Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ ПО
ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учеб. пособие/Под ред.
Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко
СПб.: Речь, 2002

Cколько бы ни выходило методических пособий по психодиагностике, они всегда будут пользоваться неизменным спросом, так как абсолютно все практические психологи вынуждены проводить обследования. В то же время каждый психолог выбирает пособие в соответствии с собственными условиями и задачами, которые носят индивидуальный характер. Поэтому необходимо выделить отличительные особенности данного издания.
Название книги точно отражает ее содержание: в ней идет речь об основных методах психологического исследования как детей, так и взрослых. В аннотации отмечается, что это — уникальный сборник психодиагностических методик, что отнюдь не означает завышенной самооценки его составителей, а точно отражает реальное положение — 700 (!) страниц убористого теста. В пособии приводится описание методов исследования познавательной сферы, личности, творческих способностей, характера межличностного взаимодействия. Таким образом, фундаментальность издания сомнений не вызывает.
Однако нередко достоинства своим логическим продолжением имеют недостатки, на которые вы невольно обращаете внимание по ходу чтения книги.
Во-первых, установка авторов на максимально полное освещение диагностических приемов привела к тому, что далеко не все методики, что называется, готовы к непосредственному применению по причине довольно частого отсутствия возрастных нормативов. Например, вас заинтересовал тест Мюнстерберга, направленный на исследование избирательности внимания. Вы найдете в книге довольно подробное описание процедуры проведения методики, бланк, а также узнаете, как обрабатывать результаты. При этом главный вопрос: а что делать с полученными цифрами, увы, останется, без ответа. Что может быть отнесено, хотя и весьма условно, к норме, а что уже лежит за ее пределами? Согласитесь, что диагностика не может быть сведена к получению чисто количественных данных.
Во-вторых, в книге приводится такое количество диагностических методик, что трудно понять, какую и в каких конкретных случаях следует использовать. Может быть, это не имеет значения, но тогда об этом тоже стоило бы написать.
И, наконец, в-третьих. Первое и второе, вместе взятые, значительно осложняют обращение к данному изданию молодых психологов, недостаточно разбирающихся в специфике каждого из методов работы. Оно рассчитано скорее на уже состоявшихся психологов, рассчитывающих пополнить свой профессиональный багаж практических методик.
Еще одно замечание непринципиального характера: в тексте встречается очень много указаний на сноски, но при этом сами сноски отсутствуют.
В силу своей фундаментальности этот практикум может быть рекомендован как добротное справочное издание по психодиагностике, из которого читатель получает полную информацию о назначении методики и процедуре ее применения, а далее решает для себя, какая больше отвечает его практическим целям. Однако не исключено, что придется самостоятельно отыскивать нормативы развития.

Марина СТЕПАНОВА