Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2004


ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

Диагностика уровня развития
познавательных процессов и
эффективности обучения

Окончание. Начало 35/2004

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ–СЕМИ ЛЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Эту диагностику следует проводить в конце учебного года у шестилеток и в начале — у семилеток.
Дети шести-, семилетнего возраста уже проходили диагностику год назад. Поэтому, строя настоящее обследование, нужно познакомиться с материалами прошлого и соответственно скорректировать предлагаемые задания.

Если же ребенок почему-либо обследуется впервые, начинать нужно с заданий, предназначенных для пяти-, шестилеток (см. № 35/2004), только не в полном объеме, а как бы пробуя, есть ли у ребенка уровень возможностей, необходимый для их выполнения, или нет. Если очевидно, что предлагаемые задания просты для ребенка, сразу переходить к заданиям для шести-, семилеток, если нет, продолжать прорабатывать материал более подробно. И только получив в полном объеме информацию о возможностях ребенка в выполнении заданий для пяти-, шестилеток, переходить к заданиям для шести-, семилеток.

1. Консультация и заключение логопеда. Это особенно необходимо тем детям, у которых год назад в пяти-, шестилетнем возрасте логопед отмечал проблемы с артикуляцией. В карте развития должны быть сведения о проводившихся коррекционных мероприятиях (если в них была необходимость), об их результатах, о наличном уровне речевого развития, о качестве артикуляции.

2. Состояние тонкой моторики рук. Проба с волчком — запуск пальцами маленького волчка-вертушки на столе (сидя у стола и стоя рядом со столом), на полу (стоя на коленях, сидя на полу). Запуск волчка правой и левой рукой.
Комментарии. В протоколе отмечается результативность: не может запустить; запускает, но волчок сразу падает; волчок крутится пять-десять секунд; волчок крутится около пятнадцати секунд; волчок крутится очень долго, двадцать пять — тридцать секунд и дольше. Отметить количество проб, которые были необходимы ребенку, чтобы овладеть волчком (если запустить его удалось не сразу).

3. Графический диктант по клеточкам. Диктовка: «От исходной точки клеточка вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, клеточка вверх, клеточка вправо, клеточка вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз, клеточка вправо, клеточка вниз, клеточка влево, две клеточки вниз, две клеточки влево, клеточка вниз, клеточка влево, клеточка вверх, две клеточки влево, две клеточки вверх, клеточка влево, клеточка вверх». Должна получиться замкнутая рамка. Попросить ребенка нарисовать в рамке картинку, какую он захочет, придумать и подписать печатными буквами название картинки и поставить свою подпись (печатными буквами).
Комментарии. Дети, прозанимавшиеся учебный год по программе для шестилеток, в целом хорошо выполняют это задание. Трудности бывают у отдельных детей, имеющих проблемы и в других аспектах развития.

4. Рисование картинки, рассказ по картинке. Прочитать ребенку вслух рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным» (если он знаком ребенку — другой аналогичный по объему и сложности детский рассказ или отрывок из более крупного произведения, например главу из «Приключений Незнайки» Носова). Попросить нарисовать картинку к прочитанному рассказу (цветные карандаши, фломастеры). Когда закончит, попросить рассказать о том, что изображено на картинке, и дословно записать его рассказ.
Комментарии. У детей шести-семи лет уже не должно быть случаев, когда рисунок тематически не соответствует прочитанному рассказу. Если это происходит, значит, у ребенка имеются достаточно серьезные проблемы в личностном развитии, в общении. И рассказ по рисунку тоже должен быть более развернутым и содержательным, чем у пятилеток.
Имеет смысл оценить не только адекватность изображения прочитанному рассказу и устного описания картинки — изображению и его замыслу, но и особенности построения и пластики рисунка как такового: размещение на листе (прижато к нижнему краю, равномерно заполняющая лист композиция, сдвиг в одну сторону, мелкое изображение вверху листа, диагональная композиция и т.д.), выразительность изображенных предметов и фигур, их детализация (конечности, пальцы, ступни, волосы, уши, одежда, украшения, мелкие детали окружающих предметов, наличие фона — пейзажа, интерьера), использование цвета, эмоциональный настрой рисунка.

