Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2004


ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

А.Ф. ЛАЗУРСКИЙ.
ШКОЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
С.- Петербург. 1908 г. 228 стр. Цена 1 р. 25 к.

Школьные характеристики А.Ф. Лазурского — это попытка поставить изучение характеров учеников на строго научную почву. Автором руководит не педагогический, а чисто научный интерес. Он стремится к созданию естественной классификации характеров путем составления подробных научных характеристик отдельных личностей и последовательной их группировки. «Чем более разбираешься, — говорит автор, — в характеристике любого мальчика (если только эта характеристика составлена достаточно полно и опирается на определенные фактические данные), тем более убеждаешься в том, что изучение характеров может и должно стать со временем точной наукой, не только описывающей, но и объясняющей, пользующейся в своих наблюдениях не только полубессознательным чутьем и знанием жизни, но также и определенными, проверенными и сознательно применяемыми методами.
Конечно, для достижения этой цели придется сделать еще многое, придется усовершенствовать как приемы наблюдения, так и способы анализа полученных результатов. Но уже и то, что мы имеем в настоящее время, дозволяет надеяться, что в конце концов цель будет достигнута». Несмотря на это «Школьные характеристики» являются для педагогов книгой очень интересной и имеющей большое значение.
Едва ли в настоящее время нужно говорить о важности для педагога умения разбираться в характерах учеников, умения поставить вовремя диагноз их душевных переживаний. Между тем при составлении характеристик учащихся в школе, если только они составляются, обыкновенно не пользуются никакими точными методами, а лишь тем полубессознательным чутьем, о котором говорит автор. Поэтому неудивительно, что такие характеристики имеют очень невысокую ценность: часто они полны противоречий, составляются без всякого плана и отражают на себе субъективные взгляды на данного ученика их составителя.
Если же есть уже определенные и проверенные методы для изучения характера, которые могут помочь составить точную и объективную характеристику ученика, то ими необходимо пользоваться...
Собранный материал дал возможность составить фактически обоснованные характеристики (автором приведено 11 характеристик), в которых различные душевные переживания учеников не только описаны, но и в значительной степени объяснены. В пятой главе исследования, занимающей около половины всей книги, автор дает очень интересную попытку проанализировать, на основании полученного материала, сложные проявления личности учеников и связь, взаимоотношение между ними и, таким образом, установить эмпирически типы учеников. Само собой разумеется, говорит автор, что для окончательного установления типов в области какого бы то ни было душевного качества требуется значительное число наблюдений и характеристик, так что наши анализы, основанные всего на 11 наблюдениях, следует рассматривать только как первые шаги в указанном направлении. Поэтому он в характерологическом анализе сложных проявлений личности избегает окончательной группировки типов и ограничивается указанием на то, что в тех 11 случаях, которые у него под руками, те или иные проявления сложного качества были связаны с такими-то и такими-то основными наклонностями.
Для окончательного их установления и проверки потребуется еще немалое количество характеристик и наблюдений. Случайность в подборе анализируемых сложных качеств автор объясняет тем, что приходилось выбирать только те качества, которые были выражены более или менее резко у наблюдавшихся учеников и для анализа которых имелось достаточно фактических данных и характеристик. Наконец, необходимо упомянуть о попытке автора характеристик составить схему личности, которая бы дала возможность наглядно представить особенности данного ученика и облегчила бы разработку материала для характеристики.

Школьные характеристики, как первая попытка составления научно обоснованных характеристик, не лишены некоторых недостатков. Сам автор постоянно указывает на те пробелы, которые были замечены им при организации наблюдений и в постановке опытов, а также на то, что собранные материалы недостаточны для широких выводов и обобщений. Тем не менее надо горячо рекомендовать его книгу вниманию педагогов, желающих изучить душевную жизнь вверенных им питомцев. Она познакомит их с методами и приемами собирания материалов для характеристик и с приемами их обработки. В этом отношении она является незаменимым пособием.

Н.Е. Румянцев
Из «Обзора литературы по психологии детства»,
С.-Петербург, 1912 г.

