МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Кто из школьных психологов не
слышал от чиновников образования разных уровней
или мэтров педагогической и психологической
науки о том, что школа должна формировать
субъектность в ребенке? Вопрос, разумеется,
риторический. Но вот вопрос, на который дать
более или менее вразумительный ответ нужно, но
очень непросто: а что же такое субъектность?
Рискну предложить вашему вниманию цикл статей, в
которых раскрывается сущность этого понятия и
связанных с ним категорий. Надеюсь, что эта
информация окажется полезной для практической
деятельности психологов образования
Тот, кто ответил себе на вопрос:
«Зачем жить?» —
сможет вытерпеть
почти любой ответ
на вопрос: «Как жить?»
Фридрих Ницше
КАК БЫТЬ С БЫТИЕМ?
Человек как субъект живет в объективном мире.
Банальная фраза, всем вроде бы известная и
понятная. Но давайте задумаемся: а что такое
«объективный мир»? Объект — ведь это то, что
существует вне и независимо от нас. Значит, есть
объективный мир, одинаковый для всех, потому что
не зависящий ни от кого. Так ли это?
Возьмем такую объективно существующую и ныне
популярную вещь, как мобильный телефон. Чем он
является для разных людей? Для бизнесмена —
средством постоянно поддерживать связь со
своими партнерами. Для пятилетнего малыша —
игрушкой (сейчас во многие телефоны встроены
всякие «ходилки» и «стрелялки»). Для юной леди —
украшением, позволяющим продемонстрировать свою
нестандартность и «крутость». Для африканца из
далекого от цивилизации племени тумба-юмба — не
очень прочным инструментом для раскалывания
кокосовых орехов. А в глухой деревне, где сеть не
«ловится», мобильный телефон оказывается всего
лишь безделушкой, с которой надо регулярно
стирать пыль.
Дело не в том, что к разным людям разные предметы
оборачиваются разными своими сторонами. И даже
не в том, что каждый из нас субъективно
воспринимает окружающее. Просто мы живем не в
объективном мире (который философы называют
бытием и противопоставляют сознанию), а в своем
уникальном экологическом мире.
Сразу возникает вопрос: чем же является этот
пресловутый «экологический мир»? Ответ на него
дает теория возможностей, разработанная
Джеймсом Гибсоном: мир, в котором реально живет
человек, есть система имеющихся у данного
человека возможностей (тех, которые он уже
использовал, и тех, которые он упустил; тех,
которые у него появились благодаря другим людям,
и тех, которые он сам предоставил другим; тех,
которые у него есть сейчас, и тех, которые у него
еще только возникнут в будущем, и т.д., и т.п.)
В теории Гибсона возможность определяется как
взаимодополнительность свойств субъекта и
объекта. Иными словами, если какое-то свойство
человека и какое-то свойство объекта являются
взаимодополнительными, «подходят» друг другу, то
при их встрече возникает возможность.
Так, в нашем предыдущем примере свойство дикаря
(умение раскалывать кокосовые орехи) и свойство
мобильного телефона (наличие более или менее
прочного корпуса) взаимодополнительны —
возникает возможность «расколоть этой штукой
орех»; а свойство бизнесмена (владение навыками
набора номера) взаимодополнительно уже другому
свойству телефона (наличию
приемника-передатчика волн) — при их встрече
возникает другая возможность: «связаться по
мобильному с партнерами». А телефон-то вроде бы
один и тот же...
Кто-нибудь может спросить: а не являются такие
разные возможности всего лишь объективными
свойствами самого предмета?
В том-то и дело, что нет! Возможность «позвонить
по мобильному телефону» по своей природе не
является ни объективной, ни субъективной.
Как так? Давайте разберемся.
Позвонить можно лишь тогда, когда ты знаешь,
что такое телефон, и умеешь им пользоваться,
то есть эта возможность зависит от субъективных
свойств человека. Но и субъективной эта
возможность не является, поскольку зависит от
совершенно объективных параметров мобильного
телефона (когда аккумулятор разряжен — увы, не
позвонишь!), при этом возможность совершенно реальна.
Она реальна, но при этом не укладывается в пару
привычных противоположностей
«субъективное—объективное».
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МИР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Так что же представляет собой экологический мир?
Слово «экологический» всем известно и обычно
используется в контексте рассуждений о
необходимости защиты окружающей среды. Но у него
есть и другое, более широкое значение.
Слово «экология» состоит из двух частей: «ойкос»
и «логос».
«Logos» в переводе с греческого
означает «слово, мысль, разум, закон». Содержание
этого понятия настолько глубоко, что очень
непросто передать его полностью. Можно сказать,
что, с одной стороны, Logos как слово, мысль,
деятельность человеческого разума — это процесс
осмысления. Но осмыслить — это значит отделить
одно от другого, выявить отличия, понять, назвать.