5. Игра с мячом. Предложить ребенку попробовать отбивать мяч об пол. Когда он немножко потренируется (отметить, насколько успешно), предложить ему посчитать, отбивая мяч об пол: от 1 вперед сколько он сможет, от 4 вперед, от 7 назад, от 10 вперед, от 10 назад. Предложить посчитать, прибавляя по 2, набивая мяч: 2, 4, 6... — сколько сможет. То же самое, прибавляя по 2, но начиная с 1: 1, 3, 5...
Комментарии. Дети этого возраста считают по одному вперед по крайней мере до 20, а некоторые значительно дальше. Ограничение накладывает только отбивание мяча. Обычно шести-, семилетки могут отбивать мяч 7—10 раз, и только некоторые больше. По 2 считают обычно только до 10 или до 9—11 (в случае нечетных чисел). Немногие дети, имеющие проблемы развития, затрудняются со счетом по два.
Корректировать это «в лоб», обучая воспроизведению ряда четных или нечетных чисел, нецелесообразно. Коррекционные мероприятия должны носить более широкий характер.

6. Игра «Я знаю пять...». Аналогично игре для 5–6-леток. Но в данном случае — «я знаю пять...»: слов из двух слогов; слов из одного слога; слов на букву л; слов на букву в; гласных букв (можно 7, а если ребенок хочет — и все 10); согласных букв (можно 10 или больше); чисел больше 10; чисел меньше 6; чисел, которые меньше 20 и больше 10.
Комментарии. У большинства детей, знающих эту игру и прошедших обучение по программе шестилеток, игра обычно не вызывает затруднений (при условии, что они никогда раньше не играли именно с этими заданиями). Существенные трудности есть у отдельных детей, имеющих проблемы развития.

7. Буквы на карточках. Дать буквы на карточках — а (2 шт.), с, п, о (2 шт.), к (2 шт.), н, ш, л, у, р, г. Предложить сложить как можно больше слов. Если ребенку нужно, он может использовать одну карточку в нескольких словах.
Комментарии. Нормальным выполнением задания для шести-, семилетки будет, если он сложит два-три слова. Около трети или чуть больше детей сложат одно-два слова. И наконец, немногие дети (как правило, 1—3 ребенка из обычной одновозрастной группы), имеющие трудности развития, с трудом сложат одно слово.

8. Слоги на карточках. Дать слоги на карточках — на, сос, ка, ток, ша и попросить сложить как можно больше слов. При желании ребенка можно использовать одну карточку в нескольких словах и добавлять карточки с буквами от прошлого задания (они лежат на том же столе чуть в стороне).
Комментарии. Обычно дети складывают 1—3 слова. Некоторым детям нужна организующая помощь взрослого — наводящие вопросы и т.д.

9. Задача. Предложить задачу: «Я задумал число. Вычел из него 4, получилось 5. Какое это число?» Если ребенок решает легко, можно дать еще одну: «Я задумал число. Вычел из него 3, потом к тому, что получилось, прибавил 1, получилось 6. Какое задумано число?» Если трудно, дается более легкий вариант: «Я задумал число. Прибавил к нему 2, получилось 5. Какое число я задумал?»
Комментарии. При выполнении этого задания на столе должен быть счетный материал. Ребенок может при желании обратиться к нему, можно предложить ребенку воспользоваться им. Отметить в протоколе.
Детям нравятся задачи-головоломки, они охотно их решают. Для ребенка предшкольного возраста хорошо, если он оперирует в уме натуральным рядом чисел в пределах десяти, выполняя одно действие сложения или вычитания в процессе решения косвенной задачи (в косвенной задаче неизвестным является исходное число, а промежуточные и конечный результаты даются в условии). Очень хорошо, если ребенок сумеет самостоятельно обратиться к счетному материалу и помочь себе таким образом. Замечательно, если он способен к переходу через десяток в заданиях этого типа или если он может удержаться и проделать не одно, а два-три действия.
Есть дети, которым трудно понять сам принцип решения косвенной задачи — их немного, не более 1—3 на обычную группу. С ними следует целенаправленно проработать задачу со счетным материалом в руках.

10. Задачи без пересчета. Попросить взять из счетного материала (мелкие игрушки в количестве 2—4 десятков) 12 предметов. Из них отодвинуть в сторону 4. Попросить ответить, не пересчитывая, сколько осталось. Если не может сообразить, позволить пересчитать. Убрать два предмета, чтобы осталось 10. Из них отодвинуть в сторону 6. Спросить, сколько осталось.
Комментарии. Примерно четверть детей решают это легко, еще две четверти — с усилиями, пользуясь пальцами, но решают. Около четверти детей затрудняются в решении таких задач без пересчета предметов.