 


А.Ф. ЛАЗУРСКИЙ
ШКОЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Глава I
Задачи исследования и его методы

Работа наша является результатом наблюдений, организованных осенью и зимой 1904/1905 учебного года при Петербургских педологических курсах с целью получения возможно более полных и притом фактически обоснованных характеристик учащихся... Такие характеристики, как мы это сейчас увидим, могут представлять интерес двоякого рода: с одной стороны, они имеют самостоятельное значение, обрисовывая различные типы учащихся и помогая уяснить психологическую конструкцию каждого отдельного типа, с другой — дают богатый материал для различного рода сопоставлений и выводов, относящихся к изучению сложных проявлений личности.
Ближайшею целью науки, изучающей человеческие характеры, является в настоящее время составление естественной классификации характеров, которая опиралась бы, с одной стороны, на данные современной психологии, а с другой — на многочисленные описания и характеристики, приближающие ее к жизни и дающие возможность пользоваться ею в качестве руководства при наблюдениях над отдельными лицами. Существующие классификации, иногда очень выдержанные в психологическом отношении, страдают в большинстве случаев чрезмерной отвлеченностью и схематичностью. Будучи составлены чисто дедуктивным путем, они очень мало считаются со всею сложностью живой человеческой личности и поэтому совершенно не могут служить руководством или пособием во время наблюдений над живыми людьми. Нам кажется, что следует попытаться подойти к той же цели несколько иным путем, именно путем составления подробных характеристик отдельных личностей и последовательной их группировки.
Но для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом — выяснить психологическую конструкцию данной личности...
Подробный психологический анализ каждой характеристики может представлять интерес еще и в другом отношении: он лишний раз подчеркивает ту закономерность, которая существует в строении каждой отдельной личности, каждого отдельного характера. Чем больше разбираешься в характеристике любого ребенка (если только характеристика эта составлена достаточно полно и опирается на определенные фактические данные), тем больше убеждаешься в том, что изучение характеров может и должно стать со временем точной наукой, не только описывающей, но и объясняющей, пользующейся в своих наблюдениях не только полубессознательным «чутьем» и «знанием жизни», но также и определенными, проверенными и сознательно приемлемыми методами...
Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.
Такой способ составления характеристик мы считаем совершенно непригодным для достижения тех целей, о которых говорилось выше. Прежде всего он дает нам вместо ярких, конкретных, резко отличающихся друг от друга типов и образов, бледные, полуотвлеченные схемы, так что читателю приходится значительно напрягать свое воображение, чтобы оживить эти схемы и вложить в них определенное содержание. Благодаря этому теряется то приближение науки к жизни, отвлечения к действительности, без которого, по нашему мнению, невозможен прогресс науки о характерах.
Но есть и другие, более важные основания, заставляющие нас дорожить каждым фактом, освещающим какую-нибудь сторону наблюдаемой личности. Всем известно, какой крайней субъективностью отличается понимание психологических терминов вообще, а в особенности таких общежитейских, полунаучных обозначений, как аккуратность, настойчивость, разъясненность и т.п. Без преувеличения можно сказать, что каждый понимает их по своему, вкладывая в них свое особое содержание, иногда значительно отличающееся от того, что подразумевают под этими словами другие люди. Фактические данные в большинстве подобных случаев сразу поясняют, в чем дело, устраняя таким образом всякие возможные недоразумения.
Кроме того, представляя хотя бы в сжатом виде те факты, которые привели его к известным выводам и заключениям, автор дает возможность читателю самому судить о том, насколько правильны и обоснованны эти выводы. В противном случае, если вместо фактов приведены одни только заключения, выраженные к тому же в общей категорической форме, вроде «невнимательность», «легко поддается внушению» и т.п., то читатель должен, в сущности, во всем верить автору на слово: как бы ни были шатки, неполны и недостаточны те данные, на основании которых сделаны известные обобщения, все равно обобщения эти даются в одинаково категорической, не допускающей возражений форме. Получается кажущаяся точность и определенность там, где ее, быть может, вовсе нет на самом деле.
