Еще полвека
назад опытные учителя начальной школы зорко
высматривали в рядах своих учеников тех, кто
пытался писать левой рукой, и жестко пресекали
подобные поползновения. А заботливые бабушки
начинали волноваться еще раньше — с того момента,
как малыш впервые протягивал ручонку к игрушке:
не левша ли? Преимущественная активность левой
руки на бытовом уровне рассматривалась как
некоторая ущербность. И действительно: у всех
правая, а у этого — левая. Непорядок!
Вся наша цивилизация устроена согласно принципу
«Удобно для праворуких» (включая изобретенный
способ письма и принцип устройства книги: мы
переворачиваем страницы справа налево правой
рукой).
Педагоги старого поколения и родители прошлых
десятилетий, приучая всех детей без разбора
пользоваться правой рукой, руководствовались
вполне понятными практическими соображениями:
быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться
левой рукой, с их точки зрения, снижала
адаптивные возможности ребенка.
Но оказалось, что проблему леворукости нельзя
решить механическим способом. По мнению ученых,
переучивание леворукого ребенка «на правую
руку» может привести к развитию невроза и
затормозить его развитие.
Объясняется это тем, что рука и ее развитие
связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно
полушарие отвечает за работу правой руки, другое
— за работу левой руки. У подавляющего числа
людей левое полушарие является доминирующим.
Именно в нем находятся главные центры речи —
зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки
взаимосвязано с развитием речевых центров.
Особенно чувствительна эта связь в раннем
возрасте, в период становления функций.
У части леворуких детей картина оказывается
перевернутой: речевые центры у них перенесены в
правое полушарие. (И оно, соответственно, будет
доминирующим.) Согласно зеркальному принципу,
доминантное правое полушарие будет
стимулировать доминантное развитие левой руки.
Если препятствовать ее использованию в этом
качестве, это может самым неблагоприятным
образом отразиться на развитии речи и на общем
развитии ребенка.
Ситуация с передачей функций доминирования
правому полушарию рождает массу вопросов.
Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не
означает, что полушария автоматически меняются
своими функциями. Правое полушарие отвечает за
целостное восприятие, за образное и
пространственное мышление. Эти функции за ним
сохраняются. Но оно еще и нагружается
«ответственностью» за речь. Может, это
действительно ценное сочетание,
благоприятствующее развитию способностей у
детей. Однако это только предположение, не
имеющее под собой научного обоснования. Кроме
того, не у всех леворуких детей правое полушарие
является речевым, а только у 25–50% от общего числа
левшей.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической
стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли
малышу признаки леворукости. Особенно важно
знать это перед его поступлением в школу.
Специальное определение так называемого
«мануального предпочтения руки» психологи
советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет.
Квалифицированно это могут сделать только
специалисты. Но «первые пробы» под силу провести
и педагогам, и родителям — для того чтобы потом
их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Марина АРОМШТАМ
|