11. Ориентировка на пространстве листа. Дать ребенку лист бумаги и карандаши. Попросить нарисовать в середине листа мальчика или девочку (в соответствии с полом ребенка), слева от нее (него) собачку, справа мячик. Внизу справа — траву и два цветка в ней, слева вверху — солнышко.
Комментарии. Дети, обучавшиеся по программе шестилеток, делают это легко. Если ребенок имеет трудности ориентировки в пространстве листа, стоит проверить его функциональные асимметрии — признаки скрытого левшества и ведущий глаз. Это должен сделать психолог.

12. Копирование узора. Попросить скопировать узор «петля», «крючок-петля», начатый взрослым, на листе бумаги без всякой разлиновки. Ребенок должен разобраться в форме росчерка, воспроизвести его структуру. Предложить для копирования еще пару росчерков — «петелька вверх — петелька вниз», «овалы» или др.
Комментарии. Ребенок должен хотя бы на протяжении половины строки удержать горизонтальное направление росчерка (без линеек!) и размер его элементов. В конце строки 6—7-летний ребенок может потерять направление и измельчить узор.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕМИ–ВОСЬМИ ЛЕТ

Диагностика проводится в конце учебного года в 1-м классе, в начале учебного года — во 2-м.

1. Слова на правило. Попросить придумать и записать четыре слова на правило «жи — ши пиши через и».

2. Родственные слова. Попросить придумать и записать как можно больше родственных слов к слову «дом». (Обычно дети подбирают 3–5 слов).

3. Придумать слова. Попросить придумать и записать три слова, каждое из трех слогов, обозначающие что-нибудь съедобное. Три слова, каждое из двух слогов, обозначающие что-то живое. Четыре слова, каждое из четырех букв, начинающиеся на букву к.

4. Придумать предложение. Попросить придумать и записать предложение про мышку из пяти слов.

5. Записать число. Попросить записать число: состоящее из четырех десятков и ноля единиц, состоящее из шести десятков и шести единиц, состоящее из ноля десятков и трех единиц; стоящее перед числом 78, после числа 21; перед числом, состоящим из восьми десятков и одной единицы; после числа, состоящего из трех десятков и девяти единиц.

6. Придумать задачу-1. Попросить придумать задачу про зайчат, которые родились в лесу в двух заячьих семьях. Записать решение придуманной задачи.

7. Придумать задачу-2. Попросить придумать задачу по выражению — (14 — 8) + 14, записать ее решение двумя действиями с пояснениями и ответом.

8. Прибавлять по 3, отнимать по 2. Попросить посчитать, прибавляя в уме по три, сколько сможет: 3, 6, 9 и т.д. Обычно дети, перешедшие во второй класс, считают по 3 примерно до 30–39, некоторые значительно дальше. Попросить посчитать назад от 20, отнимая по 2: 20, 18 и т.д.

9. Решить устно. Попросить решить устно задачу: «В кармане куртки были ириски. По дороге в школу мальчик (девочка) съел три ириски, а по дороге домой из школы — четыре. Когда он пришел домой и посчитал, сколько ирисок осталось, оказалось, что их осталось пять. Сколько ирисок было в кармане куртки утром, когда мальчик выходил из дома?» Записать в протокол ответ ребенка и ход его рассуждений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВОСЬМИ–ДЕВЯТИ ЛЕТ

Диагностика проводится в конце учебного года во 2-м классе, в начале — в 3-м.

1. Придумать предложение. Попросить придумать предложение по вопросам: «какой? кто? когда? что делал? как?» Придумать предложение по схеме: подлежащее — сказуемое — второстепенный член — второстепенный член.
Комментарии.
Ребенок может забыть в момент обследования названия членов предложения. Вполне допустимо с помощью наводящих вопросов помочь ему вспомнить соответствующий раздел учебного материала, но после того как он все вспомнил, предоставить возможность работать самостоятельно. Если была оказана такого рода помощь — отметить в протоколе. Также отметить весь ход рассуждений и работы ребенка.

2. Написать рассказ. Попросить написать маленький рассказ из трех-пяти предложений про летний дождь. Обязательно отметить продолжительность написания.