Все эти соображения заставили нас, не останавливаясь перед размерами характеристик, включить в них большинство тех фактических данных, которые во время составления характеристик служили материалом для наших выводов и обобщений.
Целесообразность такого приема подтвердилась еще более, когда мы перешли к последней и вместе с тем очень важной части нашей работы, именно — к анализу сложных проявлений личности. Этим именем мы будем называть такие качества, как бережливость, любовь к порядку, разговорчивость и болтливость, любопытство и любознательность, отношение к чтению, общительность, отношение к своим обязанностям, отношение к товарищам и воспитателям, — одним словом, все те сложные и вместе с тем более или менее устойчивые особенности поведения и внешней жизни наблюдаемых, на которых отражается, с одной стороны, индивидуальный склад каждого из них, а с другой — влияние среды, обстановки, условий жизни и т.п. В состав каждого такого сложного проявления входят обыкновенно несколько более элементарных основных наклонностей. Эти наклонности, отчасти благодаря своему психологическому средству, а отчасти под влиянием постоянного воздействия известных внешних условий, просто спаиваются между собой, образуя стойкое сочетание, которое во многих случаях является настолько типичным и характерным, что одного упоминания о нем бывает уже достаточно, чтобы охарактеризовать с известной стороны личность данного человека.
Когда мы приступили к анализу этих проявлений, то оказалось, что описания и фактические данные наших характеристик не только не страдают излишней полнотою, но наоборот, в некоторых случаях оказываются даже недостаточно подробными. Сравнивая между собою аналогичные проявления у разных испытуемых и стараясь выяснить, отчего зависят различия этих проявлений и какие элементарные наклонности лежат в их основе, мы убеждаемся нередко, что какой-нибудь незначительный факт, казавшийся при составлении характеристики второстепенной деталью, дает совершенно неожиданно новое освещение вопросу и помогает его уяснению. Вообще, на основании своей работы мы пришли к заключению, что характерологический анализ сложных проявлений личности возможен только в том случае, если имеется налицо ряд очень полно составленных характеристик, служащих необходимым для анализа материалом.
Помимо своего теоретического интереса, подробно составленные и психологически проанализированные характеристик могут, как нам кажется, иметь также и известное практическое значение, облегчая наблюдения для тех, кто еще не приобрел в этом деле достаточно навыка. Пока у нас нет подробно разработанной и близкой к жизни классификации характеров, каждый наблюдатель вынужден идти, так сказать, ощупью, не зная даже в общих чертах, какие типы могут у него получиться и к чему приведет его группировка отрывочных фактов и наблюдений. Пользование какой-нибудь определенной программой исследования личности (а таких программ имеется в настоящее время уже несколько), конечно, значительно облегчает дело, но все же одной только программы недостаточно для успешного ведения наблюдений. Программа помогает собиранию отдельных характерных фактов из жизни испытуемого, обращая на них наше внимание и способствуя их психологической оценке, но она не может научить тому, как следует потом скомбинировать эти факты, чтобы получить из них цельную. закономерно построенную человеческую личность. Существование ряда подробно составленных и детально проанализированных характеристик, дающих к тому же самые разнообразные типы и разновидности учащихся, может, как нам кажется, служить в этом отношении для наблюдателя хорошим пособием. Имея их постоянно перед глазами, он сравнивает с ними своих испытуемых, благодаря чему вся вообще его работа значительно облегчается.
Некоторым, быть может, покажется странным то обстоятельство, что мы все время говорим о психологическом анализе личности, совершенно не упоминая о таких сторонах исследования, как измерение роста, объема груди и формы черепа, описание телосложения, состояние здоровья, мышечной силы и т.п. На это мы можем ответить, что методы физического исследования личности в настоящее время разработаны уже очень детально, так что эта сторона дела интересовала нас лишь постольку, поскольку состояние здоровья, а также особенности телосложения и так называемого физиологического темперамента могли отразиться на психических складах наших испытуемых. Необходимые с этой точки зрения будут приведены в наших характеристиках.

Продолжение следует