Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психопрофилактика
в практической психологии образования:
учебное пособие

В.Э. Пахальян
М.: ПЕР СЭ, 2003

Хорошо известное положение о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить, относится не только к соматическому, но и к психическому здоровью. Сегодня в необходимости и полезности психологической профилактики убеждать никого не надо, однако не совсем понятно, кто, как и какими средствами должен осуществлять эту работу. Что касается образования, то, как правило, все взоры тут обращаются в сторону психолога, к сожалению не располагающего соответствующими методическими разработками. В этой связи издание пособия по психопрофилактике наверняка не останется незамеченным школьными психологами.
Условно книга может быть разделена на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части, как и положено, речь идет об общих вопросах профилактики: психическом и психологическом здоровье, содержании психопрофилактической работы, ее месте в системе образования. С опорой на эти принципиальные основания автором разработана комплексная программа, составленная (что очень ценно) с учетом возрастных особенностей детей.
Понятно, что для школьных психологов несомненный практический интерес представляет вторая часть, но следует иметь в виду, что она отражает позицию автора, изложенную в первой, теоретической части. В книге проводится идея, согласно которой психопрофилактика — «системообразующий элемент деятельности практического психолога образования». Такое понимание психопрофилактики не является единственно возможным. До недавнего времени профилактика рассматривалась как одно из направлений работы психолога, наряду с консультированием, диагностикой, коррекцией и просвещением. Эти две позиции хотя и не противоречат друг другу, но подразумевают различные профессиональные приоритеты. А может быть, психопрофилактика — закономерный итог работы психолога, построенной с учетом конкретных образовательных условий?
Тем не менее разработанные автором рекомендации по организации профилактических действий (помещены в приложении) могут быть непосредственно использованы практическим психологом образования.
Очевидно, что предложенная программа будет дополняться и изменяться, так как некоторые ее положения недостаточно конкретизированы. Например, установка на совместную работу с родителями и педагогами сомнений не вызывает, но, во-первых, предполагает участие не одного психолога, а целой психологической службы, что пока воспринимается как роскошь, а во-вторых, требует известной подготовки к такому тесному контакту с родителями и педагогами психологов, привыкших работать по преимуществу с детьми.
Вряд ли можно в одном издании осветить все стороны той или иной проблемы, однако рецензируемая книга по психопрофилактике может стать надежным подспорьем в проведении мероприятий, направленных на предупреждение нежелательных отклонений в поведении детей.

Марина СТЕПАНОВА