Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

О сказочных героях и домике для них

Психологические основы организации
обучения детей на уроках в первом классе

Окончание. См. № 37/2004

Сказочный герой

Сказочный герой, для которого дети будут строить домик, может быть гномиком, домовенком, лесовичком, лешим, бездомной Бабой Ягой, заблудившимся инопланетянином... Он должен нести тайну, волшебство, маленькое чудо.
Независимо от того, какой именно герой будет выбран учителем, интерес к нему постепенно будет угасать, а ведь он должен пройти с ребятами довольно долгий путь. Дом строится не в один день и даже не в неделю, а практически в продолжение всей первой четверти. Да и после новоселья герой, вселившийся в выстроенный для него дом, не должен исчезнуть или забыться, но стать непременным соучастником классной жизни. Таким образом, срок активной жизни сказочного героя — по крайней мере, до конца первого класса. Работа, использующая общение с этим персонажем, должна оставаться естественной и интересной, а не навязанной взрослым.
Как же можно избежать привыкания к этому герою, потери интереса, превращения его в формальный атрибут процесса учебы в классе? Что делать?
Вот несколько советов:
1. Герою нужно придумать необычное имя. Оно должно быть очень индивидуальным и отражать характер героя. Такое имя может больше и не встретиться детям в их жизни, например: Каля, Каляня, Шушуня, Буська.
2. Этот герой не должен быть пассивным тунеядцем, который все время что-то требует или просит — чтобы ему написали письмо, придумали для него что-нибудь интересное, построили дом, сделали мебель и т.д. Он сам должен наравне с детьми во всем этом участвовать, а иногда может и опередить их. Пусть он первый напишет письмо какому-нибудь конкретному ребенку лично, пусть пришлет детям смешные загадки, пусть сделает пару рулонов обоев для своего дома или, посмотрев на план своей квартиры, придуманный детьми, сделает свой, который будет чем-нибудь отличаться.
Эта работа сказочного героя, конечно в тайне от детей выполняемая учителем, поможет избежать затягивания некоторых дел, связанных с постройкой дома, реально ускорить что-то, когда это желательно. В то же время сказочный герой не должен превращаться в этакого «проверялу», вечного критика и оценщика детской работы. Его собственная работа не должна быть безупречной, эталонной. Надо, чтобы дети иногда не соглашались с этим персонажем, спорили с ним, переубеждали его, исправляли его ошибки.
Все сказанное относится и к работе на уроках учителя в его незамаскированном учительском образе, чьим эмиссаром является, по сути дела, сказочный герой.
3. Внешность героя должна быть необычной. Неинтересно верить в существо, точь-в-точь похожее на то, которое есть у тебя или твоего друга или которое ты видел в ближайшем ларьке с игрушками. Поэтому лучше, если учитель сам сделает этого героя. Форма тела и материал большого значения не имеют, однако важно сделать глаза живыми и выразительными. Их можно расположить поближе друг к другу, четко прорисовать зрачки, чтобы было видно, куда он смотрит. Лучше, если герой будет маленьким и сумеет поместиться в ладошку. К тому же небольшой размер поможет герою легко прятаться в классе и наблюдать за детьми из укромного уголка, оставаясь до поры незаметным для них.
Туловище можно сделать из заячьего хвостика, кусочка любого искусственного или натурального меха. Набить его можно ватой, или лоскутками, или гречневой крупой — тогда оно будет более убедительным на ощупь. Конечности — из проволоки, обмотанной ниткой или тесьмой. Но прежде чем обматывать проволоку, надо точно найти место рук и ног относительно туловища. Ступни и ладони могут быть картонные, обтянутые тканью и плотно прикрепленные к проволоке. Детали личика — из ткани, плотной бумаги, картона, клеить лучше клеем ПВА.
Герой не обязательно должен иметь все части тела и лица — например, он может не иметь рук, носа или рта. Голова и туловище, скорее всего, будут представлять собой один объем. Отсутствие рта может обозначать стеснительность героя — и это будет читаться в его внешности, отсутствие рук — боязливость и неуверенность.
4. Это правило самое важное. Чудо, тайна, волшебство быстро исчезнут, если мы в любой момент можем увидеть героя, взять его в руки, потрогать, поиграть. Следовательно, особенно в первое время, нельзя давать детям героя в руки и самому брать его в руки при детях. Пусть герой появляется каждый день в разных местах класса. Сегодня — выглядывает из-за цветка в горшке, завтра — из-под карниза с портьерой, послезавтра — из-за картины на стене. Заметят его не все, а только кто-то из детей, кто в него уже поверил и высматривает специально.
В конце урока учитель может шепнуть кому-то из детей на ухо, куда надо посмотреть — тихо-тихо, чтобы не спугнуть, и сразу уйти. Как только дети после урока выйдут из класса, героя надо сразу перепрятать в другое место. Счастливчики, видевшие его, проболтаются и наверняка вернутся с друзьями и подружками посмотреть еще раз — а его уже нет, спрятался, убежал. Скоро все дети начнут каждый день исподтишка искать глазами героя в классе.
Пускай он появляется где-нибудь в недоступном для детей месте: «смотрите-смотрите, а в ручки не дамся». Только к концу строительства герой может спуститься и даться детям в руки. В это время у детей уже появилось терпение, сложилось бережное отношение к нему. Те, кто верит, что он живой, «взаправдашний», уже не разочаруются и в руки его возьмут тихонько, бережно, а кто не верил в него — уже и не поверит. Взять же героя в руки в конце строительства будет просто необходимо, потому что для изготовления мебели и других предметов обихода нужны его размеры.
5. Наверняка возникнет вопрос: «а он живой?» Как ответить, не обманывая? Можно рассказать такую историю.
Когда-то все люди верили, что любой предмет имеет душу, живет своей жизнью. Люди разговаривали с Солнцем и Водой, Землей и Домами, Деревьями и Игрушками. Но постепенно, в суете и заботах, многие забыли о тихой жизни вокруг нас. Забыли и не верят в эту жизнь. А значит — не видят этой жизни, не разговаривают с Солнцем, Землей, Водой. Разучились даже понимать Деревья и Дома... Живут своей жизнью, серой и скучной. Только дети, пока они маленькие, знают и помнят о жизни вокруг. Пока они это помнят и в это верят, все — и Солнце, и Деревья, и Игрушки — живут для них и радуются вместе с ними, разговаривают с ними. Это — лучшие друзья и помощники детей. Потом дети подрастают, у них появляется все больше дел и забот, и они становятся такими же глухими и забывчивыми, как взрослые. И Солнце для них становится просто солнцем, Вода — просто водой, а верные, любимые, ласковые Игрушки — обычным плюшевым, пластмассовым или резиновым хламом. И все-таки, если и взрослый точно знает, уверен, что все вокруг живое, то и для него все станет жить своей настоящей жизнью — и Солнце, и Вода, и Дома, и Деревья, и Игрушки...
Так что только ты сам можешь сказать, живой он для тебя или нет.
6. Герой должен быть близок детям. Он такой же, как они: пишет с ошибками и печатными буквами, использует такие же словечки, как они, обижается и радуется по мелочам. Все это должно отражаться в его письмах. Кроме того, он не забывает поздравить того, у кого сегодня день рождения, и у него самого может случиться день рождения. Он вежливый — всегда говорит спасибо, даже за очень маленькое дело, которое сделано для него с душой. Он может болеть гриппом, уезжать на каникулы к бабушке и привозить от нее гостинцы: варенье, шишки, целую кучу интересных старых журналов и газет — мало ли какие гостинцы ему дает его бабушка. Он всегда делится этими гостинцами с детьми. Он иногда делает глупости и даже мелкие пакости, но не со зла, а по простодушию и недоразумению.
7. Если учитель сам любит этого героя и с удовольствием играет в него, то и дети полюбят. А иначе и браться не стоит.