Иначе говоря, дать всему собственное Имя. Процесс
наречения, придания Имени является чрезвычайно
важным и наполненным тайной. Ведь он связан со
сложнейшими вопросами: в чем смысл человеческого
существования и является ли сам процесс познания
смыслом бытия? Удастся ли человеку приблизиться
к раскрытию сокровенных тайн, скрытых за внешней
формой вещей предметного мира и явлений
собственного внутреннего мира?
По сути, знание «настоящих имен» всех
материальных (и нематериальных, кстати, тоже)
вещей, существующих в мире, доступно только Богу
(«В начале было слово = Logos»). Человек, способный
добраться до сокровенного — имени всех и вся — и
до своего собственного имени, становится
подобным Богу. Богу самопознающему. Понимание
этого объясняет сакральный смысл многозначности
и многообразия имен предметов и людей во многих
культурах и непознаваемости Божественного
Имени.
Однако следует отметить, что осмысление как
придание Имени это не просто навешивание на все
окружающее «бирочек» с названиями. На самом деле
через этот процесс человек в процессе
взаимодействия с миром выявляет собственные
уникальные особенности и активно «продолжает»
себя, свою сущность во всем окружающем.
Поэтому и такие разные названия дают люди одним и
тем же предметам. Мобильный телефон — это и
«болталка», и игрушка, и «клевая вещь», и
«странный предмет, которым можно раскалывать
орехи», и, наверное, многое другое.
Таким образом, «логос» — это первая базовая
характеристика экологического мира. «Логос»
есть процесс и результат активной реализации
человеком себя в окружающем мире через познание
и осмысление. В ходе этого действительность
обретает свою уникальность, то есть Имя.
«Oikos» — еще одна часть слова
«экология» — в переводе с греческого означает
«дом, родина, местопребывание». Дом здесь — это
не конкретное здание или квартира. Дом
понимается в этом случае в широком смысле.
Лет двадцать-тридцать назад очень известна была
песня, в которой были такие строчки:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе... |
Родина, дом часто связаны не просто с
конкретным местом, это скорее отраженное в самых
разных образах переживание своего единства с
окружающим миром. Не зря, наверное, популярны
были в те же годы и другие строчки: «Мой адрес —
не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз».
Впрочем, кто-то может ограничивать пространство
своего «ойкоса»-дома маленьким столом в уголке
квартиры. Кто-то — принадлежащим ему особняком
(«мой дом — моя крепость»). Кто-то включает в это
пространство населенный пункт, где он живет («мой
город меня обнимает за плечи...»). Да и
высказывание типа: «Планета — наш общий дом» —
это все-таки больше, чем лозунговая метафора.
Ведь наше время, предоставляющее очень многим
людям возможность свободных путешествий в любую
точку Земли, породило понятие «гражданин мира»
(что, конечно же, не отменяет вечного понятия
патриотизма).
Дом — это место, которое человек ощущает своим и
которое он обычно старается сделать для себя
удобным, облагородить, украсить (помните, у
Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком Принце»:
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и
сразу же приведи в порядок свою планету»?). Но
«ойкос» — это все же не синоним слова «дом»,
понимаемого как место, где «что хочу, то и
ворочу». Нельзя стать единственным и
исключительным собственником «ойкоса» и
устраивать мир по собственному разумению,
наплевав на мнение других. В понятии «ойкос»
отражается, прежде всего, способность к
преобразованию мира, переживаемого как
принятого мной и принявшего меня. Делая мой «дом»
удобным для себя, я не просто должен постараться
не ущемить возможности других, но я ответственен
за все, что происходит в этом «доме». В каждом
предмете, в каждой частичке этого «дома» я
отражаю самого себя (а каждому, наверное, хочется,
чтобы наше отражение было привлекательным?).
Таким образом, в элементе «oikos» зафиксирована
вторая базовая характеристика экологического
мира. «Ойкос» есть результат и процесс встречи
человека с миром, когда во всем присутствующем
человеку открывается он сам, когда он ощущает
максимальное со-присутствие с окружающим, дающее
ему способность к преобразованию.
И, наконец, слово «мир». Известно ли
вам, что до начала двадцатого века в русском
языке существовало два слова, звучавших
одинаково, но разных по написанию и значению?
Было слово «мир» как состояние,
противоположное войне, и слово «мiръ» как
то, что вообще окружает человека. Как объяснял в
своем словаре В.И. Даль (1994, с. 862–863), мiръ — это
«вселенная; одна из земель вселенной; наша земля,
земной шар, свет; все люди, весь свет, род
человеческий; община, общество крестьян; сходка».
Между прочим, великое произведение Л.Н. Толстого
называлось не «Война и мир», а именно «Война и
мiръ».
В понятии «экологический мир» слово «мир» тоже
употреблено именно во втором значении.
Таким образом, в элементе «мiръ» зафиксирована
третья базовая характеристика экологического
мира: он представляет собой нерасторжимое единство
физического и социального окружения данного
человека — единство, в котором отражается отношение
человека к окружающему.
Итак, в понятии «экологический мир» мы выделили
три характеристики, которые связаны с такими
субъективными психологическими явлениями, как
осмысление («логос»), отношение («мiръ») и
преобразование («ойкос»).
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
|