Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2004


СКРИЖАЛИ

Со времен античности медики, врачеватели тела, начиная обучаться своему искусству, давали клятву Гиппократа: «Я буду лечить больных на пользу их здоровью, сообразно с моими силами и моим разумением, стараясь не причинять им ничего недоброго и вредного...»
Психологи, вступая на профессиональный путь, никаких клятв не дают. (Педагоги, впрочем, тоже.) А жаль. «Причинение недоброго» душе человека чревато не менее опасными последствиями, чем причинение вреда его телу. И эти последствия имеют тенденцию множиться, разрастаться, распространяться на близких и знакомых того, кто испытал на себе «недобрый профессионализм». Или недостаток профессионализма.
Профессионализм психолога должен быть крепко увязан с его профессиональной этикой. Иначе и быть не может: ведь речь идет о «вЕдении психе» — психического, души и ее «изнанки».
Принципы психологической этики, ее заповеди на страницах нашей газеты в рубрике «Скрижали» будут формулировать ведущие отечественные психологи.
Сегодня в роли Моисея от психологии — доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Елена КРАВЦОВА.
РЕДАКЦИЯ

 

ГИППОКРАТОВА
КЛЯТВА

«Клянусь Аполлоном-Целителем, Асклепием и всеми богами и богинями! Врача, научившего меня искусству, я буду чтить, как отца, во всем помогать ему и делиться с ним. Искусство, которому меня научили, я буду сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, принесшим эту присягу, но никому другому. Я буду лечить больных на пользу их здоровью, сообразно с моими силами и моим разумением, стараясь не причинять им ничего недоброго и вредного. Если кто попросит у меня смертельного средства, я не дам ему и не покажу пути для этого. Чисто и непорочно буду я вести свою жизнь и вершить свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, не имея никаких дурных умыслов по отношению к нему и домашним его. Что бы я в том доме ни видел или ни услышал из того, что не подлежит разглашению, я буду молчать о том, как о тайне. И если буду я верен этой клятве, то да пошлют мне боги счастие в жизни и славу в искусстве на вечные времена, если же нарушу ее, то да свершится все обратное этому.

(Перевод с древнегреческого Михаила ГАСПАРОВА)

А Я ГОВОРЮ ВАМ...

Психолог — не профессия, а образ жизни. Поэтому настоящий психолог не дозирует себя, а щедро тратит, не задумываясь о том, чем это может для него обернуться.

Психолога касается все, что происходит с приходящим к нему человеком. Он умеет протянуть руку помощи любому, кто в нем нуждается, и умеет общаться с самыми разными категориями людей.

В школе у психолога много разных дел. Он помогает учителям, он выполняет задания администрации. Но главное, что он должен помнить внутри своей школьной жизни, так это то, что он — Представитель Ребенка. И это важнее помощи учителям и важнее административных заданий. В этом заключается пафос деятельности школьного психолога.

По словам Г. Батищева, в каждом взрослом сидит «полупридушенный ребенок». Важно помнить: взрослый является личностью ровно в той степени, в которой он сумел сохранить этого ребенка внутри себя. Для психолога крайне важно всегда, во всех обстоятельствах, суметь ощутить в себе ребенка. Тогда он получит возможность найти правильный выход в самой сложной профессиональной ситуации.


Внимание! Конкурс!

Предлагаем нашим читателям, опираясь на этот греческий текст многовековой давности, сложить клятву для тех, кто начинает учиться психологии или готовится стать школьным психологом.
Все достойные «сочинения» будут опубликованы в рубрике «Скрижали», а их авторы получат от редакции памятные сувениры.