Теперь о доме

Всегда самое трудное — начинать и заканчивать строительство. Как начинать? Можно и так:
1. Получив письмо от героя (пусть он будет домовым), дети все вместе обсуждают, что должно быть в доме, чтобы домовенку в нем хорошо и удобно жилось.
2. Каждый ребенок рисует свой план домика — как может. У кого-то будет вид сверху, у кого-то — сбоку. На этом плане каждое помещение (комнату, коридор, балкон и т.д.) надо обозначить цифрой, а внизу, под планом, как полагается, расшифровать, что какая цифра значит (например, 1 — спальня, 2 — прихожая). Планы вывешиваются в классе на стенку, чтобы все — и дети, и домовенок — могли их посмотреть.
3. Учитель на основании всех детских работ, учтя все идеи (бассейн, каток, кинозал — все, что только напридумают дети), делает свой план, который и ляжет в основу постройки. Этот план должен быть потом переведен на картон — основание будущего дома.
4. Дети получают от домового письмо с благодарностью за работу, а также план дома, на котором пронумерованы все помещения и имеется расшифровка всех цифровых обозначений. Дети, сверяясь с планом и письмом, в котором есть объяснения к плану, разбираются, где какие помещения.
5. Дети договариваются между собой, кто для какого помещения дома будет делать пол и какой это будет пол: паркет, линолеум, плитка, какой рисунок.
Работа по строительству дома ведется иногда всеми детьми класса, иногда — подгруппами, а иногда и индивидуально.
Со всем классом естественно обсуждать общие моменты (что бывает в доме, какие кто видел обои и т.д.), договариваться, кто что будет делать, делиться на группы.
Конкретные действия по строительству происходят в группках детей или выполняются ими индивидуально. Поэтому групповая и индивидуальная работа занимает гораздо больше времени, чем общеклассная.
Если учитель видит, что дети уже устали, исчерпались, что работа по постройке домика превращается для них в скучную обязанность, то ему стоит самому сделать какую-то значительную ее часть, представив это как сюрприз от сказочного героя, который захотел помочь детям и по секрету ночью работал.
Обязательно нужно закончить домик, как бы трудно это ни было — это первое общее дело детей и учителя, нельзя оставить его недоделанным, иначе подобное отношение сложится и ко всем другим делам.

Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ,
Александра КОЗЛИНА,
Научно-внедренческая лаборатория
психопедагогики образования,
Институт психологии
им. Л.С. Выготского РГГУ

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина керамической плитки и керамогранита КЕРАМОГРАНИТ.RU. Воспользовавшись предложением интернет магазина КЕРАМОГРАНИТ.RU, Вы сможете по выгодной цене приобрести высококачественную керамическую плитку от ведущих отечественных и зарубежных производителей. В широкий ассортимент интернет магазина входит плитка Bertini Mosaic (Китай), и продукция более двухсот других фабрик, которая идеально подойдет для ремонта ванной комнаты, обустройства кухни и других помещений. А так же к Вашему вниманию услуги опытных профессионалов, которые помогут составить максимально красивый и удобный дизайн интерьера, будь то дизайн ванной комнаты или целого строящегося дома. Скидки, акции и доставка товара по Москве и Московской области позволят совершить покупку через интернет магазин КЕРАМОГРАНИТ.RU с экономией Ваших денег и времени.