Как справиться с
последствиями трагедии?
Рекомендации для
школьных психологов и учителей
Дети оказываются наиболее уязвимы и
беззащитны перед лицом катастрофы. Что говорить
о ребенке, если взрослому трудно понять и принять
событие, которое невозможно ни контролировать,
ни предсказать, его нельзя «уладить», разрешить
раз и навсегда.
Что в кризисной ситуации важно знать учителю и
школьному психологу, к чему быть готовым, чтобы
помочь ребенку?
Острота реакции может зависеть от
нескольких факторов: 1) степень вовлеченности
(находился в эпицентре события, сам попал в
заложники; среди заложников были родные и
близкие; следил за событиями по телевизору); 2)
индивидуальные особенности (чувствительность,
наличие навыков совладания); 3) наличие
предшествующего травматического опыта (потеря
близких, был в роли жертвы или свидетеля
катастрофы и пр.).
Могут наблюдаться следующие реакции.
Физические: возбуждение (может привести
к истощению), повышенная настороженность,
мышечная напряженность, прерывистый пульс,
повышенное потоотделение, изменение дыхания,
расстройство желудочно-кишечного тракта,
нарушение сна (трудности засыпания, ночные
кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или,
напротив, короткий), головные и другие боли;
необычные жалобы; обострение хронических
заболеваний; психосоматика.
Поведенческие: поведенческая регрессия,
изменение пищевого поведения, ограничение
социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в
себя, жесткое следование или отрицание
культурных стандартов поведения. Изменения,
возникшие вследствие удара по адаптивным
способностям, защитам, навыкам. Перемена
внешнего вида. Отсутствие контакта глаз.
Избегание любых напоминаний, мыслей о
происшедшем. Повышение импульсивности
поведения. Повышение конфликтности (особенно у
подростков). Отказ идти в школу. Создание системы
внешних вех стабильности, предсказуемости мира
(суеверия, приметы).
Когнитивные: трудности концентрации и
переключения, принятия любых решений, мысль
скачет (или, напротив, мыслительный процесс
замедляется); снижение академической
успеваемости.
Личностные: изменение системы
представлений о мире, о себе и других, подрыв на
уровне базовых потребностей — физиологических
(вода, питание), в безопасности, защите. Изменение
ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам
доверия, открытости, безопасности. Сужение
перспективы будущего. Ощущение бессмысленности
жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и
несправедливым.
Эмоциональные: общий дистресс, гнев и
враждебность, депрессия, тревожность, страх,
паника, чувство беспомощности и бессилия,
чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение
других. Эмоциональная нестабильность (скачки
настроения), апатия. Ощущение несправедливости
того, что произошло. Злость.
Следует учитывать:
• то, как обычно ведет себя ребенок;
• культурно-этнические особенности
реагирования;
• наличие предшествующего травматического
опыта;
• индивидуальные и возрастные особенности.
Действия школьного психолога/учителя
• Одно из самых важных — справиться со своими
собственными вполне естественными и объяснимыми
чувствами беспомощности, страха, гнева. Без этого
учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям.
•
Поддержка. Восстановление чувства безопасности
и доверия. Помочь ребенку справиться со своими
чувствами, развить навыки совладания. Мир для
него никогда не будет тем же, но и новый мир может
стать безопасным и уютным, иметь будущее.
• Помочь родителям ребенка. Нередко во время
таких трагедий школьный психолог становится
психологом для всего сообщества, оказывая помощь
населению.
• Дать возможность говорить, поощрять
потребность выговориться, но не заставлять, не
принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда
важно просто быть рядом.
• Не навязывать своих объяснений происшедшего и
чувств, переполняющих человека. Не пытаться
уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее
всего, так оно и будет, но сейчас человек
чувствует совсем другое.
• Выявить детей группы риска, при необходимости
направить к специалисту.
Основные методы, которые может
использовать психолог/учитель, — разговорные,
рисуночные, игровые.
• Дать возможность ребенку высказываться, но не
принуждать, не торопиться и не торопить, не
бояться пауз. Дать понять, что ожидается и чего
можно ожидать. Спросить, где он был во время
трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел,
чувствовал (по всем модальностям) в этот момент.
Что делал, как реагировал, что испытывал? Что они
думают, ощущают в отношении того, что произошло?
