Психопрофилактика
в практической психологии образования:
учебное пособие
|
В.Э. Пахальян
М.: ПЕР СЭ, 2003
|
Хорошо известное
положение о том, что болезнь легче предупредить,
чем лечить, относится не только к соматическому,
но и к психическому здоровью. Сегодня в
необходимости и полезности психологической
профилактики убеждать никого не надо, однако не
совсем понятно, кто, как и какими средствами
должен осуществлять эту работу. Что касается
образования, то, как правило, все взоры тут
обращаются в сторону психолога, к сожалению не
располагающего соответствующими методическими
разработками. В этой связи издание пособия по
психопрофилактике наверняка не останется
незамеченным школьными психологами.
Условно книга может быть разделена на две части:
теоретическую и практическую. В теоретической
части, как и положено, речь идет об общих вопросах
профилактики: психическом и психологическом
здоровье, содержании психопрофилактической
работы, ее месте в системе образования. С опорой
на эти принципиальные основания автором
разработана комплексная программа, составленная
(что очень ценно) с учетом возрастных
особенностей детей.
Понятно, что для школьных психологов несомненный
практический интерес представляет вторая часть,
но следует иметь в виду, что она отражает позицию
автора, изложенную в первой, теоретической части.
В книге проводится идея, согласно которой
психопрофилактика — «системообразующий элемент
деятельности практического психолога
образования». Такое понимание психопрофилактики
не является единственно возможным. До недавнего
времени профилактика рассматривалась как одно
из направлений работы психолога, наряду с
консультированием, диагностикой, коррекцией и
просвещением. Эти две позиции хотя и не
противоречат друг другу, но подразумевают
различные профессиональные приоритеты. А может
быть, психопрофилактика — закономерный итог
работы психолога, построенной с учетом
конкретных образовательных условий?
Тем не менее разработанные автором рекомендации
по организации профилактических действий
(помещены в приложении) могут быть
непосредственно использованы практическим
психологом образования.
Очевидно, что предложенная программа будет
дополняться и изменяться, так как некоторые ее
положения недостаточно конкретизированы.
Например, установка на совместную работу с
родителями и педагогами сомнений не вызывает, но,
во-первых, предполагает участие не одного
психолога, а целой психологической службы, что
пока воспринимается как роскошь, а во-вторых,
требует известной подготовки к такому тесному
контакту с родителями и педагогами психологов,
привыкших работать по преимуществу с детьми.
Вряд ли можно в одном издании осветить все
стороны той или иной проблемы, однако
рецензируемая книга по психопрофилактике может
стать надежным подспорьем в проведении
мероприятий, направленных на предупреждение
нежелательных отклонений в поведении детей.
Марина СТЕПАНОВА
|