свобода творчества. Рисунок может представлять собой натюрморт, пейзаж, стилизацию под детский рисунок, абстракцию, ребус и прочее. Время рисования – до пяти минут.
Собрав рисунки, ведущий может поступить двояко. Либо вывесить их все одновременно на доску, либо предъявлять по очереди для обозрения. И в том, и в другом случае важно, чтобы про каждый рисунок каждый член группы высказал догадку о чувстве, которое там изображено. Ведущий должен быть начеку и своевременно предотвращать невольные «пробалтывания» авторов обсуждаемых рисунков. Они не должны раскрывать карты до конца процедуры.
В конце концов выясняется, что догадки про большинство рисунков были разными, хотя все получили одинаковое задание. Иначе говоря, почти каждый видел в рисунке не столько изображенное автором чувство, сколько отражение собственных переживаний. Ярко обнаруживаются здесь различные способы порождения домыслов.
Одни участники не столько всматриваются в рисунок, сколько пытаются вспомнить, какие виды чувств называл ведущий, зачитывая карточки первого набора. Другие руководствуются несколько другой, хотя и схожей логикой, заявляя, что хотя предыдущий рисунок по настроению и перекликается с последующим, однако у всех были разные задания, поэтому «одно и то же твердить сто раз» не имеет смысла. Третьи стремятся уйти из неясной ситуации, передавая ответственность ведущему. Для этого они занимаются бесконечными уточнениями типа «что требуется: догадаться о задании автору рисунка или сообщить о своем восприятии увиденного». Здесь полезнее не давать однозначного ответа, предложив определяться самостоятельно. Четвертая, и довольно большая, группа участников совершает ошибки в интерпретациях, связанные со стандартными представлениями о возможных изображениях того или иного чувства.

ВЫВОДЫ

Игра позволяет встретиться с уникальностью другого человека не на уровне деклараций, а через собственное переживание неожиданно обнаруживаемых ошибочных домыслов.
Для гарантированного возникновения эффекта ошибочных интерпретаций полезно использовать в качестве подлога чувства, наиболее актуальные для конкретных участников тренинга.
Например, для юношеских подростковых групп это будут «застенчивость», «покорность», «общительность». Для групп учителей – «компетентность», «уверенность», «доброта». Для групп руководителей – «доверие», «радость», «любовь».

Герман МАРАСАНОВ,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1976, № 6.
2. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. — Киров, 1994.