3. Подобрать однокоренные слова. Попросить подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «свет». Когда ребенок подберет слова, попросить его выделить в этих словах приставки, суффиксы, окончания. Подсчитать с ним, сколько разных суффиксов он употребил, сколько приставок, сколько окончаний. Отметить время.

4. Придумать примеры-1. Попросить придумать и записать пять примеров на безударные гласные в корне слова с проверочными словами. Отметить время.

5. Придумать примеры-2. Попросить придумать и записать 3 примера на оглушенные согласные в конце слова с проверочными словами.

6. Работа с небольшим рассказом. Дать ребенку незнакомую книгу с небольшими детскими рассказами или стихами. Попросить найти по оглавлению определенный (маленький) рассказ, узнать по оглавлению, сколько в нем страниц. Попросить прочитать рассказ (можно про себя, а можно и вслух или вполголоса, как удобно ребенку, нарочито не обращая внимания на то, как он читает, но в протоколе обязательно отметить характер и время чтения). Записать одно предложение, в котором, с точки зрения ребенка, выражена суть прочитанного рассказа, его главная мысль. Это может быть ключевая фраза из текста рассказа, а может — своеобразная мораль, сформулированная самим ребенком.

7. Числа под диктовку. Попросить записать под диктовку числа, состоящие из: пяти сотен, трех десятков и одной единицы; двух сотен, ноля десятков и двух единиц; десяти сотен, ноля десятков и ноля единиц; число, стоящее после того, которое состоит из одной сотни, девяти десятков и девяти единиц; число, стоящее перед тем, которое состоит из четырех сотен, ноля десятков и ноля единиц.

8. Задача в два действия. Придумать задачу в два действия про ящики, килограммы яблок и груш. Записать ее решение в виде действий с пояснениями.

9. Придумать задачу. Придумать задачу к следующему математическому выражению: 6х7 + 9х8, записать ее решение в виде действий с пояснениями и ответом (примерно в виде: 1) 6х7 = 42 тетради — было всего).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕВЯТИ–ДЕСЯТИ ЛЕТ

Диагностика проводится в конце учебного года в 3-м классе.

1. Составить уравнение, в котором неизвестным будет первое слагаемое, второе слагаемое выражено пятизначным числом, состоящим из двух десятков тысяч, ноля тысяч, одной сотни, трех десятков и ноля единиц, а сумма выражена шестизначным числом, у которого все разряды, кроме одного, равны нулю, а этот единственный разряд — единице. Решить это уравнение.

2. Придумать задачу про два самолета, вылетевших в противоположных направлениях одновременно, с такими данными: 3 часа, 3540 км, 620 км/ч. Записать связно ее условия и решение в виде действий с пояснениями. Попросить перевести 3 часа в минуты, а потом в секунды.

3. Придумать задачу к математическому выражению: (12 — 6)х3 + 12х5 = 78 и записать в виде связного текста ее условия.

4. Попросить построить на бумаге с помощью карандаша и линейки два разных прямоугольника с одинаковым периметром, равным 18 см 6 мм. Выразить его периметр в миллиметрах. Попросить построить с помощью карандаша и линейки прямоугольник с площадью 24 кв. см. Попросить перевести его площадь в квадратные миллиметры.

5. Прочитать, написать план. Предложить ребенку найти в незнакомой книжке определенный рассказ (стихотворение), прочитать его про себя и написать план из не менее трех-четырех пунктов, озаглавив самостоятельно каждый из них.

6. Записать 3 предложения. Попросить придумать и записать три предложения с однородными членами: одно с однородными подлежащими, второе с однородными сказуемыми, третье с однородными второстепенными членами. Разобрать два из этих однородных членов предложения (одно существительное и один глагол) как части речи, а еще один (второстепенный член предложения) по составу слова.

7. Придумать родственные слова. Попросить придумать как можно больше родственных слов к слову «игра». Записать их в отдельные столбцы по частям речи. Если будут слова, принадлежность которых детям неизвестна (причастия, деепричастия, наречия), их можно записать в отдельный столбик как неизвестные. Просклонять существительные. Проспрягать глаголы.

8. Придумать 3 предложения. Попросить ребенка придумать и записать три предложения про далекое прошлое: одно повествовательное, второе вопросительное, третье восклицательное.

Авторский коллектив
научно-внедренческой
лаборатории
психопедагогики образования
под руководством
Е.Е. КРАВЦОВОЙ,
Институт психологии
им. Л.С. Выготского РГГУ