• В случаях, когда ребенку трудно или невозможно
говорить о происшедшем, нужно использовать
рисуночные или игровые методы. В том числе —
подвижные игры или релаксацию для снятия
напряжения.
• Иногда разговорные методы плохо работают: это
может быть связано с влиянием культуры, в которой
не принято открыто обсуждать переживания;
некоторым детям не хочется открыто обсуждать
свои чувства. В этом случае можно использовать
рисуночные методы:
— вместе с детьми нарисовать или написать книгу,
посвятить ее погибшим товарищам;
— выпустить газету с рисунками (повесить ее в
классе, дать возможность вносить изменения;
обращать на нее внимание гостей,
фотографировать);
— рисовать разные аспекты случившегося;
— изготовить коллаж на основе рассказа детей о
трагедии. Можно использовать вырезки из журналов
(это более безопасно), а потом дорисовывать то,
чего не хватает. Не забудьте сказать, что цель
работы — не нарисовать красивую картинку, а
выразить то, что происходит в душе.
Возможные возрастные особенности
реагирования детей на кризисную ситуацию
Симптомы |
Помощь |
Дошкольный возраст |
Беспомощность и
пассивность |
Обеспечение
поддержки, отдыха, комфорта, хорошее питание,
возможность играть, рисовать |
Генерализованный
страх |
Восстановление
защиты со стороны взрослых |
Тревожная
привязанность
(цепляется за взрослого,
отказывается оставаться один) |
Обеспечение
постоянной заботы и ухода |
Поведенческая
регрессия (сосание пальца, энурез, лепетание) |
Не ругать,
перетерпеть эти временные явления |
Расстройства сна |
Поощрение
рассказов о том, что снится; посидеть с
ребенком перед сном |
Недостаточность
вербализации — элективный мутизм, повторяющиеся
проигрывания случившегося |
Помощь в
вербализации общих чувств, жалоб, того, что
беспокоит ребенка. Дать возможность проиграть
травматические события |
Соматические
жалобы |
Помощь в
идентификации испытанных во время события
телесных ощущений, снятие мышечного напряжения,
восстановление дыхания, релаксация |
Младший школьный возраст |
Поглощенность
собственными действиями во время события |
Помощь в
выражении скрытых переживаний события, чувств,
мыслей по поводу происшедшего |
Специфические
страхи,
запускаемые воспоминаниями |
Помощь в
идентификации и выражении воспоминаний, тревог,
беспокойства |
Пересказы и
проигрывание события |
Дать возможность
говорить и играть, объяснить, что чувства и
реакции ребенка нормальны |
Нарушения сна |
Поддержка в
рассказах о снах, выражении чувств |
Забота о своей
безопасности, безопасности других |
Помочь поделиться
беспокойством, тревогами,
успокоить реалистической информацией |
Соматические
жалобы |
Помочь
идентифицировать испытанные во время события
телесные ощущения, снятие мышечного напряжения,
восстановление дыхания, релаксация |
Забота о других
жертвах и их семьях |
Поощрение
конструктивных действий |
Подростковый возраст |
Взгляд со стороны,
стыд, вина, страх |
Побуждение к
обсуждению события,
связанных с ним чувств |
Соматические
жалобы |
Помочь
идентифицировать испытанные во время события
телесные ощущения, снятие мышечного напряжения,
восстановление дыхания, релаксация |
Тревожное
осмысление своих страхов, эмоциональных реакций,
страх казаться ненормальным |
Помощь в
осознании своих чувств, в понимании того, что
способность переживать такой страх — признак
взрослости; поощрение понимания и поддержки
в среде сверстников |
Посттравматические
срывы (злоупотребление алкоголем, наркотиками,
конфликтное поведение) |
Помощь в
понимании того, что такое поведение — попытка
блокировать свои реакции. Помощь в осознании
реакций, расширение представлений о формах
совладающего поведения |
Резкие изменения
в межличностных отношениях |
Обсуждение
возможных трудностей в отношениях
со сверстниками и семьей |
Отрицание
трудностей, связанных с пережитыми событиями |
Дать информацию,
где может получить помощь в случае
необходимости. Информационная поддержка.
Отслеживание состояния |
Радикальные
изменения жизненных установок, влияющих на
формирование идентичности |
Связать изменения
установок с влиянием травмы |
|